Ирина Ширманова
Конспект занятия «В гостях у татарского народа» для детей 7–9 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«В ГОСТЯХ У ТАТАРСКОГО НАРОДА»
Возрастная группа:7-9 лет
Цель:познакомить детей с основными элементами татарской национальной культуры,вызвать интерес к ее изучению,способствовать воспитанию уважения к культуре других народов.
Задачи:
*образовательные:
-расширить кругозор детей,познакомить с историей,географией,языком,традициями,бытом,искусством татарского народа.
-дать представление о татарском национальном костюме,кухне,музыке,играх.
-ввести несколько татарских слов и выражений
*Развивающие:
-развивать познавательную активность,внимание,память,речь, воображение.
-развивать творческие способности (в процессе выполнения практических заданий)
-стимулировать коммуникативные навыки (работа в группах,ответы на вопросы)
* Воспитательные
-воспитывать уважение к культуре и традициям татарского народа
-формировать толерантное отношение к представителям других национальностей.
-воспитывать чувство гордости за многоциональную культуру России
Форма проведения:
Комбинированное занятие (беседа,рассказ,демонстрация,игры,практическая работа)
Оборудование:
-мультимедийное оборудование:проектор,экран,компьютер,колонки
-презентация «В гостях у татарского народа»(слайды с изображениями природы Татарстана,достопримечательностей,элементов национального костюма,предметов быта,блюд татарской кухни,музыкальных инструментов,фотографиями людей в национальной одежде,картой Татарстана и России).
-Аудиозаписи:татарские народные песни,мелодии.
-Раздаточный материал:
-карточки с изображением элементов татарского орнамента (для раскрашивания)
-карточки с татарскими словами и их переводом
-заготовки для изготовления тюбитейки (цв. бумага,картон,ножницы,клей)
-предметы татарского быта (тюбитейка,калфак,элементы национального костюма,образцы татарской вышивки,угощение (чак-чак).
Предварительная работа:
-подбор и подготовка материалов для занятия (презентация,аудиозаписи,раздаточного материала)
-подготовка воспитателя –изучение информации о татарской культуре.
-беседа с детьми о многонациональности России
Ход занятия:
1. Организационный момент (5 минут)
-приветствие детей
-создание эмоционального настроя (звучит тихая татарская мелодия)
-вступительное слово воспитателя
«Ребята,сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в гости к одному из народов,проживающих в нашей стране-к татарам. Россия- многонациональная страна,и каждый народ имеет свою уникальную культуру,традиции,язык. Знакомиться с ними очень интересно и полезно.»
Показ слайда с картой России,выделение республики Татарстан.
2. Основная часть (30-35 минут)
«Знакомство с Татарстаном»(5 минут)
-Рассказ воспитателя о Татарстане (географическое положение,столица-Казань,крупные города,природа).
-Демонстрация слайдов с видами Татарстана,достопримечательностями Казани (Кремль,мечеть Кул-Шариф,башня Сююмбике).
-Вопрос детям:что они уже знают о Татарстане или Казани?
«Татарский язык» (5 минут):
-Рассказ о татарском языке (относится к тюркской группе языков,имеет богатую историю.)
-Демонстрация карточек с татарскими словами и их переводом
-Совместное произношение слов
-Небольшая игра «Повтори по- татарски».
«Татарский национальный костюм «(5 минут):
-Рассказ о традиционном татарском костюме (мужской и женский варианты,основные элементы:рубаха,штаны,камзол,фартук,головные уборы-тюбитейка,калфак).
-Демонстрация слайдов с изображениями татарского костюма.
-Рассматривание настоящих элементов костюма
-Объяснение особенностей орнамента.
«Татарская кухня»(5 минут)
-Рассказ о традиционных блюдах татарской кухни (эчпочмак,кыстыбый,чак-чак,губадия,бэлеш,токмач,татарский чай).
-Демонстрация слайдов с изображением блюд.
-Объяснение особенностей приготовления.
-Дегустация
«Татарская музыка и танцы»(5 минут)
-Рассказ о татарских народных песнях и танцах (особенностей мелодий,ритма,движений).
-Прослушивание фрагмента татарской народной песни
-Демонстрация видеофрагмента татарского танца
-Рассказ о музыкальных инструментах.
«Татарские праздники и игры»( 5 минут)
-Рассказ о главных татарских праздниках (Сабантуй-Праздник плуга,Крбан-байрам,Ураза-байрам,Навруз).
-Описание некоторых традиций и обрядов,связанных с этими праздниками.
-Рассказ о татарских народных играх («Тюбитейка»,»Бег в мешках», «Разбивание в горшках» и др.).
-Проведение одной пожвижной игры.
Например «Тюбитейка» (дети стоят в кругу,под музыку передают друг другу тюбитейку,;когда музыка останавливается,тот,у кого в руках тюбитейка,выходит в центр круга и выполняет задание-танцует,поет,говорит что-нибудь по -татарски).
3. Творческая мастерская (15-20 минут)
Раскрашивание татарского орнамента
-Раздать детям карточки с изображением элементов татарского орнамента.
-Предложить раскрасить орнамент,используя яркие цвета (красный,зеленый,желтый,синий).
4. Подведение итогов (5 минут)
-Краткий опрос детей:
*Что нового узнали о татарском народе?
*Что вам больше всего понравилось?
*Какие татарские слова вы запомнили?
* Хотели бы вы узнать больше о татарской культуре?
*Похвала детей за активное участие в занятии.
*Прощание (Можно сказать «Сау булыгыз! «по –татарски).
*Выставка детских работ