Татьяна Решетняк
Консультация для родителей «Как организовать ребенку занятия по развитию речи в домашних условиях?»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое общение — социальный навык, который формируется только при помощи других людей в возрасте от трёх до шести лет. Любые проблемы развития речи у детей нужно выявить и скорректировать в дошкольном возрасте. Это важно не только для успешной учёбы или нормальной социализации, но и потому что потом, когда ребёнок станет старше, может быть поздно. Ведь лучше предотвратить, чем потом водить ребенка к специалистам.
Публикация «Консультация для родителей „Как организовать ребенку занятия по развитию речи в домашних условиях?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Самое простое и эффективное, что вы можете сделать, чтобы у ребёнка не было проблем с речью, — разговаривать с ним. С первых дней его жизни. При этом общение не должно сводиться к однообразным бытовым функциям: «иди поешь», «пора спать». Обсуждайте всё, что происходит вокруг, подробно отвечайте на любые «почему» и спрашивайте сами, рассказывайте истории, шутите. От того, как вы общаетесь с ребёнком, во многом зависит, как он будет строить отношения с людьми всю жизнь.
Чтобы у малыша хорошо формировалась речь, необходимо говорить с ним:
• грамотно, чётко, разборчиво и с расстановкой;
• простыми законченными предложениями;
• периодически повторяя новые слова, чтобы ребёнку было легче их запомнить;
• с разными интонациями и темпом;
• выразительно, содержательно и логично.
Пока дети учатся говорить, они путают слоги и звуки или выдумывают заменители слов, которые им трудно произнести. Взрослых это обычно умиляет, и они начинают использовать «неправильные» слова в общении с ребёнком и даже между собой. Этого делать не рекомендуется: ребёнок может так и привыкнуть говорить, а переучиться будет трудно. Ругать малыша за ошибки, конечно, не стоит. Не перебивая, мягко поправляйте его каждый раз, и он научится говорить правильно.
Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо почаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 15-20 минут. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Важно разнообразить игры и упражнения. Занятия должны нравиться ребенку – это обязательное условие.
Для этого:
• выбирайте время для занятий, когда ребенок
сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует;
• вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз;
• сохраняйте интерес ребенка к занятию. Если игра или упражнение кажутся ребенку скучными, найдите ему замену.
• не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть.
Очень важны для ребенка дошкольного возраста игры на обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Займитесь вместе с ребенком изготовлением альбома с фотографиями самого ребенка : как он ест, гуляет, спит, играет и т. п. Вырезайте, фотографируйте или подбирайте походящие картинки из старых журналов, раскрасок по темам занятий, таких как «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т. п. Ребенок с большим удовольствием будет учиться говорить фразами, запоминать новые слова, чем по обычным книгам. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы, а если ребенок еще мало говорит, то сами же на них отвечайте.
Развивая речь, важно подготовить и органы артикуляционного аппарата к чистому произношению звуков. В норме, все звуки речи должны быть сформированы к 4-5 года. Однако если у ребенка этого возраста еще не все звуки сформированы, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно, такт как можно навредить ребенку. Подготовительные же упражнения, направленные на тренировку органов артикуляции к чистому произношению, родители могут использовать в своих домашних занятиях. Главное, все подготовительные упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю по 5-10 минут.
Правильное речевое дыхание - один из важных компонентов в развитии речи ребенка дошкольного возраста, ее энергетическая база. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать нос открытым. Ведь для того, чтобы можно было легко произносить развернутую фразу, нужно владеть плавным и достаточно продолжительным выдохом через рот. При физиологическом дыхании вдох и выдох равны и чередуются непрерывно. Основа речевого дыхания – это плавный и длительный выдох. При формировании речевого дыхания необходимо подобрать для ребенка такие упражнения, которые способствовали бы развитию длительности и плавности выдоха. Следует помнить, что воздух набирается через нос, а щеки при этом не надуваются. На начальном этапе их можно прижимать ладошками. Чтобы не закружилась головка у ребенка, достаточно 3-5 повторений игрового упражнения на дыхание.
Развивайте мелкую моторику.
• Нервные окончания на кончиках пальцев связаны с речевыми участками коры мозга. Поэтому развитию речи помогают пальчиковая гимнастика, игры с конструктором и бизибордами, лепка из пластилина, рисование пальцами, сборка пазлов и другие развивающие занятия.
Играйте в коррекционные игры.
• Есть много весёлых способов развить речевой аппарат. Например, гимнастика для языка, когда кривляться не только можно, но и нужно! А ещё свистульки и мыльные пузыри — узнайте у логопеда, как можно использовать их с пользой. Кроме того, есть сотни забавных упражнений на произношение разных звуков, которые ребёнок с удовольствием будет повторять за вами.
Читайте художественную литературу.
• Дети, которым с младенчества читают книжки, легко овладевают грамотной речью. Слушая сказки и стихи, ребёнок усваивает готовые языковые формы, воспринимает словесные образы и знакомится с новыми понятиями. В результате его речь становится чище, богаче и выразительнее.
Все мы знаем, что игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни. Игры – необходимое занятие для ребенка, в них он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия бывают связаны с чувством удовольствия, интереса. Но а также вовремя игр, можно улучшать навыки, так мы нашли для вас подходящую картотеку игр по развитию речи, которой вы можете пользоваться дома.
https://rodnichok.rzn.prosadiki.ru/media/2020/04/16/1252723479/Didakticheskie_igry_na_razvitie_rechi_dlya_detej_3-4_let.pdf
Памятка для родителей :
1. Не ограничивать двигательную активность ребёнка.
Например, можно шагать или прыгать, при этом на каждое действие (шаг или прыжок) называть слово на заданный звук.
2. Проводить занятия можно не за столом, а в пространстве квартиры: на ковре, на диване, возле холодильника (с магнитами, в ванной и т. д.
3. Для занятий используйте игрушки, бытовые предметы. Например, привези мне на своём грузовичке только зелёные прищепки.
4. Заниматься во время прогулки.
Гуляя по городу, в парке, называйте все предметы, которые встречаются.
Называйте цвет проезжающих мимо автомобилей, цифры – на номерах машин. Знакомьте с понятием «больше-меньше» (куст-дерево, легковой автомобиль-грузовой, «справа-слева», «дальше-ближе». Считайте ступеньки, пока поднимаетесь в квартиру. Наблюдайте за объектами живой и неживой природы, отмечайте изменения в природе в дневнике наблюдений, который можно изготовить совместно с ребёнком.
5. Ввести интересный персонаж (кукла-рукавичка или мягкая игрушка, которая будет предлагать ребёнку интересные задания, и хвалить его за старание.
6. Выполнять короткие задания можно на ходу, стоя. Например, принести или назвать предмет, название которого начинается на звук А. Или предложите дорисовать чёрные точки божьей коровке и сказать, что это насекомое может делать.
7. Учить ребёнка концентрировать внимание, выполняя простые задания на развитие бытовых навыков. Например, просите ребё нка расставить в прихожей обувь: «Ставь сначала самые маленькие туфли, это туфли Вани. Затем туфли побольше, это мамины. А затем самые большие – папины». Пусть ребёнок расскажет, в каком порядке он поставил обувь.
8. Говорите правильно. Некоторым мамам трудно удержаться от «сюсюканья», но это не помогает формированию правильных речевых навыков. Пусть ребёнок в свое удовольствие называет булочку «бубаськой» а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит неправильный вариант. И впоследствии ребёнка придется переучивать.
9. Чтобы научить ребёнка говорить, развивайте у него мелкую моторику рук. Играйте с ним в «пальчиковые» игры, стимулируйте его к тому, чтобы он научился совершать руками такие операции, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, есть ложкой.
10. Поощряйте познавательные способности ребёнка. Чтобы научить ребёнка говорить, мало развивать его артикуляционные навыки. Необходимо, чтобы он в уме соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями. Поэтому, когда ребёнок без конца пристает к вам с вопросами, рассказывайте ему обо всем, что ему интересно.
11. Читайте ребёнку побольше книжек. Это не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса, закреплению в памяти уже известных ребенку слов. Заведите правило, даже младшим школьникам, читать перед сном. Пусть это займет 30-40 минут в день, но положительные результаты не заставят себя ждать: у ребёнка повысится речевая активность и познавательный интерес.
12. Обязательно объясняйте ребенку значения новых слов, почаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше вопросов.
13. Расширяйте словарный запас, учите причинно-следственным рассуждениям.
Начать можно с игры в антонимы: большой - маленький, холодный - горячий и т. п. Отлично развивает речевую активность игра "Кто кем будет” : яйцо цыпленком, мука - хлебом, мальчик - мужчиной и т. д. Попросите ребенка продолжить предложение, например: "Листья с деревьев облетели, потому что. ”. Предложите ребенку подобрать синонимы к словам.
Вовлекайте в игры других членов семьи.
14. Необходимо помнить, что ребенок не рождается с умением красиво говорить. Ораторское мастерство – приобретенный навык, который ребенку надо развивать с детства. Например, когда ребёнок, читая стих, спешит, важно объяснить ребенку, что слушатели должны понять содержание теста. Ведь, если слова не понятны, стих не понравится слушателям. Чтобы ребенок читал выразительно, родители должны на собственном примере показать, как это делать, т. е. прочитать стихотворение медленно, с паузами, с интонацией. Можно найти стихотворение в интернете и прослушать, как его читают профессиональные чтецы.
15. Если ребенок стесняется, говорит тихо, запишите его на диктофон и дайте послушать. А потом скажите: "Давай потренируемся, и ты расскажешь папе стих так, чтобы было хорошо слышно слова. И не торопись, ведь когда говоришь быстро, не все хорошо слышат и понимают сказанное". А еще очень важно в обучении позитивное воспоминание. Хвалите ребенка, даже если он неидеально произнес речь.
16. Называйте вещи своими именами.
Дети часто путают похожие по смыслу слова: например, перчатки называют варежками, блюдца - тарелками и т. д. Чтобы ребенок увидел различия, можно предложить рассмотреть и нарисовать близкие понятия, проанализировать те детали, которые характеризуют каждое из них. Пусть ребёнок дорисует манжеты к варежке и пальчик к перчатке. Опора на зрительный анализатор позволит ребенку наглядно представить и лучше запомнить эти слова.
17. Избавляйтесь от «слов-паразитов».
Договоритесь с ребенком о системе штрафов и поощрений за их употребление. 18. Используйте для занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг.
«Это автомобиль. Что у него есть?" — "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. "
— «Что есть у дерева?" — "Корень, ствол, ветки, листья. " и т. д.
19. Закрепляйте свойства предметов в словесных играх.
Спросите у ребенка : "Что бывает высоким? Что ты видищь высокое?" — "Дом, дерево, человек. «
— «Что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" — "Река, улица, лента. " — "А что шире — ручеек или река?"
Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др.
Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.
20. Учите детей рассказывать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте.