Анастасия Дрозд
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития пространственных представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в собственном теле.
Формирование пространственных представлений связано с использованием различных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Наиболее естественной, онтогенетически ранней и закрепленной опытом человека системой ориентации является схема тела.
Основное упражнение на формирование пространственных представлений заключается в связывании каждого направления с определенным движением: «вперед», «назад», «вверх», «вправо» и «влево» — простой шаг или прыжок на двух ногах в соответствующем направлении; «вниз» — приседание. Также закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т. п. Вначале ребенок выполняет движения вместе со взрослым, который поясняет каждое направление, создавая тем самым основу для дальнейших манипуляций с внешним пространством. Затем происходит постепенное сокращение движений и переход от совместных к самостоятельным действиям, а также переход от внешнего к внутреннему плану.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Ориентировка в пространстве. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
1. Упражнение: «Части тела».
Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названий частей тела.
Ход игры: Один из участников дотрагивается до какой-либо части тела соседа, например, левой руки, и спрашивает: «Это моя левая рука?» Сосед подтверждает или опровергает ответ. Игра продолжается по кругу.
2. Упражнение: «Определи по следу».
Оборудование: лист бумаги с нарисованными отпечатками рук и ног в разных направлениях.
Задание: определить, от какой руки или ноги (левой или правой) оставлен отпечаток.
3. Упражнение: «Зеркало».
Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названий частей тела.
Оборудование: настенное зеркало.
Ход игры: ребенок и логопед встают рядом лицом к зеркалу и выполняют одинаковые движения с проговариванием: «хлопнуть над головой», «у правого уха», «у левого уха», «за спиной», «под подбородком» и т. д.
4. Упражнение: «Путаница».
Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названий частей тела, развитие внимания.
Ход игры: ребенок стоит напротив логопеда. Логопед намеренно показывает неправильные движения, а ребенок должен выполнить задание правильно.
2. Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве.
Ориентировка в пространстве является важным этапом в развитии пространственных представлений. Необходимо формировать у ребенка осознание двигательных возможностей и расширять диапазон движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. В результате упражнений у ребенка формируются навыки, которые становятся основой для развернутых произвольных действий.
1. Упражнение: «Что наверху, что внизу».
Цель: развитие умения определять верхнее и нижнее направления.
Ход игры: из геометрических тел построена башня. Ребенка просят определить и назвать, что находится наверху, а что внизу.
2. Упражнение: «Что находится справа (слева) от меня?»
Цель: развитие умения определять направления относительно своего тела.
Ход игры: ребенка просят, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа (слева) от него. Затем ребенка поворачивают и задают вопрос: «Что теперь справа (слева) от тебя?»
3. Упражнение: «Робот».
Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание координат пространства.
Ход игры: ребенок изображает робота, точно выполняющего команды: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть)» и т. д.
4. Упражнение: «Звери фотографируются».
Цель: определение положения предметов относительно других предметов.
Оборудование: игрушки зверей, игрушечный фотоаппарат.
Ход игры: логопед-фотограф ищет кадр, а ребенок-помощник рассаживает зверей: лисичку — справа от зайца, мишку — слева от мышки и т. д.
5. Упражнение: «Веселые картинки».
Цель: определение положения предметов относительно других предметов на картинке.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры: ребенок анализирует изображения и определяет, с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, какой рукой он действует и т. п.
3. Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.
Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к ориентации в двухмерном пространстве, то есть на плоскости листа. На первых этапах работы ребенка знакомят с горизонтальным и вертикальным расположением листа (альбомный и книжный вариант, учат определять стороны и углы листа, верхние и нижние, правые и левые координаты листа.
Затем, на основе сформированных представлений, ребенка обучают располагать и называть предметы и рисунки, находящиеся по сторонам и углам листа. Следующий этап включает работу в тетради в клеточку – «Графические диктанты». Важно предварительно научить ребенка отступать необходимое количество клеток от края тетради и предыдущей работы, а также пропускать нужное количество клеток.
1. Упражнение: «Проведи линию».
Цель: формирование пространственных представлений посредством графических диктантов.
Оборудование: бумага, карандаши.
Ход игры: по инструкциям логопеда, ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т. д.) в заданном направлении от определенной точки, не отрывая карандаш от бумаги.
2. Упражнение: «Графический диктант».
Цель: формирование пространственных представлений с помощью графических диктантов.
Оборудование: лист бумаги в клетку, карандаш.
Ход игры: начиная из заданной точки, следуя инструкциям логопеда, ребенок проводит линии в указанном направлении.
3. Упражнение: «Раскрась, как я скажу».
Цель: усвоение понятий «Левая сторона листа – правая сторона листа».
Ход игры: раскрашивание или рисование по инструкции, например: «Найди маленький треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом. Найди самый большой треугольник на правой боковой стороне листа, раскрась его зеленым карандашом. Соедини треугольники желтой линией».
4. Упражнение «Лесная школа» (Л. С. Горбачева).
Цель: моделирование сказочных историй.
Оборудование: для каждого ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона.
Ход игры: «Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.
В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.
Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне». Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса».
5. Упражнение «Птичка и кошка».
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка.
Ход игры: логопед предлагает ребенку смоделировать сказочную ситуацию:
«Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».
4. Игровые приемы, направленные на развитие пространственных представлений через перцептивные действия.
Эти упражнения являются важным этапом в развитии оптико-пространственных представлений, в ходе которых ребенок может творчески манипулировать различными объектами. В дальнейшем, в процессе игрового конструирования цифр и букв из мозаики, пластилина, проволоки и других материалов, будет осуществляться подготовка к школьному обучению.
1. Упражнение: «Конструирование предметов из заданных частей».
Цель: формирование пространственных представлений посредством манипулирования разнообразными объектами.
Оборудование: кубики, пазлы, мозаики, разрезные картинки и т. п.
Ход игры: ребенку предоставляется образец целого изображения, после чего ему предлагается собрать аналогичное изображение из предоставленных частей.
2. Упражнение:
Цель: развитие пространственных представлений через перцептивные действия.
Ход игры: ребенку предлагается сложить фигуры из палочек по образцу, изображенному на рисунке; затем сложить из четырех частей геометрические фигуры – круг и квадрат. При возникновении трудностей задание выполняется поэтапно:
• А) Составление фигуры из двух, затем трех и четырех частей;
• Б) Складывание круга и квадрата по образцу рисунка с пунктирно обозначенными составляющими частями;
• В) Складывание фигур путем наложения деталей на пунктирный рисунок с последующим конструированием без образца.
3. Упражнение: «Найди форму в предмете и сложи предмет».
Оборудование: конверт с геометрическими фигурами.
Ход игры: перед детьми размещаются контурные изображения предметов, составленных из геометрических фигур. Каждому ребенку выдается конверт с геометрическими фигурами. Задача – сложить данный предмет из предоставленных геометрических фигур.
4. Упражнение: «Картинка сломалась».
Задание: дети должны сложить картинки, разрезанные на части.
5. Упражнение: «Почтовый ящик».
Оборудование: коробка с прорезями разной формы (почтовый ящик).
Ход игры: дети опускают в ящик объемные геометрические тела, ориентируясь на форму их основания.
6. Упражнение: «Я - конструктор».
Цель: формирование пространственных представлений через манипулирование разнообразными объектами.
Оборудование: спички, счетные палочки.
Ход игры: ребенку предлагается из спичек или счетных палочек сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву.