Журавлева Анастасия Николаевна
Консультация для родителей «Азбука здоровья от А до Я»
▼ Скачать + Заказать документы
Азбука здоровья от «А» до «Я»
Мы живем в мире микробов. Человеку только кажется, что он - царь природы. На самом деле, если подсчитать, сколько на Земле людей и микробов, то окажется, что этих мелких тварей, которых без сильного микроскопа и не разглядишь, неизмеримо больше, причем не только по количеству. Но и по массе.
Публикация «Консультация для родителей „Азбука здоровья от А до Я“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Далеко не все из них вредны. Абсолютное большинство для нас безразличны, от них нам нет ни вреда, ни пользы. Немало и таких «невидимок», которые, безусловно, полезны. Так, именно микробы превращают молоко в простоквашу, кефир йогурт, эти молочнокислые бактерии необходимы нам для нормального пищеварения, они помогают справляться с теми составными частями пищи, которые не могут без их участия перевариваться и усвоиться детским организмом. Без микробов не было бы сыра и творога, хлеба и соленых огурцов и многого другого. Кстати, и многих лекарств тоже бы не было. Однако немало среди этих невидимых жителей Земли и таких, которое способны причинить нам вред. Они питаются соками человеческого тела, а вместо благодарности выделяют вещества, ядовитые для нашего организма. Человек впервые сталкивается с микробами обычно в момент своего рождения.
С первым криком младенец вдыхает миллионы бактерий и спор, находящихся в воздухе родильного отделения. И с этого момента – и до конца своих дней – человек постоянно получает из окружающей среды порции самых разнообразных микроорганизмов, да и сам выделяет в окружающую среду не меньшее количество своих: и безвредных, и полезных, и потенциально опасных.
Как работает иммунитет в человеческом организме? Оказывается, видов иммунитета у нас несколько, причем созревают они не сразу к моменту рождения, а постепенно, вплоть до 12 – 14 лет.
Во-первых, есть так называемый наследственный неспецифический химический иммунитет. Это выделяемые клетками нашего тела особые химические вещества, которые способны уничтожить практически любые микробы.
Во-вторых, существует два вида клеточного иммунитета: специфический и неспецифический.
Неспецифический клеточный иммунитет отражает на борьбу с микробами специально предназначенные для этого белые кровяные клетки, своего рода спецназ нашего организма. Это самый надежный, но и медленнее всего созревающий способ иммунного ответа. Специфическим называют такой вид клеточного иммунитета, когда иммунные клетки запоминают микроб, хотя бы однажды попавший в организм. В следующий раз, когда микроб внедрится в организм, он будет немедленно опознан и уничтожен.
Все виды иммунитета развиваются в детском возрасте постепенно, а некоторые, как уже можно догадаться, вообще могут появляться только после того, как организм в реальной жизни столкнется с возбудителем того или иного заболевания. Чтобы грамотно защищаться, организм должен «понимать», от чего он защищается. Разумеется, все это происходит без контроля со стороны нашего сознания, как бы автоматически. Но надо понимать, что организм устроен примерно так же, как очень сложный обучаемый компьютер, снабженный превосходными программами, отшлифованными за миллионы лет эволюции.
Поэтому «осмысленность» реакции организма – это вовсе не преувеличение.
Таким образом, чтобы не болеть, организм должен этому научиться, в том числе и подвергаться риску заболеть. Это цена, которую платит детский организм за свой биологический опыт, за право в дальнейшем жить, не болея инфекциями, т. е. за свое приспособление (адаптацию) к окружающей его среде.
Многие родители, несомненно, замечали: стоит сходить с маленьким ребенком в гости, как он чем-нибудь заболевает. Причина проста: к микробам, к населяющим его собственный дом, он уже приспособился, а в гостях встретился с новыми для себя, с которыми еще надо научиться справляться.
Это все не повод, чтобы вообще не ходить в гости, ведь спектр знакомых детскому организму микробов все равно надо расширять, но учитывать потенциальные опасности надо заранее.
Если ребенок переутомлен или перевозбужден либо у него легкое недомогание, может, и не стоит устраивать его организму дополнительную встряску, связанную с военными действиями против новых, незнакомых микробов…
Решайте эту проблему каждый раз комплексно, учитывая интересы ребенка. Когда ребенок начинает ходить в детский сад или школу, он неизбежно сталкивается с новой для себя микрофлорой, которую распространяют все его однокашники. Это неизбежно и нормальное явление, поскольку человек – существо социальное и один прожить не может. У каждого человека свой спектр микроорганизмов, каждый ребенок несет на себе микробные следы своего дома. Вот почему обычно дети, не ходившие в детский сад до школы, начинают интенсивно болеть в первом классе. Это – явление временное, и ему нужно научиться противостоять.