Ирина Гребеникова
Консультация для родителей «Чрезмерное внимание»
▼ Скачать + Заказать документы
Как правильно воспитывать ребенка? Стоит ли его окружать чрезмерным вниманием или пусть растет как трава? Ищем золотую середину.
Когда мы говорим о «тепличном воспитании», то мысль этого образного выражения кажется вполне понятным. Тепличным растением называют ребенка, который окружен чрезмерной заботой, огражден от столкновений с действительностью. Плоды такого воспитания плачевны: рано или поздно человеку приходится столкнуться с несовершенством мира, но он оказывается к этому не подготовлен.
Темочки:
Некоторые ученые акцентируют иной - положительный - аспект так называемого тепличного воспитания. Действительно, цветок, которому созданы благоприятные условия, растет быстрее и расцветает ярче. Так и ребенок, чье развитие стимулируют и поощряют, добивается значительного прогресса.
Каждый из нас заинтересован в том, чтобы дети добились успеха в жизни, максимально проявили свои способности и таланты. Так что же правильно, а что неверно в, тепличном воспитании"?
По телевидению показывают серию передач, посвященных детям, которые с самого раннего возраста демонстрировали необычайно яркие способности. Эти дети раньше начинают говорить, их речь богата и выразительна. Они раньше осваивают грамоту и уже в дошкольном возрасте демонстрируют необычайные достижения в области математики, играют на музыкальных инструментах, говорят на иностранных языках.
Впрочем, создатели передач сосредоточили внимание не на одаренности детей, а на тех усилиях, которые были приложены родителям для развития их способностей.
Таким образом, почти любой ребенок, если создать ему благоприятные, тепличные (в позитивном смысле) условия, сумеет развить свои способности. То есть большинство детей могут достичь гораздо большего, чем от них ожидают.
Впрочем, надо остерегаться и преувеличенных амбиций по этому поводу. Чрезмерная интенсификация обучающих занятий в раннем возрасте чревата психологическими срывами. Возможности ребенка велики, но не безграничны. Зачастую их недооценивают, и это не позволяет детям их полностью реализовать, но и переоценивать их опасно.
Кроме того, сосредоточение усилий на каких - то определенных занятиях (например, музыкой или иностранными языками) порой приводит к односторонности развития.
Показательным признаком служит при этом энтузиазм самого ребенка по отношению к избранной сфере. Если же налицо отсутствие интереса или более того, приходится преодолевать сопротивление ребенка, то надежды на успех мало. Поэтому важно, чтобы родители не навязывали ребенку собственные нереализованные устремления, а прислушивались к его индивидуальным склонностям.
Не исключено, что, в чем - то обогащая ребенка, мы одновременно его обделяем в другом. Ребенок, заметно выделившийся из массы сверстников, рискует столкнуться с серьезными проблемами в общении с ними, что также приводит к формированию нежелательных психологических черт.
Наверное, прогресс человечества в том и состоит, что дети превосходят родителей. Но они не в состоянии превзойти их многократно, и это тоже закон, связанный не столько со спорными механизмами генетической предрасположенности, сколько с обстановкой взросления.
Забота о развитии детей - наш родительский долг. Им недопустимо пренебрегать. Но и исполнять его надо трезво, без амбиций.