Валентина Герасимова
Конспект занятия «Веселые проводы зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ
на тему: «Весёлые проводы зимы»
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Цели: - познакомить детей со свойствами снега и льда в ходе опытов.
Задачи:
Обучающие: Учить подбирать прилагательные к существительным. Продолжить закрепление умения классифицировать предметы на подгруппы. Закреплять умение определять гласные и согласные звуки, делить слова на слоги. Обучать детей самостоятельно делать выводы о свойствах снега и льда через исследования и опыты.
Публикация «Конспект занятия „Веселые проводы зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Развивающие: Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, познавательную активность, логическое мышление, речь. Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать усидчивость, добиваться положительных результатов при выполнении опытов, умение слушать своих товарищей, не перебивая.
Форма работы с детьми: групповая.
Оборудование и материал: Иллюстрации, изображающие явления неживой природы, дидактическая игра «Явления неживой природы», форма для льда, пакет с солью, льдом, снегом, миски для снега, льда, воды, зелёные и красные картонки, салфетки.
Ход занятия:
• -Отгадайте, ребятки
Про кого моя загадка?
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом?
Шьёт пуховые перины,
Разукрасив все витрины? В. Лунин.
(Зима)
(Выставляется картина с изображением зимы)
Какие зимние праздники вы знаете? Какой праздник связан с проводами зимы? (ответы детей)
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица».
• Чтобы порадовать зиму, чтобы она знала, что мы её любим и снова и снова давайте поиграем в игру «Зимние слова».
(Дети, встав в круг, передают мяч друг другу, называют «зимние» слова: метель, вьюга, снеговик, снежинка, мороз и т. п.)
- Молодцы! Думаю, зима довольна.
• д/и «Назови двумя словами»:
Сначала выходят картинки по отдельности
Картинка шуба – дети говорят, что изображено на картинке
Картинка шапка – дети говорят, что изображено на картинке
Картинка варежки – дети говорят, что изображено на картинке
-шуба, шапка, варежки….(зимняя одежда)
санки
коньки
лыжи
-санки, коньки, лыжи….(спортивный инвентарь)
унты
валенки
кожаные меховые сапожки
-унты, валенки, кожаные меховые сапожки (зимняя обувь)
воробей
снегирь
синица
-воробей, снегирь, синица (зимующие птицы)
лед
снеговой сугроб
снежинка
-лед, снеговой сугроб, снежинка (зимнее состояние воды)
• Д/и «зимний шторм»
Как по- вашему, какое слово чаще всего встречалось вам в общем названии предметов (зимняя). А какое сейчас время года? Назовите 1 зимний месяц, 3 зимний месяц, 2 зимний месяц.
Когда вы слышите слово «зима», что вы представляете? (Снег, мороз, лёд, вьюга и др.).
Самое главное, что мы ждём от зимы – это конечно снег.
Я начну читать стихотворение И. Лопухиной «Снегопад», а вы, пожалуйста, добавляйте по смыслу слова – родственные слову «снег».
- Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…снег.
С неба все скользят пушинки-
Серебристые…снежинки.
На посёлки, на лужок
Всё снижается …снежок.
Вот веселье для ребят
Всё сильнее снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …снежки.
Словно в белый пуховик
Нарядился…снеговик.
Рядом- снежная фигурка –
Это девочка…Снегурка.
На снегу-то, посмотри, -
С красной грудкой… снегири.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…снег.
- Так какие родственные слова слову «снег» мы с вами подобрали? (Ответы детей).
• «Зимняя познавай-ка»
Давайте разделим слова на слоги, по каким правилам мы делим слова наслоги?: Снег, снежинки, снежок, метель.
А знаете ли вы, что такое снежинки и где они образуются? – просмотр водеоролика.
(Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристаллов.)
Можно их поймать и рассмотреть. Иногда они склеиваются и большими хлопьями падают на землю.
Посмотри, как блестит,
Под ногами хрустит.
Почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются лучики снежинок.)
А какие зимние явления вы знаете?
Ответы детей: метель, пурга, лед, вьюга, снег, иней, гололед.
• ФИЗМИНУТКА
Дети, хотите сравнить снег и лёд, провести с ними опыты?
Посмотрите, на одной тарелочке - снег, а на другой – лёд. В чем же их сходства и различия? Чтобы ответить на вопрос, проведём опыты.
• Опыт №1. Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег, а затем лёд. Что вы обнаружили?
Снег можно проткнуть палочкой, а лед нельзя, не получается. Лед жесткий.
Сделаем вывод: снег рыхлый, мягкий, а лёд твердый, жёсткий. (Повторим хором.)
• Опыт №2. Продолжим сравнивать снег и лёд. Посмотрите, я на зеленый картон положу снег, а на красный – лёд. Теперь и вы повторите этот эксперимент. Посмотрите через снег. Что видите? Ничего не видно. Посмотрите через лёд. Что вы наблюдаете? Какой же вывод можно сделать?
Вывод: Снег имеет белый цвет, он не прозрачный, лёд бесцветный, прозрачный. (Повторим хором).
Под снегом не видно, какого цвета картон, он не просвечивает. А через лёд видно, что картон красный. Снег – не прозрачный, лёд – прозрачный. (Повторяют хором).
• Опыт №3. А сейчас положите на одну ладошку немного снега, а на другую – кусочек льда. Давайте посмотрим, что получится из холодного снега и льда в тёплых ладошках. Будем греть снег и лёд. Что вы чувствуете?
Что появилось на ладошках?
Откуда взялась вода?
А что быстрее тает на ваших ладошках? Снег или лед? Почему снег и лёд начали таять, превращаться в воду? Какой сделаем вывод?
Вывод: Снег и лёд холодные, они тают на ладошках, потому что ладони тёплые. Снег тает быстрее, чем лёд. Снег тает быстрее, чем лёд.
Дети повторяют вывод хором
• Опыт №4. Рассмотрите кубики льда. Давайте насыплем на середину одного кубика немного соли (опыт проводится на столе воспитателя, вызывается 1 ребёнок). Подумайте и скажите, что произойдёт с кубиком, посыпанным солью и с кубиком, не посыпанным солью, если вынести лёд на улицу, где низкая температура? Ледяной кубик, не посыпанный солью, останется прежним. А ледяной кубик, посыпанный солью, будет иметь отверстие.
(Вывод делает воспитатель).
Вывод: Солёный лёд начинает таять при температуре ниже нуля градусов. (Хором).
Если на улице мороз, и лёд не тает, то его посыпают солью. Тогда лёд быстрее тает, и улицы становятся не такими скользкими. Этот опыт мы продолжим проводить на прогулке. Проверим, будет ли лёд, посыпанный солью, таять в морозную погоду.
• Послушайте как говорят в народе о зимних месяцах.
Декабрь «ветрозим» - год кончает зиму начинает; мороз нарастает, зато день прибывает; мороз не велик стоять не велит.
Январь «студень» - зимы государь; ломонос: береги свой нос; холода над землей виснут.
Февраль «лютый» - в нем два друга мороз да вьюга; бури да метели под него налетели; февраль рисует, малюет весну чует. За окном солнышко светит все ярче, греет все сильнее. Это значит, зима тихонечко от нас отступает, и мы празднуем Масленицу и весёло прощаемся с зимой и встречаем весну, несущую оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца стали печь блины.
Итог: Чем мы занимались сегодня на занятии? У нас все получилось? Как достигли результатов? Что хотели бы исправить? Что узнали? Что расскажете дома? С каким настроением вы сегодня работали?
Чтобы поддержать наше настроение в обед мы с вами угостимся блинами!
Используемая литература: Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6 - 7лет», Н. Е. Веракса «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников 4 - 7 лет», О. А. Соломенникова ФГОС «Ознакомление с природой в детском саду».