БЕЛЛА ЛЫСЕНКОВА
Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
использование спортивных игр у дошкольников на прогулке
«Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке»
Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов детей. С их помощью дети усваивают разнообразные двигательные навыки, приобретают нравственные, волевые качества: решительность, самостоятельность, смелость, выносливость. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность. Кроме этого, спортивные игры и упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадминтониста или теннисиста, «городки», «кегли», «бита» и др. В образовательной области «Физическая культура» программы «Детство» предусмотрено выполнение детьми различных спортивных игр и упражнений, согласно возрасту
Публикация «Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке» размещена в разделах
Так во 2-й младшей группе это :
- катание на трёхколёсном велосипеде
- хождение на лыжах ступающим шагом
- подготовка к плаванию
- катание на санках кукол, друг друга с невысоких горок
В средней группе:
- катание на санках и лыжах с усложнениями
- катание на двух- и трёхколёсном велосипедах
- плавание
Для детей старшей группы:
- катание на санках, лыжах
- катание на велосипеде и самокате
- плавание
Подвижные игры:
- городки, бадминтон
- баскетбол, футбол
Подготовительная группа:
- катание на санках, лыжах, коньках
- катание на велосипеде
- плавание
- игры – эстафеты
Элементы спортивных игр
- городки, бадминтон
- баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис
Используются именно лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы игры, которые проводятся по упрощенным правилам.
Например, в бадминтоне: ударом ракетки послать волан в направлении партнера, а при возвращении волана – отбить; в волейболе: броском от груди послать мяч тем же приемом на другую сторону сетки; получая мяч от партнера, не отбивать его, а лишь ловить, снова повторить такой же прием броска. Обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится в период непрерывной образовательной деятельности. Но для того чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок на открытом воздухе, что, несомненно, имеет большое значение и для закаливания и укрепления здоровья дошкольников. Поэтому, подбирая их, следует учитывать сезонные, погодные условия. В теплое время года отдается предпочтение таким спортивным упражнениям как игры с мячом,
бег (умеренный, быстрый, на выносливость, игры в кегли, городки,
настольный теннис, бадминтон, с элементами баскетбола, волейбола;
купание, плавание, езда на велосипеде
Например, коллективные игры с мячом создают благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Изучая правила игры, ребенок понимает, что с мячом действуют все, а не он один. Упражнения даются детям с постепенным усложнением. Например, при игре в баскетбол отрабатываются:
- ведение мяча правой и левой рукой на месте, вокруг себя, с продвижением вперед, изменением направления движения;
- ведение мяча бегом;
- передача мяча друг другу с продвижением по площадке парами;
- бросание мяча в корзину двумя руками из-за головы, от плеча, груди и т. д.
Усвоив отдельные элементы, дошкольники разучивают игры с мячом. зимой – это катание на санках, развлечения со снежками, скольжение на беговых дорожках, ходьба на лыжах, бег на коньках. Однако прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на стадион (городской, школьный, дворовый, рассмотреть иллюстрации.
Цель этой работы – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.
Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, городками и т. д. Для этого целесообразно поместить их в спортивный уголок и дать возможность самостоятельно манипулировать ими и лишь после этого приступить к обучению. При этом следует помнить о строгом контроле за самочувствием детей и учитывать противопоказания при использовании отдельных видов движений. Например, детям, имеющим плоскостопие, не следует увлекаться ездой на велосипеде, детям с нарушением зрения противопоказан настольный теннис и т. д. В работе с дошкольниками можно использовать такие спортивные игры и упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблениями мышц. Это спортивные игры, в которые входят основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча, лазание, пролезание и т. д. Именно такой характер имеют плавание, ходьба на лыжах, бег на коньках, спортивные игры - бадминтон, настольный теннис, городки, баскетбол.
Так как дошкольники не способны регулировать величину физических нагрузок, не умеют самостоятельно осваивать физические упражнения, предусмотренные программой, им нужна помощь воспитателя в освоении элементов тактики спортивных упражнений, игр. Поэтому педагог обязательно должен знать технику выполнения упражнений и элементов спортивных игр. Очень важно создать для упражнений условия, отвечающие гигиеническим и педагогическим требованиям: наличие свободного места, свежего воздуха, нужного оборудования и свободный доступ к нему.
Для некоторых игр (например, бросание палки-биты в «городках») выбирают отдельное место на площадке, так как движения детей могут быть опасны для окружающих. Спортивные игры и упражнения в дошкольном учреждении следует использовать в разные периоды дня.
Утром, когда приём малышей производится на улице, можно привлечь к развлечениям небольшие группы детей в зависимости от их состояния. Дети, которые рано встают и пешком идут в детский сад, достаточно бодры, с удовольствием выполняют определенные движения. А те, которые встают поздно, приходят иногда сонные, вялые и не изъявляют желания двигаться. Таких ребят следует вовлекать в двигательную деятельность постепенно.
Утром нецелесообразно использовать спортивные игры и упражнения, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии. Это будет истощать детей, снизит их возможности в овладении знаниями, навыками и умениями на других периодах непрерывной образовательной деятельности. Это нужно учитывать и при подборе упражнений для вечернего времени, ведь вечером, через 2-3 часа после дневного отдыха, работоспособность детей начинает снижаться. Но и сразу после сна не рекомендуется использование спортивных упражнений, так как дети ещё вялые, поэтому нагрузку следует повышать постепенно, используя например, комплексы корригирующей гимнастики.
На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения, с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В данное время спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня. Но их место в течение прогулки определяется с учетом других видов деятельности: наблюдений за окружающим, трудом, играми, в частности творческими, и пр. В начале прогулки спортивные игры и упражнения проводить не желательно. Тут целесообразно отдать предпочтение наблюдениям, чтобы сосредоточить внимание детей, которые ещё не увлеклись играми. В дни, когда нет физкультурных организованных мероприятий на воздухе, можно использовать пешие переходы, создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, в процессе которой они могут возвращаться и к знакомым элементам техники спорта, упражнениям.
При руководстве спортивными упражнениями используются общеметодические методы и приёмы обучения и воспитания детей – объяснение, показ, вопрос, указание, оценка действий, поощрение, показ другим ребёнком. При этом нужно следить, чтобы инструкция не была длительной, очень детальной, чтобы интерес детей не пропал.
С детьми 4-5 лет воспитатель – непременный участник спортивных мероприятий, особенно если упражнения не знакомы детям. Старшим дошкольникам педагог помогает начать движение, определяет порядок его выполнения, а потом наблюдает за ходом и вмешивается только при необходимости. Проводя спортивные упражнения с техническими усложнениями (например, отработка техники ходьбы на лыжах, езда на двухколёсном велосипеде, плавание) педагог должен всё время принимать участие в них. К участию в спортивных играх и упражнениях воспитатель вначале привлекает тех детей, которые недостаточно освоили упражнения в ходе непрерывной образовательной деятельности по физкультуре. В дальнейшем нужно стремиться к тому, чтобы активно действовали все. Дети должны не только овладеть элементами спортивных игр, но и знать их основные правила, название частей используемого спортивного инвентаря, уметь ухаживать за ним
Проведение спортивных игр и упражнений включается в календарный план учебно – воспитательной работы для детей 4-7лет. При планировании учитывается место игр и упражнений в режиме дня. На утренней или вечерней прогулке предусматривается 1-2 вида спортивных игр и упражнений. Их стоит так планировать, чтобы в комплексе они составляли разнообразную по двигательному содержанию деятельность.
Очень большую роль в освоении детьми элементов спортивных игр и упражнений играет эмоциональный настрой педагога. Если необходимо показать образец умения играть, педагог может сам вступать в игру. Такое участие вызывает у детей доверие к педагогу, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда является главным мотивом участия в игре.
Таким образом, важность использования спортивных игр и упражнений на прогулке, очевидна. Дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение упражнений в условиях большого пространства в тёплое и холодное время года способствует прочному закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств, и закаливанию организма
Анализ данной проблемы, изучение ее теоретических аспектов позволили установить, что проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.