Елена Шарова
Консультация для родителей и педагогов «Детские страхи и страшные сны»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из самых частых запросов на консультацию к психологу, является проработка детских страхов. В настоящее время, действительно, почти у каждого третьего ребенка дошкольного возраста имеется большее количество страхов, чем предусматривает его возрастная норма. С чем это может быть связано?
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Детские страхи и страшные сны“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Сон, режим сна, укладываем ребенка спать. Консультации
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
В первую очередь, с тем, что исчезли дворовые компании, в которых детям было гораздо легче отреагировать свои страхи в игровой форме (прятки, догонялки, салочки и многие другие игры).
Во-вторых, это ухудшение психического здоровья детей. Сейчас в детский сад поступает очень маленький процент детей с 1 группой здоровья.
В-третьих, на детей сильно влияет массовое социальное настроение, то что смотрят родители по телевизору, что обсуждают при них политические и социальные проблемы.
Как же именно проявляется страх у детей?
Про детей говорят: он всегда серьезен, озабочен, не может расслабиться,
быстро устает. Для них свойственны преходящие головные боли,
характерны спазмы сосудов (краснеет, бледнеет) в различных частях тела.
Перед сном возбужден, не может уснуть, мешают мысли, догадки, предчувствия.
Сон беспокойный, говорит во сне, характерны внезапные пробуждения.
Общение у боязливых детей тоже избирательное, эмоционально неровное, не могут сказать самое главное.
Можно отметить следующие проявления страхов у детей :
- Суетливость
- Многословность
- Ускорение темпа речи
- Оцепенение
- Учащенное сердцебиение
- Плач
- Дрожание голоса
- Редко улыбаются
- Ватные ноги
- Под ложечкой сосет
- Совершают много лишних движений
- Двигательное возбуждение
- Чрезмерное любопытство
- Стремление занять себя ненужной деятельностью
- Много слов
Страх является одной из фундаментальных эмоций человека, возникает в ответ на действие угрозы.
Важно отметить, что эмоциональные реакции страха не проходят бесследно.
Страх проходит, но оставляет след в виде условно-рефлекторной временной связи в ситуации, в которой страх возник. Неоднократные повторения реакции этот след закрепляют.
Повторные реакции страха могут создавать пугливость, робость и даже формировать соответствующие черты характера.
Страх возникает, где есть неопределенность и там, где запугивают.
Классификации страхов
- Ситуативно-обусловленный страх возникает в необычной, шокирующей ребенка обстановке, когда ребенок сталкивается с чем-то неожиданным (например, нападение собаки)
- Личностно-обусловленный страх обусловлен характером человека, его мнительностью
- Острый
- Хронический
- Инстинктивный
- Социально-опосредованный
- Реальный
- Воображаемый
Ситуативно-обусловленный, острый, инстинктивный и реальный страхи обусловлены ситуацией.
Личностно-обусловленный, хронический, социально-опосредованный, воображаемый обусловлены особенностями личности.
Также страхи подразделяются навозрастные, характерные в норме для определенного возраста и клинические: невротическчие (навязчивые) и психотические (сверхценные).
Степени выраженности состояний:
1. Ужас
2. Страх
3. Испуг
4. Тревога
5. Опасение
6. Беспокойство
7. Волнение
Общим между страхом и тревогой является восприятие угрозы, отсутствует чувство безопасности.
- Тревога сигнал опасности, а страх ответ на неё.
- Тревога – предчувствие, а страх чувство опасности.
- Тревога обладает возбуждающим воздействием, а страх – тормозящим.
Тревога нам нужна, например, перед выступлением, перед экзаменом, а страх нас тормозит.
Положительное значение страха :
- Защитная функция
- Адаптивная роль
- Мобилизует силы
Отрицательное значение страха :
- Состояние психического напряжения
- Скованность
- Пассивное поведение
- Подавляет
Большое количество страхов возникает у детей тревожных родителей, у впечатлительных, эмоционально чувствительных детей, а также в атмосфере семейного психологического неблагополучия, у детей, которые недополучили от родителей уверенности в своих силах, а также у детей с подавленной агрессией.
Большое количество страхов у детей появляется именно в дошкольном возрасте, что связано с развитием эмоциональной сферы и прежде всего воображения. В то время, когда критическое мышление еще не сформировано.
Возрастные нормы страхов у детей дошкольного возраста
(А. И. Захаров)
Возраст Мальчики Девочки
3 года 9 7
4 года 7 9
5 лет 8 11
6 лет 9 11
7 лет 9 12
(дошкольники)
7 лет 6 9
(школьники)
По Захарову самый «бесстрашный» возраст у мальчиков 4 года, у девочек 3 года. В этом возрасте нужно уделять больше внимания безопасности детей, поскольку они более склонны к рискованным поступкам.
У детей 7 лет школьного возраста страхов меньше, чем у детей 7 лет дошкольного возраста, что связано со сменой социальной ситуации развития.
Рекомендации для родителей и педагогов по обращению с детскими страхами :
1. Страхи больше всего боятся смеха, поэтому просто необходимо увидеть смешное в страшном (бандит, к примеру, которому как считает девочка Вика 6 лет, приказали поймать всех хороших девочек в городе Ставрополе, оказался таким толстым, что мог только лежать на диване.)
2. Ещё страхи не любят, когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и анализировать. Страхи в этот момент чувствуют себя бабочкой, пойманной в сачок. Чем больше говоришь о страхе, тем меньше он становится.
3. Также страхи терпеть не могут, когда в них начинают играть, пытаются нарисовать, вылепить из пластилина, склеить из бумаги или просто осуществить с ними разнообразные действия, которых страхи просто не переносят. От этих действий (психологического манипулирования страхами) страхи вместе со страшными снами начинают таять, как тает снег в весенний погожий день.