Иванова Олеся Сергеевна
Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…». Эти слова поэта и великого сказочника А. С. Пушкина как нельзя лучше характеризуют особенности этого самого популярного из фольклорных жанров.
Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребенка. С ее помощью маленький человек входит не только в мир чудес и волшебства, но и погружается в глубины своей души. Сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления, выражают глубокие моральные идеи. Другой добрый сказочник, Корней Иванович Чуковский, писал: «Цель сказки – воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Публикация «Консультация для родителей» размещена в разделах
Сдревнейших времен люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага для того, чтобы каждый член племени (особенно юный) мог успешно выжить. Рассказывание сказок было древнейшей практической психологией. Сказка появилась не случайно. Это результат слияния фантазии и жизненного опыта миллионов людей.
Благодаря сказке ребенок (да и взрослый тоже) может найти ответ на интересующий его вопрос, сформировать свои взгляды на жизнь, понять основные ошибки своего поведения и сделать из этого выводы. Через сказку малыш познает свое место в этом мире. В процессе выслушивания и понимания сказки человек формирует жизненные принципы, от которых зависит сценарий его жизни. В сознании ребенка остаются важнейшие эпизоды сказки, которые помогают формировать жизненные ценности, способ мышления, различение важнейших нравственных категорий: добра и зла, справедливости и несправедливости, красоты и безобразия, дружбы и предательства, отваги и трусости. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!».
Для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера.
Малыши начинают интересоваться сказкой к двум годам. В традиционной культуре этому предшествовал период, когда к ребенку обращались сначала с колыбельными, потом с пестушками, затем с прибаутками. Прибаутки, по сути, являются тем мостиком, по которому проходит малыш к сказке:
Как по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
Наша Маня подрастёт, подрастёт,
Вдоль по улице лебёдушкой пойдёт,
Наберёт воды в кринице,
Подаст матушке напиться.
Не правда ли, чем-то похоже на маленькую сказку? Прибаутки, подобно сказкам, мелодичны, ритмичны, образны, познавательны. Это лучший вариант повествования для самых маленьких. И уже к двум годам, благодаря такой интересной подготовке, ребенок начинает интересоваться настоящими сказками.
Автор материала:Иванова Олеся Сергеевна