Роман Кузичев
Конспект занятия «Пасхальное яйцо в витражной технике» в 4 классе ДШИ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме "Пасхальное яйцо в витражной технике" в 4 классе ДШИ. Предмет " Беседы об искусстве". Цель: познакомить с творчеством Тиффани и витражной живописью.
Фото Кузичева Р.
Задачи:
Обучающие:
графические – учить изображать форму, понимать пропорции, характер и направление линий,
Публикация «Конспект занятия „Пасхальное яйцо в витражной технике“ в 4 классе ДШИ» размещена в разделах
- Витраж. Витражное рисование
- ДШИ. Детская школа искусств
- Начальная школа. 1-4 классы
- Пасха, пасхальная тема
- Пасхальное яйцо. Украшаем и мастерим яйца на пасху
- Темочки
композиционные - учить составлять декоративную композицию из элементов, понимать значение орнамента в композиции,
колористические - учить видеть цветовой контраст в жизни и искусстве,уметь применять знания в конкретной работе, сопоставлять и сочетать цвета.
Развивающие:
Развивать глазомер, терпение, творческие способности в ходе знакомства с новой техникой.
Воспитательные:
формировать ответственное отношение к творческой деятельности, развивать аккуратность при работе с хрупким материалом-стеклом, воспитывать трудолюбие.
Виды деятельности:
Репродуктивная, изобразительная, аналитическая.
Материалы:
витражные краски, стекло толщиной 2 мм, кисти №2, №4,5, палитра, вода, пр. кар., ластик, 2 листа бумаги А4, ножницы.
Зрительный ряд: слайды с витражами.
Программный материал.
Ребята мы сегодня с вами познакомимся с витражной техникой, творчеством готических мастеров и витражами Тиффани, а в практической части урока будем рисовать витражными красками пасхальные яйца. История витража отражает развитие этого искусства от несложных технических приемов через совершенствование художественного ремесла к изысканным произведениям монументально-декоративного искусства.
Что же такое витраж?
Витраж - картины из стекла, цветное застекление оконных, дверных проемов
Витражи - декор благородный, необычный и дорогой. Они сродни сказочным картинам и ожившим фантазиям; они вплетаются в интерьер легкой и изысканной аранжировкой. Сегодня их используют так же, как произведение высокого ювелирного искусства, как роскошный аксессуар.
Прекрасным художником –витражистом 20 века был Луи Комфор Тиффани (1848-1933), который стал наиболее ярким представителем витражного дела стиля Ар Нуво.
Сильное впечатление на Тиффани произвели витражи Шартрского собора. (слайды с витражами собора).
Вопросы по слайдам:
Назовите основные геометрические фигуры и цвета, которые применяли готические мастера в Шартрском соборе во Франции?
Тогда же Тиффани познакомился с идеями «Движения искусств и ремесел» Морриса, что повлияло на выбор художника в пользу декоративного искусства. Второй родиной для искусства витража стала Америка. Два художника, Джон Ла Фарж и Луи Комфор Тиффани попробовали применить профессиональный подход к оформлению интерьера. Не слишком востребованную до второй половины XIX века оформительскую отрасль, они старались поднять до уровня ведущих видов искусства, архитектуры и живописи.
Оба мастера хотели достичь в работе со стеклом эффектов объемности и пространственности. Работая независимо друг от друга, но примерно одновременно (1870-е годы, они изобрели новые виды стекла, имевшие собственные, полученные в результате применения новых технологий, цвета с особой выразительностью (слайд Абажур "Лист Лотоса")
Считается, что молочное стекло с опаловыми разводами изобрел Ла Фарж. Дальнейшие эксперименты в этом направлении дали тот невероятно разнообразный спектр цветных стекол, которым пользуются современные витражные мастерские особой выразительностью.
Луи Комфор Тиффани, напротив, во-первых, развил технику пайки классического витража. Он использовал многослойное стекло и соединял отдельные фрагменты с помощью медной фольги и свинцовых протяжек. Толщина швов также менялась автором намеренно, чтобы усилить впечатление естественности, случайности возникшего объемного или пространственного эффекта.
В 1883 году компания Тиффани разделилась, и Луи, полностью переключившись на дизайн стекла, основал «Мастерскую Тиффани». Его не удовлетворяла технология росписи по стеклу – по его мнению, это принижало природную красоту и возможности стекла.
В мастерской работали более 300 человек: дизайнеры, художники, стеклодувы. Они создавали изделия из стекла – лампы (слайд Настольная лампа "Нарциссы", 1910 - 1915 гг, вазы, бутылки, бокалы и чернильницы. Но самой знаменитой продукцией мастерской были витражи. (слайд Осенний пейзаж. 1923-1924. Музей Метрополитен (Манхэттен, Нью-Йорк, США)
Вопросы по слайдам :
Как собирается классический витраж Тиффани? Назовите основные семь этапов изготовления витража? (рисунок витража, резка стекла алмазным стеклорезом, шлифовка участков стекла, подгонка соседних участков, оборачивание медной фольгой, пайка оловом, покрытие лаком)
Ход практической работы
Подготовительная работа. Преподаватель готовит стекло, режет по размеру (эту несложную операцию может выполнить любой взрослый, не надо прикладывать особых усилий, чтобы резать тонкое стекло толщиной 2-3 мм., главное вести стеклорез ровно, можно по бруску) обклеивает по краям изолентой в целях безопасности.
Ребята, сегодня мы с вами будем расписывать на стекле витражными красками пасхальные яйца. Стекло тонкое, хрупкий, острый материал, поэтому необходимо соблюдать основные меры безопасного обращения.
- Берем стекло аккуратно двумя руками за края и кладем на ровную, сухую поверхность без посторонних предметов, как-то карандаши и пр.
- В процессе работы не надавливаем на стекло, прикасаемся к поверхности стекла – легко, без нажимов, стекло не перемещаем, удерживаем его рукой в одном положении, если в этом есть необходимость.
- По окончании работы аккуратно за края приподнимаем стекло и демонстрируем его, чтобы сделать коллективное фото.
- Не кладя стекло на стол, отдаем его в руки педагогу.
- Только после этого производим уборку рабочего места.
Фото Кузичева Р.
1. Выполнение рисунка. Берем лист бумаги А4 формата, складываем пополам, рисуем на одной части половину формы яйца (овоида) и ножки (можно и без нее). Вырезаем ножницами, разворачиваем, рисуем на яйце-заготовке орнамент, полосы.
Педагог демонстрирует варианты несложных орнаментальных полос на доске.
2. Педагог демонстрирует прием работы над контуром пасхального яйца.
3. Самостоятельная работа учащихся.
а) выполнение рисунка на бумаге карандашом,
фото Кузичева Р.
фото Кузичева Р.
б)выполнение контурного рисунка пасхального яйца на стекле (педагог на этом этапе кладет на столы стекло,
3. Педагог демонстрирует метод работы витражными красками - заливка цветом раздельных участков пасхального яйца.
в)
фото Кузичева Р.
фото Кузичева Р
фото Кузичева Р. заливка цветом раздельных участков пасхального яйца на стекле.
фото Кузичева Р.
Коллективное фото учеников с работами.
После того, как стекла педагог заберет от учеников, тогда переходим к итогам занятия. Детские работы. Фото Кузичева Р.
Фото Кузичева Р.
Фото Кузичева Р.
Фото Кузичева Р.
Фото Кузичева Р.
Фото Кузичева Р.
Фото Кузичева Р.
Фото Кузичева Р.
Рефлексия.
Вопросы к заданию:
1. Какой способ вы использовали для того, чтобы нарисовать симметричную форму яйца (лист бумаги пополам сложили, нарисовали одну половину и вырезали ножницами)
2. Какую кисть широкую или узкую надо применять для контура и почему (Узкую -для контура, а широкую -для заливки, широкая кисть не подходит для контура, дает широкий, расплывчатый контур, узкая в ходе заливки не производительна, оставляет мелкие мазки).
3. Какой принцип лежит в основе подбора цветов (Контраст теплых и холодных цветов)
Домашнее задание. Создание бумажного витража.
Бумажный витраж ребята, вам по силам выполнить самостоятельно в домашних условиях. Витраж делают, подкладывая пленки от упаковок из цветной бумаги. Для работы вам потребуется : плотная основа, гофрированная бумага, цветная фольга, клей, ножницы, нож, ручка, кисти, скотч, гуашь и родительский контроль.
Этапы работы несложные, важны неторопливость и последовательность
1 Выполнение рисунка (рисунок-шаблон можно взять с интернета готовый и распечатать).
2. Вырезание канцелярским ножом контуров витража.
3. Покраска черной гуашевой краской контуров витража,
4. Вырезание частей витража из цветной фольги и цветной бумаги, с припуском на ширину контура.
5. На обратной стороне витража наклеиваем на контур кусочки скотча и приклеиваем вырезанные фрагменты витража. Выполняем внимательно, не путаемся в частях витража.
6. Витраж готов! Можно вставить в рамку и вешать на стену.
Ребята, спасибо за работу на уроке!