Ирина Перегримова
Консультация для родителей «Хотим, чтобы рос умным» или развитие мышления с рождения до школы
▼ Скачать + Заказать документы
(ранний возраст)
Итак, мы с Вами уже знаем, что достижением в развитии младенца является появление соотносящих и функциональных действий. В дальнейшем мы будем называть функциональные действия орудийными, поскольку они осуществляются на основе достижения ребенком практической цели с применением предмета-орудия.
После первого года жизни появляются принципиально новые двигательные возможности в освоении ребенком предметно-пространственной среды: ребенок научился самостоятельно ходить, доставать и переставлять предметы. Эти особенности являются физической основой для развития предметной деятельности, психологической основой - становится развитие простейшего анализа и сравнения по определенному признаку. К примеру, если ребенок до года хаотично надевает кольца пирамидки на штырь и соотносит только отверстие и палочку, то ребенок от 1-1,5 лет собирает пирамидку от большого кольца к маленькому, примеривая каждое к последующему по размеру.
Публикация «Консультация для родителей „Хотим, чтобы рос умным“ или развитие мышления с рождения до школы» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Умение примеривать один предмет к другому по определенному признаку является показателем развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез.
"Примериванию", как способу решения практической задачи обучает ребенка взрослый в различных дидактических играх: пирамидки, матрешки, шнуровки, мозаики.
Совет:
• Чередуйте показ и самостоятельное действие - примеривание, используя многократное решение разнообразных практических задач.
• Используйте как можно больше традиционных дидактических игрушек.
По мере накопления опыта соотносящих действий формируется наглядно-действенное мышление ребенка, которое характеризуется способностью воздействовать на один предмет с помощью другого предмета-орудия. При этом ребенок анализирует не только признаки и свойства предметов, но и пространственные условия. То есть, если предмет находится далеко или высоко от ребенка, он способен найти в своем окружении такое орудие, с помощью которого он мог бы достать интересующий его объект.
Если Вы будете внимательно и длительно наблюдать за ребенком, то заметите, что вначале использование орудия носит случайный характер (малыш случайно замечает, что какой-то из предметов помог ему достичь цели). Теперь произойдет переключение - ребенок будет озадачен тем, чтобы найти средство или орудие для реализации своей цели. Здесь закладываются зачатки причинно-следственных связей, состоящих в том, что действие, осуществляемое с помощью орудия, приводит к изменению другого предмета.
Совет:
• Предлагайте ребенку образец применения орудийных действий наравне с возможностью открыть для себя этот способ самостоятельно. Например, если вы научили малыша переносить предметы в сумочке, то создайте условия, чтобы он догадался, что это можно делать с помощью коробок, узелков, кульков и т. д.
Наглядно-действенное мышление ребенка характеризуется отвлеченностью и обобщенностью. Это значит, что в предмете, который ребенок выбирает как орудие, он ориентируется только на один значимый для выполнения цели признак, отвлекаясь от всех других.
Если ребенок понял, что палкой удобно доставать предметы, то он будет использовать все похожие предметы с этой целью. Кроме того, ребенок будет использовать одно и то же орудие для реализации разных задач. Здесь ребенку помогает его опыт, образная память и представление о результате и последовательности действий.
Особое место в развитии наглядно-действенного мышления играет речь взрослого, который комментирует все действия малыша, координирует и направляет их. С помощью речи взрослый фиксирует в сознании малыша результат действий и ставит новые проблемы.
Совет:
• Если Вы хотите, чтобы ребенок от случайных действий быстрее перешел к результативным, то как можно больше сопровождайте его деятельность собственной речью.
• Учите ребенка задавать вопросы для установления причинно-следственных связей. Совместно с ребенком сформулируйте вопрос перед решением практической задачи, например, неустойчивая постройка - какой кубик внизу? не выливается - отрыто ли отверстие, есть ли жидкость?
• Учите ребенка сравнивать предметы по цвету, затем форме и величине.
На третьем году жизни в процессе орудийной деятельности у детей складываются первые общие представления о форме, цвете и величине.
Обобщение опыта деятельности и использование его при решении новых практических задач формирует простейшую культуру мышления и способствует развитию словесного мышления.
К концу третьего года жизни ребенок способен изображать реальное действие несоответствующим ему предметом, т. е. появляются предпосылки игровой деятельности.
(дошкольный возраст)
Главным достижением развития мышления в раннем детстве являются представления. Теперь ребенок может думать о том, что выходит за пределы конкретной ситуации. За дошкольный период у ребенка возникают 3 формы мышления : наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная.
Как происходит смена форм мышления?
Наглядно-действенная
Дошкольник познает новые связи и отношения сначала только в процессе решения практической задачи, например, бросает предметы в воду, чтобы проверить будут ли они плавать. В практической деятельности ребенок от выделения простых связей и отношений переходит к более сложным, отражающим причины и следствия. Дети начинают проводить простейшие опыты, делают свои первые выводы и обобщают свои представления. Так в опытах с водой ребенок понимает, что утонет не только эта крышка, машинка, мишка, и т. д., а любой тяжелый предмет. Осознаются и словесно обозначаются и способы выполнения действия. Возникает элементарная форма рассуждения в слух не оторванная от практического действия.
Наглядно-образная
Накопленный в процессе множества попыток опыт, позволяет дошкольнику заранее составить в голове план решения и сформулировать словесно ее решение. Происходит это благодаря изменениям со стороны речи и мыслительных операций: речь теперь предваряет действие, а анализ и синтез становятся способами умственной деятельности.
Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Объяснения и рассуждения ребенка своеобразны, в них преобладает субъективизм, опираются дети на случайные признаки, поэтому рассуждения поверхностны и противоречивы, но при этом оригинальны. Это связано со следующими причинами:
• недостаток опыта, а, значит, нечеткость и ограниченность знаний;
• несформированность способов умственной деятельности;
• недостаточная критичность мышления.
Особенность детских рассуждений не только недостаток, но и достоинство мышления малыша, потому что помогает при недостатке знаний справиться с потоком информации и объединить разнообразные и непонятные явления в целое.
Понятийная
К 6-ти годам у дошкольников изменяется характер обобщений, дети от внешних признаков переходят к более существенным. Обобщение на основании существенных родо-видовых признаков позволяет освоить классификацию, в которой дети опираются на понятия. Старшие дошкольники оперируют многими понятиями предметного и социального содержания. Обобщенные представления и возникающие вслед за ними понятия складываются в первичную картину мира. И хотя познание по-прежнему происходит на наглядно-образной основе, но ребенок подходит к пониманию объективных законов логики и готовится к понятийному мышлению.
К концу дошкольного возраста ребенок способен согласовывать и обосновывать свои суждения и самостоятельно делать выводы.
Как развивать самостоятельность и пытливость ума?
Внимание! Детский вопрос
• Возникновение вопросов - показатель простейшей теоретической деятельности. Равнодушное отношение взрослого к детским вопросам снижает познавательную активность ребенка.
• Отвечая на вопрос, не спешите дать готового ответа, предоставьте возможность самостоятельно найти решение.
• Ваши ответы должны быть достоверными, исчерпывающими и немногословными, тогда они будут поощрять, а не подавлять детскую любознательность.
Развитие связной речи
• Учите ребенка описывать и сравнивать предметы и явления, выделяя существенные признаки.
• Помогайте обобщить свои высказывания и сделать вывод.
• Предлагайте ребенку рассуждать, опираясь на известные ему факты и события.
Системность знаний
• Информация для познания должна быть доступна ребенку по возрасту.
• Простые знания должны предшествовать более сложным и должны быть связаны с полученными ранее.
• Оставляйте всегда что-то недосказанным, чтобы ребенок хотел вернуться к этому еще раз.
"Не обрушивайте на ребенка лавину знаний…. - под лавиной могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги".
В. А. Сухомлинский