Татьяна Фролова
Консультация для педагогов «Музыкальные технологии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические технологии образовательной области «Музыка»
«Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.
Данная технология является результатом многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей к музыкальному искусству. Размышления и эксперименты ставили целью решение важных для духовного развития человека вопросов: как увлечь ребенка музыкой, научить слушать, понимать, сопереживать, чувствовать ее красоту, сформировать потребность выражать свои впечатления в творчестве.
Публикация «Консультация для педагогов „Музыкальные технологии в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Постепенно отбирались мелодии, наиболее понравившиеся ребятам, вызывающие у них яркие эмоциональные проявления, желание повторного слушания, побуждающие к интересным высказываниям о характере музыкальных образов. Ответы детей записывались. Они легли в основу разработанных конспектов занятий и развлечений, предлагаемых в программе «Музыкальные шедевры» для детей дошкольного и младшего школьного образа.
Целью программы «Музыкальные шедевры» является формирование основ музыкальной культуры детей, начиная с раннего и дошкольного возраста.
Содержание музыкального образования в большой степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Музыкальные способности, навыки и умения могут развиваться на произведениях, имеющих различную художественную ценность. Содержанием программы «Музыкальные шедевры» являются подлинные образцы мировой музыкальной культуры, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей.
Программа основана на накоплении ребенком опыта восприятия музыкального искусства подобно процессу овладения речью. Чтобы усвоить музыкальный язык, чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, ребенок должен находиться в музыкальной среде, накапливать опыт восприятия различных по стилю музыкальных произведений, тем самым постигая «интонационный словарь» разных эпох.
Основной принцип построения программы – тематический: наличие шести тем, которые изучаются в течение одного – двух месяцев и повторяются каждый год, но на новом материале. Реализация этого принципа позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи с жизнью, систематизировать полученные знания, способствует поддержанию интереса к музыке. Последняя тема программы позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме, что обусловливает другой принцип – концентрический, или принцип цикличности. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития, что побуждает к обобщениям, фиксации оценок, запоминанию полюбившихся произведений, способствует творческому их использованию.
Еще одним принципом программы является контрастное сопоставление репертуара. В каждой теме представлены пьесы с одинаковыми или близкими названиями. Например, при определении характера музыки, дети говорят, что пьеса «Кукушка» А. Аренского – печальная, грустная; «Кукушка в чаще леса» К. Сен-Санса – таинственно – удивленная; песня Д. Кабалевского «Артистка» - смешная, веселая. Когда мы слушали пьесы «Дождик» Г. Свиридова и «Грустный дождик» Д. Кабалевского, «Облака плывут» С. Майкапара, дети говорили, что одна из них веселая, озорная, радостная; другая - грустная, серая, хмурая; в третьей надвигается гроза, музыка хмурая, таинственная, темная, страшноватая.
Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, заостряют их внимание, позволяют лучше осознать услышанное, изучить семантику музыкального языка.
Программа построена также на принципах адаптивности (предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от психофизиологических особенностей каждого ребенка) и принципе синкретизма (предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания»).
Планируя работу по разделу «Слушание музыки», стараюсь опираться на метод контрастных сопоставлений произведений и метод уподобления характеру звучания музыки, разработанный О. П. Радыновой в своей программе, что позволяет видеть улучшение показателей, выявляющих уровень знаний детей о музыке, степени выразительности, проявлений творческой активности дошкольников. Улучшаются сосредоточенность внимания; увеличивается продолжительность восприятия; улучшается двигательная активность детей, выразительность исполнения в пении, музыкально – ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах; глубина высказываний о музыке, наличии знаний о ней, ее языке, что говорит о повышении уровня музыкальной культуры дошкольников.
О. Кацер «Игровая методика обучения пению».
Данное пособие я выписала по почте в 2010 году и не пожалела об этом. Оно выпущено издательством «Музыкальная палитра» в Санкт – Петербурге в 2008 году. Предлагаемый в книге практический материал доступен всем детям, независимо от их возможностей и способностей, но главное – очень эффективен при формировании певческой интонации детей.
Обучение пению – одна из важнейших задач музыкального руководителя детского сада. К тому же одна из самых сложных задач, требующих от педагога профессионализма.
Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос. И уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько. Во – первых, голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому: ребенок голосом при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности.
Во – вторых голос – инструмент общения человека с окружающим миром. В нем проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций: любовь, нежность, ярость, ненависть, безразличие. Он, как средство общения, обладает определенной силой воздействия.
И, наконец, голос человека при его желании и благоприятных условиях, может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым, как отпечатки пальцев. Голос может не только красиво звучать, приносить удовольствие себе и другим, но он еще способен оздоровить поющего человека.
«…Но пение, музыкальное интонирование – явление очень непростое, и зависит от нескольких факторов», - отмечает автор.
Это – наличие наследственных музыкальных способностей; это и окружающая музыкально – певческая среда. Это, сам процесс обучения пению.
Процесс обучения пению в дошкольном и младшем школьном возрасте очень важен и помогает накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух; научиться петь, т. е. пользоваться своим музыкальным инструментом – голосом; приобщиться к искусству пения и испытать на себе его оздоровительные возможности.
В основу обучения пению Ольга Валерьевна Кацер положила игру – «волшебную палочку, волшебный мост, который поможет при этом детям научиться играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку».
Игровая методика больше чем другие средства воздействия, соответствует потребностям растущего организма. Игровые способы воспитания, развития и обучения замечательны тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Они не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо.
По методике О. Кацер, развитие певческого голоса начинается с речевого этапа. Здесь легко и удобно работать над формированием певческих навыков: дыханием и дикцией, легкостью и полетностью голоса.
Весь материал речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, а также умений изменять силу и высоту голоса.
На речевом этапе в своей работе я, опираясь на методику О. Кацер, применяю следующие виды деятельности: артикуляционную гимнастику; игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание; развивающие игры с голосом; речевые зарядки; речевые игры и упражнения; ритмодекламации. Целью их ставлю разогреть мышцы речевого и дыхательного аппарата; обострить интонационный слух; подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков. Все это делает обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.