Лариса Суслова
Консультация для родителей «Как научить ребенка читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему и зачем учат дошкольника читать?
Давайте сначала разберемся, зачем и почему взрослые учат дошкольников читать, ведь обучение чтению - часть общеобразовательной программы первого класса школы. Вариантов ответа на этот вопрос множество:
- вы сами рано научились читать, считаете, что и ваш ребенок должен так же рано научиться читать (но ваш ребенок - это не вы, - возможно, он совсем другой и умеет сейчас делать то, чего вы не умели делать в его возрасте);
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка читать“» размещена в разделах
- вам кажется престижным, если ваш ребенок уже до школы научится читать (а почему бы ни научить вашего ребенка решать уравнения);
- вы думаете, что ему проще будет учиться в школе, уже умея читать (а вдруг ему будет неинтересно учиться);
- вам надоело ему читать детские книжки вслух - "пусть читает сам" (детские книги авторы пишут для того, чтобы именно взрослые читали их детям вслух, а дети еще не скоро смогут сами с интересом читать их);
- ребенок проявляет интерес к буквам и хочет научиться читать.
Первые правила, обязательные для успешного обучения чтению
- Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
- Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
- Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.
- Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
- Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
- Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому обязательно сочетайте упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет ваша фантазия).
- Нежелание ребенка заниматься - знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?
- Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
- Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
- Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
- Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение : такие занятия не принесут успеха.
Дидактические игры обучения чтению
Игра «Солнышко»
На рисунке изображено солнышко с лучиками. В центре помещается изучаемая буква, а на концах лучиков остальные буквы. Переходя от центра по лучику нужно назвать слог, который получается. Можно двигаться и в обратном направлении.
Схожая игра называется «Часики». В центре стрелки помещается основная буква, а по циферблату остальные. Перемещая стрелку, называем получившийся слог.
Игра «Побежим по дорожке»
Подобрать картинку с короткой извилистой дорожкой. На ней разместить кружочки с напечатанными слогами. Ребенок получает фишку и начинает ее передвигать вперед, называя по пути слоги. Можно устроить командную игру — кто пройдет быстрее и не ошибется.
Игра с кубиками
Для кубиков со слогами можно придумать множество заданий:
прочесть все слоги на кубике;
выбрать кубики, чтобы составить слово;
заменить (добавить) в составленном слове один слог, чтобы получилось новое слово;
подобрать к картинке слог, который первый в названии изображенного предмета.
Можно даже просто давать ребенку коробку с такими кубиками, а способ игры с ними он может придумывать сам.
Таблица слогов
Сделайте интерактивную таблицу слогов. Она изготавливается по принципу таблицы Пифагора. Строчки в таблицу нужно добавлять по мере изучения новых букв. Задания для работы с таблицей могут быть следующие:
найти указанную букву и прочитать все слоги с ней;
найти в таблице названый слог;
показать в таблице названные слоги и составить из них слово;
нарисовать лучики между слогами, чтобы получилось слово.