Ольга Устюгова
Консультация «Благоприятная адаптация ребенка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация : «Благоприятная адаптация ребенка к детскому саду»
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходят существенные изменения. Они оказывают сильное воздействие на ребёнка, создавая для него стрессовую ситуацию. У малыша могут произойти нарушение сна, появиться плохой аппетит, истерические проявления (капризы, недовольство всем). Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в «чужую» для него среду дошкольного учреждения. Ему приходится приспособиться к новым условиям дошкольного мира.
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Темочки
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
В педагогической литературе затронуты вопросы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению, а именно в книгах А. И. Жуковой, И. С. Ильиной, Н. Д. Ватутиной и др. Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н. М. Аксарина).
Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть. Мы говорим «могут», потому что все перечисленные выше нарушения в поведении ребенка в период адаптации,
аследовательно, и его заболевания не обязательны. Родители должны совместно с детским учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье.
Исследования педагогов Н. М. Аксариной и Н. П. Жуковой показывают, что характер адаптации зависит от возраста. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети в возрасте от 9—10 месяцев до 1 года 8 месяцев — 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться довольно устойчивые привычки, а возможности к их перестройке еще нет. После двух лет приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Они хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них уже есть опыт общения с разными людьми. Однако не следует забывать, что дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы. Одни дети в первые дни пребывания в детском учреждении громко плачут, отказываются от пищи, не хотят играть, заниматься, сопровождая все бурным протестом. Проходит несколькодней и ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит, сон, он охотно общается с воспитателем и детьми. Есть дети, которые в первое время в детском учреждении внешне ведут себя спокойно. Они послушно садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут предложенную им игрушку, но не играют с ней. Когда приходят родители за таким ребенком — он с плачем бросается к ним. Подобные дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Такое внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться очень долго и привести к заболеванию. На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий ребенок приходит в детский сад, что меняется в условиях его жизни (режим дня - питание, время сна, пробуждения, в этом случае ребенку трудно перестроиться. И, наоборот, малыш значительно легче приспособится к условиям детского учреждения, если в семье он жил по режиму, который соответствовал возрасту, ему давали разнообразную пищу (жидкую, густую, у него сформированы необходимые навыки самообслуживания и общения.
Для благоприятного течения периода адаптации педагоги совместно с родителями должны помочь ребенку освоиться, оказать поддержку, преодолеть стресс в этот трудный адаптационный для малыша период и успешно адаптироваться к дошкольному учреждению. Дети раннего возраста эмоционально впечатлительны, им присущи как положительные, так и отрицательные эмоции.
Необходимо создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные и привычные для него.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает стресс в период адаптации. Для прохождения успешной адаптации ребенка за время его пребывания в дошкольном учреждении нами был создан проект «Без слёз и истерик идём в детский сад». Базовыми средствами в работе педагога-психолога над проектом служат разнообразные игры: занятия с использованием разнообразных героев сказок, животных, пальчиковые игры, стишки, подвижные игры с использованием интерактивных форм обучения мультимедиа. Игры быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. На таких занятиях даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята активно взаимодействуют с педагогом и со сверстниками. В дальнейшем данный проект может быть использован в работе с детьми, которые поступят в детский сад в будущем учебном году, с родителями воспитанников. Проект «Без слёз и истерик идём в детский сад», возможно, применить в работе воспитателя с детьми, у которых тяжело протекает адаптационный период.