Виноградова Нина Аркадьевна
Консультация для родителей «Искусство вышивки»
▼ Скачать + Заказать документы
Издавна рукоделие было традиционным занятием женщин, которые с детства учились шить, вышивать, вязать и сами изготавливали для себя одежду для себя и детей, предметы интерьера, украшения и аксессуары.
В настоящее время различные направления рукоделия пользуются не меньшей популярностью, хотя чисто практическая их направленность отошла на второй план. Многим нравится своими руками создавать прекрасные вещицы, способные украсить дом, дополнить имидж. Кроме того, исключительность и неповторимость вещей, сделанных своими руками, придает им особое очарование.
Публикация «Консультация для родителей „Искусство вышивки“» размещена в разделах
Вышивка – способ украшения одежды и предметов интерьера узорами, выполненными цветными нитками. Этот вид рукоделия возник очень давно, возможно именно тогда, когда первобытная женщина сшила первую одежду из шкур.
Искусство вышивки развивалось вместе с человеком и зачастую служило средством выражения его отношения к окружающему миру. Именно поэтому узоры вышивки порой символичны и связаны с верованиями и обрядами того или иного народа.
В древние времена различные виды вышивки имели свое предназначение. Очень часто с ее помощью подчеркивалось социальное положение. Так, на найденном в Египте одеянии фараона, наряду с цветочным орнаментом, вышиты узоры, которые имели право изображать на своей одежде только особы, принадлежащие к царскому роду.
Вышивка была распространена не только в Древнем Египте, но и в Древней Греции. Свидетельством тому служит найденная при раскопках ваза, датируемая 5 в. До н. э., на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах. Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей.
В культуре славянских народов вышивка также играла важную роль. Одежду расшивали разного рода орнаментами, которые не только украшали ее, но и служили оберегами от зла. Неслучайно вышивка располагалась на вороте, подоле, краях рукавов, то есть именно в тех местах, где тело человека было открыто. Определенные узоры предназначались для украшения праздничных и свадебных нарядов, ритуальной одежды. На Руси существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, окон, икон. Вышитые изделия считались оберегами, поэтому их дарили на свадьбу, рождение ребенка.
В 10-12 вв. вышивку стали использовать не только в ритуальных целях, но и для украшения различных вещей (сарафанов, занавесок, головных уборов, полотенец, скатертей, постельного белья и т. д.). В то время рукодельницы умели вышивать самые различные узоры, начиная от простых геометрических фигур и заканчивая сценками из жизни. Соревнуясь между собой в мастерстве, они постоянно совершенствовали приемы вышивки.
Техника вышивки зависела от структуры ткани, видимо именно поэтому одним из наиболее распространенных видов стала вышивка крестиком, где стежки располагаются параллельно нитям утка и основы, а также по диагонали. Столь же древним является и способ вышивки гладью.
Большое значение придавалось не только виду орнамента, но и его цветовой гамме. Определенные сочетания цветов в вышивке являлись визитной карточкой той или иной народности, региона, а иногда и отдельной деревни.
Таким образом, народная вышивка всегда была тесно связана с культурными традициями, в отличие от городской, которая в большей степени была подвержена влиянию моды.
Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.
Программа детского сада предусматривает обучение простейшим швам, соблюдение правил техники безопасности при работе с тканью.
При обучении швам, воспитатель обращает внимание детей на посадку, на правила техники безопасности, показывает, как надо придерживать ткань, как обрезать нитку и продевать ее в ушко иглы. От всего этого зависят результаты обучения детей шитью.
При первоначальном обучении детей ручным швам на ткани по линейке проводят тонкие линии карандашом. Для этого можно использовать бумагу в клетку. Вся эта подготовка к обучению шву «вперед иголку» осуществляется для того, чтобы, во-первых, стежки ложились ровно по линии, так как это очень важно при выполнении практических работ, во-вторых, с первых же этапов обучения самому простому шву дети приучаются к тому, чтобы стежки были одинаковой длины.
Необходимо с первых же дней занятия по шитью учить детей делать двойные проколы, так как техника выполнения всех других швов построена на этом принципе.
При обучении шитью дети встречают трудности, которые выражаются в следующем: дети затягивают стежки, выполняют стежки разной длины. Для более успешного обучения швам используют наглядные пособия. Выкройки готовит сам воспитатель.
Одной из первых работ следует считать изготовление игольник в виде папки. Из плотной бумаги делают обложку – папку, внутрь которой вклеивают прямоугольник фланели для хранения иголок и булавок. С первых занятий дети должны научиться бережному отношению с иголкой, тщательному их хранению. Применение этого приспособления воспитывает культуру труда.
Материалы для работы: кусочки фланели гладко-крашенной или набивной размером 90 на 120 мм для вкладыша, кусочки цветной бумаги для украшения обложки аппликацией.
При выполнении вручную работы по шитью весь процесс сводится к тому, что иглу с ниткой вводят в ткань и через определенное расстояние выводят из нее. На ткани остается след различной длины в зависимости от того, на каком расстоянии друг от друга были сделаны оба прокола. След от нитки на ткани принято называть стежком.
Шов «вперед иголку» в зависимости от своего назначения может выполняться различными по длине стежками – от 1,5 мм до 3 см. Игла при этом передвигается в одном направлении – справа налево по отношению к изделию. Такой шов используют главным образом для временного скрепления частей изделия. Это сметочный шов. Использовать шов «вперед иголку» в качестве сметочного шва крайне необходимо, на всех этапах обучения шитью, в том числе при выполнении самых элементарных изделий. Шов «вперед иголку» может быть и украшающим, если его выполнять цветными нитками мелкими стежками или крупными стежками определенной длины.
Шов «вперед иголку» с перевивом является элементарным украшающим швом, выполняемым в два приема. Сначала прошивают по линии рисунка швом «вперед иголку». Затем меняют цвет нитки, закрепляют ее у начала строчки и поддевают иголкой каждый стежок. Если иглу подводить под каждый стежок то сверху, то снизу, нитка ложится между стежками змейкой.
«Метка» весьма необходима для детей. Хорошо пришить метку к полотенцу, к салфетке. Получив необходимые практические навыки, они могут вышивать дома нужное количество меток, что особенно понадобится. При изготовлении метки понадобится новый прием разметки ткани по продернутым нитям, а также вводится новый способ обработки края ткани. До сих пор для разметки ткани по выкройке применялся один прием: выкройку обводили карандашом и по линии карандаша вырезывали заготовку. Второй способ - продергивание нитей по ткани по краю выкройки. По линиям, где продернуты нити, легко вырезать заготовку.
Метка по сравнению с другими изделиями – самая маленькая по размеру изделие, которое выполняет ребенок. Отсюда особенность ее оформления – необходимость вышивать буквы на метке очень мелкими стежками.
После освоения шва «вперед иголку» дети знакомятся с четырьмя швами: «назад иголку», «стебельчатый», «тамбурный», «бархатный» - и овладевают технологией их выполнения.
Шов «назад иголку». Этот шов с лицевой стороны напоминает шов «вперед иголку». Выполняется он так: проколов ткань со стороны изнанки, иглу протягивают на лицевую сторону. Отступив на расстояние нескольких нитей назад, делают прокол вниз и, пропустив тройное количество нитей, по сравнению с лицевым стежком, протягивают иглу на лицевую сторону.
Этот соединяющий шов, используемый для скрепления деталей, - «стебельчатый шов». По внешнему виду шов напоминает витки шнура. Шов выполняется слева направо. Сделав прокол с изнанки на лицо, пропускают несколько нитей на ткани. Иглу направляют вниз и вытягивают на лицо посередине первого стежка. Каждый новый стежок начинается с середины с середины предыдущего стежка. Если стежки с внешней стороны мелкие, то шов получается более аккуратный и плотный. Удлиненные стежки делают шов более растянутым. Работа такими стежками выполняется быстро, но выглядит не совсем аккуратно.
«Тамбурный шов» применяется для контура или для сплошного заполнения узора. Начинают тамбурный шов выводом иглы вместе с ниткой с изнанки налицо. Иглу вводят с лица на изнанку в тот же прокол, из которого вывели нить, и, пропустив несколько нитей ткани, выводят ее на лицо. Этот шов имеет одну особенность: если после выполнения шва потянуть за конец нити, шов распускается. Помня эту особенность, нужно хорошо закреплять конец нити в процессе вышивки.
«Бархатный шов». Данный шов применяется для вышивания. Шов выполняется между двумя параллельными линиями шириной от 5 до 10 мм. Шов выполняется слева направо. Проколы ткани иглой осуществляют справа налево. Затем на верхней и нижней вспомогательных линиях поочередно.
Методика трудового обучения детей включает широкий круг вопросов. Одним из важнейших следует считать разработку и совершенствование методов и приемов обучения, отвечающим целям и задачам содержанию трудового обучения.