Шутова Ксения
Консультация для педагогов «Роль здоровьесберегающих технологий в развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня мы поговорим о том, как сохранить и укрепить здоровье детей в процессе обучения и воспитания.
Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» вызывает много споров. Его ввёл в научный оборот Николай Константинович Смирнов. Он определил его как совокупность методов и приёмов, которые позволяют организовать образовательный процесс без вреда для здоровья детей и педагогов.
Цель применения здоровьесберегающих технологий — обеспечить детям условия для физического, психического и социального благополучия, которые способствуют сохранению и укреплению их здоровья, а также помогают им эффективно учиться и развиваться, опираясь на принципы здорового образа жизни.
Задачи, которые ставятся при использовании здоровьесберегающих технологий, включают в себя:
формирование у детей устойчивых мотивов для саморазвития и самовоспитания;
обучение знаниям, которые помогают улучшить функциональное состояние организма;
формирование нравственных ценностей и развитие волевых качеств;
развитие эстетического восприятия и эмоционального интеллекта;
укрепление физического здоровья и профилактика заболеваний;
развитие умственной работоспособности с помощью физических упражнений;
обучение навыкам сотрудничества со сверстниками и умениям, необходимым для обеспечения безопасности в различных ситуациях.
Выбор конкретных здоровьесберегающих технологий зависит от многих факторов:
типа дошкольного учреждения;
продолжительности пребывания детей в нём;
программы обучения;
условий, в которых работает учреждение;
профессиональных навыков педагогов;
состояния здоровья детей.
В дошкольном образовании используются различные виды здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
направленные на обеспечение социально-психологического благополучия ребёнка;
направленные на сохранение и укрепление здоровья педагогов;
образовательные;
направленные на формирование здорового образа жизни;
направленные на создание активной сенсорно-развивающей среды;
направленные на просвещение родителей;
направленные на сохранение и укрепление здоровья детей в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на сохранение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами. Они включают в себя:
профилактику заболеваний;
углублённые медицинские осмотры с участием узких специалистов;
коррекцию функциональных отклонений;
мониторинг состояния здоровья детей с хроническими заболеваниями;
реабилитацию соматического состояния;
противоэпидемические меры и контроль за работой пищеблока;
витаминопрофилактику.
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников. Они включают в себя:
закаливание;
гигиенические навыки;
беседы о здоровом образе жизни;
спортивные мероприятия;
недели здоровья;
соревнования;
прогулки и походы на свежем воздухе;
дыхательную гимнастику.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка направлены на психическое и социальное здоровье ребёнка. Они включают в себя:
создание эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в общении со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;
психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка в педагогическом процессе.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов направлены на развитие культуры здоровья педагогов, включая культуру профессионального здоровья, и на развитие потребности в здоровом образе жизни. Они включают в себя:
использование подвижных и спортивных игр;
гимнастику для глаз;
дыхательные упражнения;
динамические паузы;
релаксацию.
В работе с педагогами используются следующие здоровьесберегающие технологии:
семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
консультации для педагогов по различным аспектам здоровья детей;
практические занятия по различным видам гимнастики;
обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах.
Образовательные технологии направлены на воспитание культуры здоровья дошкольников и личностно-ориентированное воспитание и обучение.
Технологии обучения здоровому образу жизни включают в себя использование физкультурных занятий, коммуникативных игр, систему занятий по футболу и проблемно-игровые методы.
Воспитатель: Теперь предлагаю вам немного поиграть. У вас на столах лежат листочки и карандаши, предлагаю вам создать свою гимнастику для глаз, нарисовать какой-нибудь объект и придумать к нему словесное сопровождение и представить свою гимнастику для глаз.
В заключении хочу раздать вам буклеты в которых описаны здоровьесберегающие технологии и как их применять.
На этом все. Спасибо за внимание, я готова ответить на ваши вопросы.