ольга потакуева
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие во времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
o Активировать знания об исторических событиях, знания о родном городе и
своем крае, полученные в ходе проделанной работы.
o Учить выражать в речи свои знания, впечатления, переживания; выстраивать полные предложения;
o Уметь моделировать, конструировать, ориентироваться по схемам.
o Побуждать детей к содержательному общению друг с другом
o Воспитывать патриотические чувства, бережное отношение к историческому прошлому своего города.
Предшествующая работа:
Занятия по темам :
«Прошлое и настоящее нашего города»;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие во времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
«Киренчане в революционные годы и в годы Великой Отечественной войны»
«Животный и растительный мир нашего края»
Беседы по темам:
Улицы нашего города
Прошлое и настоящее родного города
Декабристы в нашем городе
Дидактические игры:
«На поиски прошлого»
«Что нужно человеку»
Составление альбомов :
«Киренск»
«По страницам газеты «Ленские зори»,
«Стихи о Киренске»
Оборудование и материал:
Оформление выставки «Прошлое и настоящее родного города»
Изготовление строительного модуля (для острога)
Ветки
Силуэты людей
Фотографии людей
Дидактическая игра «Собери карту»
Ящик с песком
Силуэты мамонта
Музейные экспонаты
Меха разных животных (соболь, лиса, куница, горностай и пр.)
Посуда (деревянная, глиняная, медная, берёзовые туеса)
Крупы и соль в горшках
Куски разной ткани
Мешки,
Нитки
Детские игрушки-ружья
Фломастеры
Дети входят в зал, останавливаются возле воспитателя.
- Ребята, вы хотели бы быть путешественниками? Почему? (ответы детей)
-А хотели бы вы путешествовать во времени?
-Чтобы путешествовать во времени, нужно понять - что такое время. Время нельзя потрогать, его можно измерить минутами, тысячелетиями. Время постоянно движется и не стоит на месте. Есть такие слова, которые обозначают разное время : настоящее, прошедшее, будущее. Я предлагаю вам определить время для данных высказываний:
Я рассказываю стихотворение.
Я вчера ходила в парк.
Я скоро поеду в Иркутск.
-Мы с вами будем совершать путешествие в прошедшее время в родном городе Киренске!
- Но сначала скажите, что было вначале на нашей земле? Кто на ней жил? (динозавры, микробы.
-Что случилось, почему их не стало? (вымерли, катастрофа, похолодание.)
- Времена менялись, и менялись существа, которые жили на земле. Очень давно в верховьях Лены жили древние (первобытные) люди.
- Чем они занимались? (охота, рыбалка, собирание кореньев и плодов, 0 изготовление орудий труда, одежды, добывание огня и т. д.)
(Воспитатель обращает внимание детей на рисунки. выполненные на кусках бересты)
-Смотрите ребята, что я нашла - это рисунки, выполненные на бересте. (Рассмотреть рисунок)
-Древние люди были не только охотниками и рыболовами, но и отличными художниками, в своих рисунках изображали всю свою жизнь (воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки, предметы - скребки, камни, наконечники стрел)
Воспитатель предлагает детям сделать ловушку для ловли животных (мамонта,используя подручный материал ветки,, мох,камни
В ходе работы воспитатель задаёт наводящие вопросы детям, например: Как охотились первобытные люди? Зачем?.Можно ли поймать крупную добычу в одиночку?
Ребята, скажите, вы хотели бы жить в этом времени? Почему? (ответы детей)
Коренное население нашего родного края- тунгусы, эвенки, затем сюда стали заезжать якуты и русские.
Тунгусы- люди небольшого роста, коренастые, узкоглазые, с черными волосами. У каждого народа есть свои отличительные черты.
-Предлагаю вам составить портрет коренного жителя Приленья (тунгуса)
Д/игра «Сложи портрет»( детям предлагается несколько эпизодов частей лица: глаза, нос губы. волосы. Задание собрать целые портреты с изображением русского и тунгуса по отличительным признакам)
- Вы знаете, что наш город был основан давно, больше 200 лет тому назад.
-Кто хочет совершить путешествие в другой век, в век, когда зародилась здесь цивилизованная жизнь, с ремеслами, экономикой и производством
-Представьте мы с вами казаки, люди, пришедшие сюда, чтобы овладеть сибирскими богатствами. (Какими) Главной их целью было освоение земель и сбор налогов с местного населения.
-Мы с вами плывем по реке Лене, у нас есть запас еды, конец осени, уже холодает. Нам нужно найти место для зимовки, а для этого нужно сложить ~ «карту местности»
. Игра «Сложи карту» (Детям необходимо сложить карту с изображением острова и тайги)
- Где расположились казаки и основали острог (на высоком острове)
- Чем омывается остров (остров омывается двумя реками-Лена и Киренга)
-Каким лесом окружен остров (смешанным лесом и тайгой)
- Назовите животных нашего края;
-По- вашему на чем добрались казаки до наших краев (ладья)
- Где сначала жили казаки. (в крепости)
-Молодцы, много вы знаете о истории основания острога.
«Туманна молочная
И сосны летящие ввысь
Веселые Киренга с Леной.
Как сестры в тайге обнялись.
Казаки увидели диво
И свой завершили маршрут
Сказали «Однако, красиво
Навеки останемся тут!»
Именно казакам, мы обязаны рождением нашего города, под управлением Василия Бугра построен острог, который назывался Никольским погостом.
- Из чего был построен острог? Давайте, по словам очевидца, представим примерный план острога (зачитываются воспоминания путешественника Миллера о киренском остроге (крепости). «Киренский острог стоит на горе промеж Леной и Киренгой реками. В том остроге три башни, в том числе одна с проезжими воротами. .В угловых башнях находились бойницы для «огненного» огня. В середине острога помещалась церковь, судная губа, помещение для хранения оружия (склад, жилые дома…."
Воспитатель предлагает детям по словесному описанию изобразить план-схему острога, а затем сконструировать острог из кубов, обозначив каждый объект рисунком-схемой
- После того, как казаки наладили связи с местным населением-, эвенками,началась мирная жизнь, которая позволила торговать и производить товар для продажи
Ролевая игра «Ярмарка» (Детям предлагается выбрать из предложенных предметов то, что могли продать или обменять коренные жители города и приезжих купцов и на что. (Аргументировать свой ответ)
-Жили бы вы в это время и почему?
Время шло. В России правит царь, в городе Петербурге люди благородные
. умные решили пойти против укладов царя, но у них ничего не вышло. События проходили в декабре 1812 года и потому восставших назвали- декабристами. Многих казнили, а других сослали в Сибирь. К нам в город { были сосланы декабристы Апполон Веденяпин и князь Голицын. Именно они, одни из первых стали обучать грамоте и культуре поведения в обществ. Веденяпин прожил долгое время у нас и занимался выращиванием ячменя в северных условиях
Дидактическая игра «Узнай по контуру»
(найти дом Голицына- дом с мезонином)
-Хотели бы жить в это время?
Д/ игра «К какой эпохе относится этот предмет»
(посуда из капа, точило, фонарь, туесок, пресс, перо, чернильница, наконечник, копья, скребок из камня)
- Вот и подошло к концу наше путешествие, понравилось вам путешествовать. В каком времени мы с вами побывали в настоящем, прошедшем или? {ответы детей)