МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи. Составление творческих рассказов по картине «Бурый медведь. Зима»

Нина Алексеевна Муянова
Конспект занятия по развитию речи. Составление творческих рассказов по картине «Бурый медведь. Зима»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема занятия:

Рассказывание по сюжетной картине «Бурый медведь. Зима»

Программное содержание:

Учить составлять рассказы по картине с точки зрения настоящего, прошлого и будущего объектов; объяснять, что такое начало, середина и конец рассказа. Упражнять в умении подбирать синонимы, употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, образовывать притяжательные прилагательные и использовать данный словарь в рассказе. Продолжать учить оценивать детские рассказы с точки зрения содержания и образности высказываний. Закреплять знания о жизни диких животных. Упражнять в умении вместе инсценировать действия героев картины. Развивать зрительное внимание: умение видеть все объекты картины, различать следы птиц и зверей. Закрепить состав числа в пределах восьми и временные понятия: утро, день, вечер, будущее, настоящее, прошлое.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи, Составление творческих рассказов по картине „Бурый медведь, Зима“» размещена в разделах

Оборудование:

Картина «Бурый медведь зимой»; мел; схема повествования о живых объектах; постройка машины из стульев и атрибутов; карточки с примерами; магнитофонная запись шумов; бумажные следы зайца, лисы, птицы.

Пропедевтическая работа:

Рассматривание картины на занятии по методике Сидорчук Т. А. с 1-4 шаги. Проведение речевых игр: «Чей-чьи?», «Скажи по-другому», «Подбери действия».

Активизация словаря:

Птичьи, заячьи, рыжехвостая, косой, длинноухий, короткохвостый, трещит, белобока, плутовка, утром, вечером, будущее, настоящее, прошлое, начало, середина, конец.

1 этап работы

Организационный момент (3 мин)

Игровая мотивация

(звучит магнитофонная запись со звуком машины)

Педагог:

-Ребята, за нами приехала машина Времени. Она возьмёт в путешествие тех, кто помнит, что нарисовано на картине «Бурый медведь зимой».

Дети:

Дети перечисляют объекты картины:

-На картине есть лиса.

-Там есть сорока.

-На картине изображены деревья и т. д.

Задание «Найди своё место»

(недалеко от места беседы, перед картиной построена машина из стульев и атрибутов)

Педагог:

-Молодцы, все помнят картину. Отправляемся в неё.

Садитесь в машину. Чтобы найти своё место, надо решить пример на билете.

(Педагог раздаёт билеты с примерами и проверяет посадку детей в машину)

-Почему ты сел на это место?

Дети:

Дети берут билет, получают ответ в ходе решения примера и садятся на соответствующее ответу место.

-У меня 5 место, потому что 2 да 3 будет 5. И т. д

Имитация езды на машине

Педагог:

Заводим мотор.

-Приехали!

Дети:

- Дррррр.

2 этап работы

Основная часть (25 мин)

Остановка «Настоящее время»

Педагог:

Объявляется остановка: «Настоящее время»

-Посмотрите, что вы видите на поляне сейчас?

Дети:

-Следы

Речевое упражнение «Чьи следы?» (3 мин)

(Проводится, сидя в машине. На полу вокруг машины лежат перепутанные следы зайца, лисы, птицы)

Педагог:

Как вы думаете, кто оставил вот эти следы?

Дети:

- Заяц.

Педагог:

-Как ещё по-другому его называют?

Дети:

-Трусишка, косой, зайчишка, зайчонок, длинноухий, короткохвостый.

Педагог:

ИДП (спросить Лену – трудности образования прилагательных)

-Как называют следы зайца?

Дети:

- Заячьи следы

Педагог:

ИДП (спросить Федю – учёт особенности восприятия)

-Кто оставил эти следы?

Дети:

- Лиса.

Педагог:

-Как ещё по-другому её называют?

Дети:

- Рыжая плутовка, лисица, рыжехвостая…

Педагог:

-Как называют следы лисицы?

Дети:

- Лисьи следы.

Педагог:

-Кто оставил эти следы?

Дети:

- Птицы

Педагог:

-Как ещё по-другому их называют?

Дети:

-Пташки

Педагог:

- Как называют следы птиц?

Дети:

-Птичьи следы

Динамическая пауза «Иди по следу»

(дети делятся на 3 группы, идут по следам)

Педагог:

-Разделитесь на три группы. Каждая группа идите по своему следу.

Дети:

Дети идут по предложенным следам, которые приводят к картине.

Составление повествования о настоящем героев картины (4мин)

Педагог:

-Куда следы вас привели?

Дети:

- В картину

Педагог:

-Какая часть дня на картине?

Дети:

-День

Педагог:

ИДП (спросить Катю – образец для других детей)

-Что делает заяц сейчас, в настоящее время, днём?

Дети:

Называют и имитируют действия зайца

Спрятался под снегом, притих, затаился, не дышит, молчит, слушает, дорожит.

Педагог:

-Посмотрите на сороку, что она делает сейчас, днём?

Дети:

Называют и имитируют действия сороки.

-Сидит на ветке, трещит, смотрит по сторонам, переживает за зайца, предупреждает об опасности.

Педагог:

-Что делает лиса в настоящее время, днём?

Дети:

Называют и имитируют действия лисы.

Идёт по снегу, нюхает заячьи следы, охотится за зайцем, слушает, как трещит сорока…

Имитация езды на машине (посадка в машину)

Остановка «Прошлое время»

Педагог:

А сейчас машина Времени перенесёт нас в прошлое героев. Заводим мотор.

-Остановка: «Прошлое время»

Дети:

- Дрррр

Схематизация повествования

Схема повествования об объектах животного мира: (утро, день, вечер, ночь)

Составление повествования о прошлом героев картины (4 мин)

Динамические упражнения по ходу повествования на снятие статического напряжения

Педагог:

(рисует влево стрелку от картины)

-Расскажем, что было с объектами в прошлом.

В каком времени мы рассматриваем животных? (выставляется схема-подсказка)

Дети:

- Во времени суток.

Педагог:

-Что было перед днём?

Дети:

- Утро

Педагог:

-Что делал заяц до этого, утром?

ИДП (спросить Вову – учёт особенности воображения)

Дети:

-Называют и имитируют действия героев

-Утром заяц проснулся, побежал добывать себе пищу. Бегал по лесу. Увидел лису. Стал от неё убегать и т. д.

Педагог:

-Что сорока делала до этого, утром?

Дети:

-Скакала по веткам, спала, сидела на сосне, искала себе пищу, летала в город.)

Педагог:

-Что лиса делала до этого, утром?

Дети:

-Спала, проснулась голодная – пошла еду искать, охотилась за мышью, но не поймала, увидела зайца)

Имитация езды на машине (посадка в машину)

Остановка «Будущее время»

Педагог:

А сейчас машина Времени перенесёт нас в будущее героев. Заводим мотор.

-Остановка: «Будущее»

Дети:

- Дррр

Схематизация повествования

Схема повествования об объектах животного мира: (утро, день, вечер, ночь)

Составление повествования о будущем героев картины (4 мин)

Динамические упражнения по ходу повествования на снятие статического напряжения

Педагог:

(рисует вправо стрелку от картины)

-Расскажем, что будет с объектами в будущем.

(обращает внимание на схему)

-Что будет после дня?

Дети:

-Вечер и ночь

Педагог:

-Что будет делать заяц вечером?

Дети:

-Вечером она устанет и захочет отдохнуть, полетит домой, к другим сорокам рассказывать свою историю…

Педагог:

-Что будет делать лиса вечером?

Дети:

-Вечером она пойдёт в свою нору – греться, будет и дальше охотиться, пойдёт в деревню за курами…

Физкультурная пауза (1 мин)

Педагог:

-Зайка по лесу петляет,

Лиса хвостиком виляет.

А сорока –белобока

Всех в лесу предупреждает:

- Лиса идёт след в след!

Зайка, прячься под снег!

Дети:

Прыгают, виляют «хвостом», летят, как птица, говорят и приседают

Мотивация в составлению рассказов:

(звучат голоса героев картины: стрекотанье, тявканье, шум ветра)

Схема рассказа (1 мин)

Педагог:

-Что за шум? В нашей картине перепуталось настоящее, прошлое и будущее. Герои успокоятся, если мы расскажем о них по порядку.

Напоминание с показом на схему рассказа:

-Вспомните, как рассказать по порядку, что есть у рассказа?

Установка: - Чтобы рассказ был интереснее не забывайте, как ещё по-другому можно называть героев.

Дети:

-Есть начало– это то, что было в прошлом – утром.

-Есть середина – то, что нарисовано на картине.

-Есть конец – то, что будет в будущем, чем история закончится.

Составление детьми рассказов

Инсценирование другими детьми действий героев по ходу повествования (6 мин)

Педагог:

(вызов детей)

По ходу повествования детьми педагог предлагает 2-3 детям изобразить действия героев картины.

ИДП (Сашу, Иру – сначала привлечь к показу, затем к составлению рассказа – учёт особенности связной речи)

-напоминает рассказчику о замене названий героев синонимами.

Дети:

Один ребёнок рассказывает о сороке, другой – о лисе, третий – о зайце с точки зрения прошлого, настоящего и будущего.

Другие дети по предложению педагога имитируют действия героев по ходу повествования.

Педагог:

-Чем вам понравился этот рассказ?

-Почему он получился интересным?

Дети:

-Саша называл зайца по-разному: короткохвостый, косой, длинноухий.

-Дима придумал, как лиса хотела достать сороку.

-Лена рассказала, как сорока стрекотала:

-Лиса идёт!

-Они рассказали прошлое, настоящее и будущее героев.

Заключительная часть (2 мин)

Рефлексия (2 мин)

Педагог:

-Что помогло успокоить героев?

Дети:

-Мы рассказали о них по порядку: что было с ними утром, что днём, а что вечером.

Педагог:

- Что вам помогло сделать рассказ интересным?

Дети:

-Мы называли героев разными словами.

-Мы рассказывали прошлое, настоящее и будущее героя.

Имитация езды на машине (посадка в машину)

Остановка «Группа»

Педагог:

А сейчас машина Времени перенесёт нас домой, в группу. Заводим мотор.

-Остановка: «Группа»

Дети:

- Дрррр

Рассказы детей:

Рассказ о зайце:

Утром заяц проснулся, побежал добывать себе пищу. Увидел лису и прыгнул в кусты. Длинноухий спрятался от неё под снегом, не дышит, дрожит, ждёт, когда рыжехвостая уйдёт. Весь день лисица бегала по следам, не нашла косого. Вечером плутовка ушла, а короткохвостый надрал коры и поскакал к своей маме.

Рассказ о сороке:

Утром сорока – белобока скакала по веткам, искала себе пищу,.

Увидела трещётка зайца и стала громко стрекотать. : - Лиса идёт! Прячься, зайка, в снег! Весь день косой сидел под снегом. Вечером короткохвостый убежал, а сорока полетела к другим сорокам рассказывать, как она зайцу помогла.

Рассказ о лисе:

Утром лиса спала у себя в норе. Когда рыжехвостая проснулась, пошла искать еду, увидела заячьи следы и погналась по следам искать косого. Услышала, что сорока трещит, зайца предупреждает, хотела сороку достать, но трещётку не достать, высоко сидит. Наступил вечер, лисица зайца не нашла, пошла в деревню за курами.

Публикации по теме:

«История о том, как картина в гостях у детей побывала». Проектная деятельность в детском саду ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Аннотация. Для образовательной системы нашей страны во все времена развитие речевых способностей детей всегда имело.

Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе (декабрь) ДЕКАБРЬ 1 «Вот так покатался!» Рассказывание по картине. Учить детей рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи. Составление творческих рассказов по картине «Бурый медведь. Зима»
Опубликовано: 30 марта 2014 в 06:36
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи. Составление творческих рассказов по картине «Бурый медведь. Зима»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Алексеевна Муянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД