Получи документы

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Конкурс загадок» (2 фото)

Ольга Грунтова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Конкурс загадок»

Цель: закрепление у детей умения составлять загадки по технологии ТРИЗ, наблюдая за весенними изменениями на прогулке.

Задачи.

Образовательные:

упражнять детей определять и объединять предметы по общим признакам. ;

- побуждать ребят составлять трёхстрочные загадки по различным схемам-опорам (по А. А. Нестеренко).

Развивающие :

развивать связную речь посредством составления загадок;

- развивать ассоциативное мышление.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Конкурс загадок“» размещена в разделах

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать друг друга.

Демонстрационный материал: схемы-опоры № 2 и № 4 по А. А. Нестеренко, картинки к схемам, игрушка Кроша, картинки к игре «Мои друзья».

Оборудование: проектор, мольберты.

Предварительная работа: отгадывание загадок; проведение д/и «Мои друзья», «Город похожестей и непохожестей», «Что общее?».

Ход занятия

I. Вводная часть. Организационный момент.

Дети заходят в группу, здороваются со взрослыми и становятся в круг.

Ритуал приветствия:

Воспитатель даё т детям словесную инструкцию: «Если хлопну один раз – нужно поздороваться друг с другом ладошками, если два раза – пальчиками, а три раза поклониться друг другу».

Мотивационный момент:

Педагог сообщает, что сегодня в гости к ним придёт один известный знакомый. Если ребята смогут отгадать загадку, то узнают его:

Он активный малый,

Смелый и удалый.

На зайчишку он похож.

А зовут его все … (Крош).

(Воспитатель показывает игрушку Кроша, дети здороваются с ним, и далее беседует с дошкольниками от имени Кроша). Педагог говорит воспитанникам, что Крош пришёл попросить помощи. Дело в том, что Кар-Карыч решил устроить конкурс загадок, и выиграет тот, кто придумает загадки, связанные с весной. Крош слышал, что в нашей группе ребята умеют хорошо составлять загадки. Поможем ему? (Да).

Воспитатель, обращаясь к Крошу, говорит: - Вот видишь, Крош, я же говорила, что в нашей группе дети будут рады тебе помочь. Далее педагог сообщает дошкольникам, что прежде, чем научить Кроша составлять загадки, его надо к этому подготовить.

II. Основная часть.

Первая игра, которая поможет нам составить загадку, называется «Мои друзья».

Проводится д/и «Мои друзья» :

Цель: формирование умений детей определять и объединять предметы по общим признакам.

Раздаточный материал: картинки различных предметов.

Ход игры:

На столе лежат карточки, перевёрнутые лицевой стороной вниз. Воспитатель говорит:

- Мои друзья те, кто имеет сладкий вкус. Бегите ко мне, мои друзья.

Подбегают дети, у которых картинки с изображениями сахара, мёда, конфеты, арбуза, моркови, банана и т. д.

- Мои друзья те, кто имеет зелёный цвет. Бегите ко мне, мои друзья.

Подбегают ребята с карточками: крокодила, лягушки, щавеля, ели, зелёного листа, огурца и т. д.

- Мои друзья те, кто холодные на ощупь. Бегите ко мне, мои друзья.

Бегут воспитанники с карточками: снега, сосульки, Деда Мороза, мороженого и т. д.

Педагог хвалит ребят и интересуется у Кроша, понравилась ли ему эта игра? Крош отвечает, что очень понравилась, и он обязательно научит играть в неё своего друга Ёжика. Далее воспитатель предлагает детям научить Кроша ещё одной игре, которая также поможет ему в составлении загадок.

Проводится игра по технологии ТРИЗ «Город похожестей и непохожестей» :

Цель: развитие у детей ассоциативного, образного мышления; научить сравнивать предметы и явления.

Ход игры:

Педагог показывает ребятам на зонтик – слайд 1 – и спрашивает, на что внешне похож зонтик? Дети подбирают сравнения. Например, на гриб, на купол цирка, цветок, крышу, балерину, медузу, парашют, на большой лист лопуха и т. п.

Крош остаётся очень довольным от этой игры и предлагает ребятам отдохнуть.

Для профилактики переутомления проводится физминутка

«Зарядка друзей» :

Мы шагаем, как Совунья.

Делаем наклон, как Ёжик.

Вместе с Крошем мы бежим.

Пудрим носик мы, как Нюша.

Машем крыльями, как Кар-Карыч.

(Дети выполняют движения по тексту)

Далее воспитатель сообщает дошкольникам, что пришла пора научить Кроша придумывать загадки с помощью схем. Предлагает детям вспомнить объекты, которые они недавно наблюдали на прогулке. Воспитанники садятся на стулья перед экраном проектора. Появляется первое изображение – «Ветки берёзы на участке детского сада» - слайд 2.

Проводится игровое коллективное упражнение «Составь загадку» по технологии ТРИЗ:

Цель: формирование умения составлять загадку с опорой на схему.

Наглядный материал: схема № 2 (по А. А. Нестеренко, соответствующие карточки: ветка с почками, пиктограммы слов-действий, картинки часов, люстры, шторки, бутона, жевачки, мыльных пузырей.

Воспитатель просит детей посмотреть на фото «Наблюдение на прогулке за почками берёзы» и вспомнить все признаки почек, с чем мы их сравнивали, что почки делают. Выставляется схема № 2.

Алгоритм работы над загадкой :

1) Что почки умеют делать? (Дети подбирают слова- действия (например, висят, набухают, лопаются, а педагог вывешивает в левую колонку таблицы пиктограммы, подходящие к этим словам-действиям).

2) Что или кто умеет делать также? (Ребята подбирают слова, например, висят часы, шторы, люстра и т. д. ; набухает рана, бутон и т. д. ; лопается попкорн, жевачка, мыльный пузырь).

Затем дошкольники соединяют левую и правую стороны таблицы словами-связками «но не» или «как».

Что делают? Что или кто умеет делать также?

Как… но…

Висят Часы

Набухают Бутоны

Лопаются Мыльные пузыри

Пример получившейся загадки :

«Они висят, но не часы.

Набухают, но не бутоны.

Лопаются, как мыльные пузыри».

Педагог далее просит ребят вспомнить, с чем они на улице сравнили почки? (Похожи на семечки). Предлагает составить ещё одну загадку про почки дерева, но по схеме № 4 (таблица для составления загадки-метафоры) :

Объект сравнения (посредник) Описание (признак)

Различие (отличительный признак)

Семечки Маленькие Висят на веточке

Педагог выставляет по ходу рассуждений соответствующие карточки в таблицу.

Пример получившейся загадки-метафоры :

«Маленькие семечки висят на веточке».

Затем воспитатель просит детей вспомнить наблюдение за весенним небом на прогулке – слайд № 3.

Проводится коллективная работа по составлению загадки по схеме № 4 (по А. А. Нестеренко) :

Цель: формирование умения составлять загадку с опорой на схему.

Наглядный материал: схема № 4 (по А. А. Нестеренко, соответствующие карточки: пиктограммы голубого цвета, символ бескрайности, знак «над головой».

Алгоритм работы над загадкой :

1) Небо какое? (Голубое; помещается соответствующая карточка в таблицу);

2) Видны ли края неба? (Нет, значит, оно какое? (Бескрайнее; соответствующая карточка помещается в таблицу);

3) Что может быть таким же голубым и бескрайним? (Море, картинка моря также помещается в таблицу;

4) Чем небо отличается от моря? (Оно находится над головой). Это изображение размещается в таблице.

Объект сравнения (посредник) Описание (признак)

Различие (отличительный признак)

Море Голубое

Бескрайнее Над головой

Пример загадки-метафоры :

«Голубое, бескрайнее море раскинулось над головой».

Педагог благодарит детей и сообщает, что все весенние загадки Крошу понравились, и он теперь смело может участвовать в конкурсе загадок.

III. Заключительная часть:

Крош напоследок хочет взять интервью у детей:

1) Вспомните, ребята, о чём м ы сегодня составили загадки?

2) Какая игра, в которую мы играли сегодня, понравилась вам больше всего?

Крош благодарит ребят, прощается. Воспитатель высказывает мнение, что дети могут научить ещё кого-то придумывать загадки, например, родителей.

Используемая литература:

1) Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ / А. Нестеренко — ИГ "Весь", 2017.

2) Учите детей отгадывать загадки : Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1985.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Конкурс загадок»
Фото «Конкурс загадок»
Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Насекомые»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Насекомые» Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Конкурс загадок»
Опубликовано: 20 апреля 2025 в 22:04
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Конкурс загадок»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Грунтова (УИ 213880) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД