елена ципенко
Конспект занятия «Праздник Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новоусманского муниципального района Воронежской области.
по социально-коммуникативному развитию «Праздник Масленица»
(для старшей группы)
Выполнила: Ципенко Е. А.
П. Отрадное 2019 г
Цель: Приобщение к истокам русской культуры посредством народного фольклора.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Праздник Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Образовательные - знакомить детей с народным праздником Масленица, способствовать формированию у детей представлений о русской культуре;
Развивающие - расширять знания детей об обычаях и традиционных календарных праздниках, развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу;
Воспитательные - прививать любовь к народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к народным традициям, культуру поведения на массовых мероприятиях, доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности.
Оборудование:
Интерактивная доска, 4 стола, сковорода, игрушечная газовая печь.
Русско-народные костюмы, костюмы медведя, лисы, зайца. Костюм скомороха. Русские народные платки, кокошники, бусы.
Музыкальные инструменты: бубны, дерев. ложки, бубенцы, трещотки, рубель.
Пластилин, доски, стеки, тарелки, салфетки, сковорода, печь.
Ленты, колокольчики, ткань, солома, деревянный шест для чучела, нитки, ножницы.
12 картинок: 4 изображения скомороха, 4 изображения блинов, 4 изображения чучела.
Несколько картинок праздников.
Ход занятия:
Звучит русская мелодия (заходят дети) (слайд 1)
Воспитатель:
Здравствуйте ребята! Проходите! Не стесняйтесь!
А вы коллеги смотрите на нас и улыбайтесь!
Ребята, меня зовут Елена Александровна. Очень рада с вами познакомиться. Я хочу, чтобы сегодня мы с вами провели, всеми любимый, народный праздник. Что-то слишком долго зима у нас задержалась, пора и честь знать. А как наши предки весну зазывали?
Воспитатель: Посмотрите, пож-та, на картину и расскажите, что вы на ней видите? (Ответы детей).
Я вам немного помогу. Послушайте стихотворение-подсказку.
Праздник этот знаем мы-
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны,
Веселиться, печь блины! (Масленица)
Ребята, а вы знаете, что это за праздник такой? (Выслушиваются ответы детей.)
Этот праздник называется Масленица. Сегодня мы познакомимся с ним, поговорим об этом празднике, и проведем его. (слайд 2)
Масленица - один из самых древних, любимых и веселых народных праздников.
Существует много легенд про этот праздник, и сейчас я вам одну расскажу (легенда - это придуманная, а быть может и непридуманная история) (слайд 3)
Масленица - это имя маленькой девочки, отцом которой был сам Мороз. Девочка жила на дальнем Севере. Однажды охотники забрели в снега и попала в снежную бурю. Они бы наверняка погибли, если бы не встретили маленькую Масленицу, которая помогла им выбраться из бури и дала возможность согреться. Затем Масленица напекла им блинов-накормила и развеселила заблудившихся людей. Они веселились всю неделю, плясали, пели песни, радуясь наступившему теплу. С тех пор неделю перед Великим постом считают масленичной. (слайд 4)
Праздник Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой. (слайд 5)
Масленицу праздновали всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети катались на санках, играли в снежки, все вместе смеялись над скоморохами, смотрели на медвежьи потехи и, конечно же, объедались блинами.
В библиотечном уголке предложить детям выбрать картинки, книги с рисунками на тему традиционных русских праздников и определить какой больше подходит.
Покажите мне подходящую картинку. Что объединяет их, что общего между ними? (Ответы)
Ребята, скажите, а вы знаете, что является символами масленицы? (Ответы детей)
Блины - это главный символ Масленицы. (слайд 6)
Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла.
Чучело из соломы (слайд 7)
Ещё один символ масленицы - Чучело. Большую куклу мастерили из соломы, наряжали в женскую одежду, иногда с блином в руках. Чучело ставили в центре улицы вокруг водили хоровод и пели песни. А в конце праздника сжигали чучело на костре, тем самым провожая зиму.
Медведь (слайд 8)
Медведь - тоже является символом Масленицы. На масленицу обязательно наряжали человека в медвежью шубу. Ряженый плясал, подражая движениям просыпающегося медведя, а вокруг него водили хоровод, желая разбудить спящего медведя.
Круг-колесо (слайд 9)
На Масленицу было принято производить различные действия, связанные с кругом. Украшали колесо от телеги и на шесте носили его по улицам. С пригорков катали колеса. Считалось, что у кого колесо докатится и не упадет, то год у этого человека будет счастливым. Девушки водили хороводы. Ведь хоровод - это тоже колесо.
Ребята, ни один праздник не обходится без подготовки. В организации праздника мне понадобятся помощники: мастера, повара и артисты. Для начала я хочу вас познакомить с работой (столами 1, 2, 3, которую нам необходимо будет выполнить.
Ребята, подойдите ко мне и выберите бейджики с изображением, того чем вы хотите заняться и разойдитесь по столам выбрав занятие по душе ( на столе стоят карточки с изображением: стол №1-скоморох, стол №2-блины, стол №3-чучело) (воспитанники самостоятельно разбирают бейджики с выбранным изображением и расходятся по столам).
Воспитатель подходит к столу №3 и объясняет, что чучело необходимо собрать по схеме. Помогает привязать ленты к поясу куклы (12 шт. по количеству детей, наряжает в платье и тд.
Затем подходит к столу 1 и говорит, что детям-артистам необходимо из предложенных пазлов собрать картинки, на которых изображены костюмы для праздника Масленицы. Это будет подсказкой в выборе костюма и образа для себя и своих друзей.
Затем подходит к столу поваров, и объясняет, что необходимо создать свой вариант блина. Может быть даже украсить его сахарной пудрой или маком. Готовые блинчики помогает разложить на сковороду и поставить в духовку. (В дальнейшем пластилиновые блинчики превращаются в настоящие)
Воспитатель:
Ребята, вы удачно справились со своей работой, и у нас получился настоящий праздник масленица, есть и ряженые, есть и чучело и настоящие блинчики на сковороде, которые пока готовятся и на них мы посмотрим чуть позже! А пока подходите ко мне вставайте в круг и беритесь за ленточки (дети выстраиваются в круг) Ребята ну какой же праздник без музыки и веселья? Хотите повеселиться? Дети (да). Воспитатель знакомит детей с музыкальными инструментами и демонстрирует их звучание. Выбирает один из них и задает ритм для движения.
Ребята, идемте по кругу и повторяем за мной…
Под мелодию русской народной песни дети по показу взрослого выполняют простейшие танцевальные движения.
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Соберемся все в кружок.
Соберемся все в кружок.
Мы по кругу все пойдем,
Мы по кругу все пойдем,
Дружно спляшем и споем
Дружно спляшем и споем
Все потопаем,
Все потопаем.
Будем весело играть,
Будем весело играть,
Будем ручки согревать.
Будем ручки согревать.
Все похлопаем,
Все похлопаем.
Если холодно стоять,
Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять
Мы похлопаем опять
По плечикам,
По плечикам.
Будем прыгать веселей.
Будем прыгать веселей.
Все попрыгаем,
Все попрыгаем.
Воспитатель:
Вот молодцы, хорошо повеселились! Но какая же масленица без угощения? Что нам ребята приготовили за вторым столом? Дети (блинчики и бублики). Ну давайте смотреть! Воспитатель достает из духовки настоящие блинчики (дети удивлены)
Угощаемся блинчиками.
Воспитатель:
Дети, вам понравился наш праздник? А что больше всего вам понравилось? На прощание, я хочу вам подарить чучело, которое мы сделали своими руками. Вы с воспитателем на настоящий праздник Масленицы можете его использовать.
Воспитатель:
До свиданья, до свиданья,
До свиданья через год!
Через год на это место
Приходи, честной народ.
Будут снова чудеса,
Будут развлечения,
А теперь прощаемся
Все без исключения!
Конец!