Лариса Сац
Консультация для педагогов «Стендовая защита занятия как фактор формирования аналитических способностей педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Стендовая защита занятия
Каждое новое занятие является ступенькой в знаниях и развитии ребенка, новым вкладом в формирование его умственной и моральной культуры. И если мы хотим, чтобы современное дошкольное учреждение работало в режиме развития, то должны в совершенстве владеть техникой и технологией конструирования и проведения занятия. При этом особая роль отводится аналитической деятельности педагога - его умению провести самостоятельно исследование эффективности своей педагогической деятельности.
Публикация «Консультация для педагогов „Стендовая защита занятия как фактор формирования аналитических способностей педагогов“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Информационные стенды, папки-передвижки
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Традиционными формами такой деятельности являются открытый урок, конкурс педагогического мастерства, творческий семинар, конференция и другие. В последнее время в практику профессионального общения педагогов нашего детского сада входит стендовая защита занятия. Проводятся конкурсы, во время которых педагоги представляют свой занятия - педагогические находки, удачи, и, рассказывая о них, используют стенд, на котором располагают материалы, иллюстрирующие сказанное. Основная задача стендовой защиты занятия - совершенствование навыка самоанализа профессиональной деятельности, умения видеть новое и успешное в своей деятельности, готовить материалы для передачи своих методических находок коллегам.
Стендовая защита занятия (СЗ) как форма профессионального
общения педагогов.
СЗ - форма самообобщения и представления педагогического опыта, один из способов распространения ППО, непосредственный обмен опытом работы педагогов разных групп, учреждений, городов. СЗ - защита занятия «при стенде», самоанализ результатов занятия, проведенного раннее с целью проверки на практике результативности какого-либо новшества. Так как занятие предлагается для обсуждения коллегам, которые не присутствовали на занятии, информация о содержательной и методической стороне занятия представляется на стенде.
СЗ представляет собой подробный текст выступления перед коллегами, наглядно включающий в себя фрагменты занятия как доказательство того, что было до занятия, во время его, после него.
Требования к оформлению материалов на стенд :
От автора требуется умение оформить стенд таким образом, чтобы он
нес наибольшую информацию о занятии. Желательно вынести на стенд :
- тему
- цели
- тип занятия
- подготовительную работу
- задания к занятию
- раздаточный материал
- основные этапы занятия (с микроцелями)
- виды и формы деятельности педагога и детей
- основные выводы
- итоги занятия
- список использованной литературы
Расположение материала на стенде и его количество определяется
самим педагогом, исходя из замысла. В качестве стенда может использоваться доска, специальный стенд, экран монитора, телеэкран, аудиозапись и др.
Подготовка к стендовой защите :
(примерный алгоритм действий)
- определение методического замысла занятия (чем новым я могу поделиться с коллегами)
- создание занятия
- реализация занятия (возможно съемка на видео)
- грамотный анализ занятия и его результатов
- создание сценария рассказа - анализа занятия, его оформление для
стенда
- составление рассказа - анализа
- стендовая защита занятия
Подготовка занятия к стендовой защите.
• Замысел СЗ.
Под замыслом СЗ понимается цель профессионального общения педагогов, т. е. чем новым вы поделитесь с коллегами, какую идею проверяете или доказываете. Следовательно, общим для СЗ и других форм обмена опытом является наличие новизны:
с точки зрения содержания
- занятие основано на новой теории
выбрана необычная тема
выбранная тема необычно трактуется
с точки зрения формы (методики)
использована новая методическая система, технология
использована авторская система работы
использован необычный, эффективный прием работы
• Выбор целей.
Цели зависят от замысла. При постановке целей необходимо учесть ценностные ориентации педагога и детей, их индивидуальные и возрастные особенности. (Во время конкурса СЗ можно охарактеризовать уровень обученности, развития, воспитанности детей, который обусловил выбор целей)
• Выбор темы
Определив цели занятия, нужно подумать, с помощью какого материала легче всего можно их достичь, чтобы показать ваш замысел.
• Подготовка содержательного и методического обеспечения занятия.
Важно:
- определить место занятия в теме, разделе; изучить и систематизировать содержание материала занятия.
- выделить образовательный материал, который дети должны понять и
усвоить на занятии.
- определить связи нового материала с другими видами
деятельности.
- определить приемлемый тип занятия
- разработать структуру занятия, определив целесообразные методы
и приемы обучения
- отобрать дидактические средства занятия
- предусмотреть объем и формы работы детей
- продумать формы подведения итогов занятия
- скорректировать продуманный план занятия с точки зрения
системности и целостности.
• Требования к занятию
Занятие должно соответствовать дидактическим принципам.
Содержание должно соответствовать целям.
Методы и формы обучения должны соответствовать содержанию и
целям.
Содержание, методы и формы обучения должны опираться на
уровень подготовленности, развития и воспитанности детей.
Воздействие педагога должно быть направлено на развитие личности
ребенка.
Требования к оформлению материалов на стенде :
• Конспект занятия должен включать подробную информацию о
целях, задачах, способах их реализации, содержании занятия
- информацию о соотношении каждого этапа с основной целью;
информацию о деятельности педагога и детей.
Примерная форма конспекта :
- тема занятия
- цели и задачи
- тип занятия
- средства наглядности, ТСО, дидактические материалы (задания,
карточки, тексты)
- структура занятия (выделение задач каждого этапа)
- виды работ детей, заданий для них
- итоги занятия
• Требования к самоанализу занятия
В основе самоанализа должен быть ответ на вопрос: насколько результативно то новое, чем вы делитесь с коллегами. Можно воспользоваться разными видами анализа :
- оценочным
- структурным
- комплексным
- психологическим
- аспектным
- авторским самоанализом
Выступление на защите занятия необходимо продумать до мелочей.
Важно:
- ощущение свободы при выступлении
- выражение эмоционального отношение педагога к материалу
- четкая правильная речь
- выразительность, образность
- убедительность
Рекомендуем учесть типичные недостатки при защите стендового занятия :
- отсутствует характеристика уровня развития и воспитания детей,
отсюда нечетко просматривается мотивация деятельности детей;
- отсутствует анализ активности и творческой работы детей на
занятии (дети представлены как объект деятельности);
- представленные занятия недостаточно качественны с точки зрения
научности;
- не определенно место занятия в системе работы с детьми;
- поставленные цели не соответствуют содержанию;
- нет структурной взаимосвязи частей занятия;
- представленные материалы недостаточно качественны (оформление, наглядность, грамматические и лексические ошибки).