Сагайдакова Мария
Консультация для педагогов «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ»
«Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология, достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия.
… Музей, музейная педагогика – понятия, особо значимые для воспитания детей, ибо музеи хранят коллективную память и культуру человечества.
Обратите внимание на определения, представленные на экране.
Согласно определению Е. Б. Медведевой и М. Ю. Юхневич
Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве - детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т. д.
И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя.
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.
Задачи музейной педагогики представлены на слайде.
Эти задачи ставят акцент на музейной педагогике, как на технологии, которая:
• Является действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса.
• Позволяет заложить основу гармоничного развития личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус.
• Активизирует мыслительные процессы, облегчает процесс познания.
• Развивает воображение, фантазию, творческое отношение к миру.
• Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры.
• Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями.
В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления (Слайд 4)
1. сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т. п.);
2. создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.
Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей.
Применение Музейной Педагогики в ДОУ имеет довольно обширную нормативную базу.
Музейная Педагогика может найти свое отражение во всех 5-ти образовательных областях образовательной программы (в т. ч. как реализация регионального компонента).
Музейная педагогика может найти отражение в каждом из инвариантных модулей программы воспитания. В нашей Программе воспитания выделен вариативный модуль– «Волшебный мир музея».
Проект «Музейная педагогика» включен в портфель проекта «Сотрудничество и развитие» Программы развития нашего детского сада.
На слайде представлены принципы музейной педагогики.
Русский педагог Александр Устинович Зеленко считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.
В детском саду невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть «мини» отражает в данном случае и размеры композиции, и возраст посетителей музея, и четко определённую тематику.
На слайде - этапы создания мини музеев в детском саду. Далее-алгоритм.
В нашем детском саду есть мини музеи такие как: «Волшебный мир космоса», «Кукла - оберег своими руками», «В гостях у сказки», «Поклонимся великим тем годам»
Разработаны паспорта мини-музеев, правила поведения.
Разнообразны формы работы с экспозициями мини-музеев
Основные формы работы – это занятия и экскурсии. Интеграция этих форм наиболее эффективна и интересна для дошкольников. К проведению занятий-экскурсий есть определенные требования.
В реализации данной технологии важная роль отводится взаимодействие с родителями. Они – наши партнеры и помощники в дошкольном «музейном» деле.
Использование в деятельности педагога инновационной технологии – «Музейная педагогика» повышает уровень педагогического мастерства педагога, а у дошкольников, в свою очередь,
расширяется кругозор, увеличивается багаж знаний, появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщённым к культуре и к одному из её замечательных проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми к культурным событиям, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
Музейная педагогика как инновационная технология помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации образовательных, в том числе и дополнительных программ дошкольного образования.