Ошроева Карина
Формирование нравственно-патриотических качеств личности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственно-патриотических качеств личности
детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Ошроева К. М. ,
воспитатель МОУ «Прогимназия № 2 ГП Терек»
Нравственно - патриотическое воспитание детей сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Я как учитель словесник могу утверждать, что сегодня термин «патриотизм» включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Сегодня, к сожалению, многие говорят о том, что у наших детей отсутствует чувство патриотизма. Ведь патриотизм - не инстинкт. Он не передается на генетическом уровне, его необходимо воспитывать.
Публикация «Формирование нравственно-патриотических качеств личности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
Уважаемые коллеги, это было небольшое вступление. Как вы все знаете, с дошкольниками я работаю лишь с сентября 2012 года, т. е. опыта работы в дошкольном учреждении практически нет, но у меня есть приличный стаж работы в школе. Этот факт дает мне моральное право сегодня проводить с Вами консультацию на тему, которой в нашей группе уделяется большое внимание, я не сомневаюсь что и вы работаете в этом направлении. Мы стараемся создать атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта; проводим работу по ознакомлению дошкольников с некоторыми сведениями из истории нашего города, республики, страны; планируем начать активную работу по ознакомлению детей с достопримечательностями нашего города и республики, пока только с помощью информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время, к сожалению, материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад и школа, которым поручена ответственная миссия - формирование личности юного человека. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания.
Нравственно-патриотическое и гражданское воспитание - важная задача дошкольной педагогики. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить. воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
В настоящее время имеются программы и пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей: В. Н. Вишневская «Свет Руси», Г. Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», Е. Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ», М. Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Г. А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина».
Воспитать в детях нравственно - патриотические чувства, интерес и любовь к родному краю наиболее эффективно можно в игре. Она способствует овладению способами познавательной деятельности, помогает усвоению, закреплению знаний.
В своей работе мы с Мадиной Хусейновной используем разнообразные игры: «Путешествие по городу», «Угадай и назови», «Сказка правда в ней намек, добрым молодцам урок», «Праздники», «Путешествие из прошлого в настоящее», «Где находится памятник?», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Воробушки и кот», «Петушиные бои», «Салка на одной ноге», «Молчанка», «Телефон» и др. Игры позволяют в интересной для детей форме обогатить их жизненный опыт.
Приступая к работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо опираться на следующие моменты:
- содержание программы «Радуга», где определен эмоционально-практический путь познания, где малыш с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, где он стремится к активной деятельности;
- учет возрастных, индивидуальных и психологических особенностей;
- положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослым и ребенком;
- постоянную смену видов деятельности, методов и приемов работы, форм организации;
- обязательное использование наглядности.
Затронув такую тему, как воспитание детей в игре, нельзя не вспомнить о том, что народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным общением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально - положительная основа для развития патриотических чувств.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, потешками.
Например, знакомя детей с правилами кабардинской народной игры «Повелитель лунки», можно предварительно рассказать им о жизни адыгов, показать иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовать народными обычаями и фольклором.
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания. Педагог отбирает и планирует программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко определяет дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера. Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, договоренность. Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.
Воспитатель использует содержание игр для формирования у детей положительного отношения к действительности, любви к Родине, своему народу, учит их правилам общественного поведения, проверяет, как они усвоены, и закрепляет их. В игре и через игру воспитатель развивает у дошкольников такие качества, как смелость, честность, инициатива, выдержка.
Игра - это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к труду, общественной собственности, их взаимоотношения. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.
Организуя игру, руководя ею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.
Игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.
Собирая материалы для консультации, я пришла к выводу, что для организации нравственно - патриотического воспитания детей необходимо наработать много методического материала. Для ознакомления с устным народным творчеством народов России мною собраны картотека народных игр, загадок, потешек, поговорок; материал на электронном носителе с изображением костюмов народов, населяющих нашу страну, предметов быта.
Таким образом, сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране, так как игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе надо всегда обращаться к игре: как к дидактической, так и к народной.