Нина Алексеевна Муянова
Конспект занятия по развитию речи. Составление творческих рассказов по картине «Бурый медведь. Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия:
Рассказывание по сюжетной картине «Бурый медведь. Зима»
Программное содержание:
Учить составлять рассказы по картине с точки зрения настоящего, прошлого и будущего объектов; объяснять, что такое начало, середина и конец рассказа. Упражнять в умении подбирать синонимы, употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, образовывать притяжательные прилагательные и использовать данный словарь в рассказе. Продолжать учить оценивать детские рассказы с точки зрения содержания и образности высказываний. Закреплять знания о жизни диких животных. Упражнять в умении вместе инсценировать действия героев картины. Развивать зрительное внимание: умение видеть все объекты картины, различать следы птиц и зверей. Закрепить состав числа в пределах восьми и временные понятия: утро, день, вечер, будущее, настоящее, прошлое.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи, Составление творческих рассказов по картине „Бурый медведь, Зима“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Зима
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Оборудование:
Картина «Бурый медведь зимой»; мел; схема повествования о живых объектах; постройка машины из стульев и атрибутов; карточки с примерами; магнитофонная запись шумов; бумажные следы зайца, лисы, птицы.
Пропедевтическая работа:
Рассматривание картины на занятии по методике Сидорчук Т. А. с 1-4 шаги. Проведение речевых игр: «Чей-чьи?», «Скажи по-другому», «Подбери действия».
Активизация словаря:
Птичьи, заячьи, рыжехвостая, косой, длинноухий, короткохвостый, трещит, белобока, плутовка, утром, вечером, будущее, настоящее, прошлое, начало, середина, конец.
1 этап работы
Организационный момент (3 мин)
Игровая мотивация
(звучит магнитофонная запись со звуком машины)
Педагог:
-Ребята, за нами приехала машина Времени. Она возьмёт в путешествие тех, кто помнит, что нарисовано на картине «Бурый медведь зимой».
Дети:
Дети перечисляют объекты картины:
-На картине есть лиса.
-Там есть сорока.
-На картине изображены деревья и т. д.
Задание «Найди своё место»
(недалеко от места беседы, перед картиной построена машина из стульев и атрибутов)
Педагог:
-Молодцы, все помнят картину. Отправляемся в неё.
Садитесь в машину. Чтобы найти своё место, надо решить пример на билете.
(Педагог раздаёт билеты с примерами и проверяет посадку детей в машину)
-Почему ты сел на это место?
Дети:
Дети берут билет, получают ответ в ходе решения примера и садятся на соответствующее ответу место.
-У меня 5 место, потому что 2 да 3 будет 5. И т. д
Имитация езды на машине
Педагог:
Заводим мотор.
-Приехали!
Дети:
- Дррррр.
2 этап работы
Основная часть (25 мин)
Остановка «Настоящее время»
Педагог:
Объявляется остановка: «Настоящее время»
-Посмотрите, что вы видите на поляне сейчас?
Дети:
-Следы
Речевое упражнение «Чьи следы?» (3 мин)
(Проводится, сидя в машине. На полу вокруг машины лежат перепутанные следы зайца, лисы, птицы)
Педагог:
Как вы думаете, кто оставил вот эти следы?
Дети:
- Заяц.
Педагог:
-Как ещё по-другому его называют?
Дети:
-Трусишка, косой, зайчишка, зайчонок, длинноухий, короткохвостый.
Педагог:
ИДП (спросить Лену – трудности образования прилагательных)
-Как называют следы зайца?
Дети:
- Заячьи следы
Педагог:
ИДП (спросить Федю – учёт особенности восприятия)
-Кто оставил эти следы?
Дети:
- Лиса.
Педагог:
-Как ещё по-другому её называют?
Дети:
- Рыжая плутовка, лисица, рыжехвостая…
Педагог:
-Как называют следы лисицы?
Дети:
- Лисьи следы.
Педагог:
-Кто оставил эти следы?
Дети:
- Птицы
Педагог:
-Как ещё по-другому их называют?
Дети:
-Пташки
Педагог:
- Как называют следы птиц?
Дети:
-Птичьи следы
Динамическая пауза «Иди по следу»
(дети делятся на 3 группы, идут по следам)
Педагог:
-Разделитесь на три группы. Каждая группа идите по своему следу.
Дети:
Дети идут по предложенным следам, которые приводят к картине.
Составление повествования о настоящем героев картины (4мин)
Педагог:
-Куда следы вас привели?
Дети:
- В картину
Педагог:
-Какая часть дня на картине?
Дети:
-День
Педагог:
ИДП (спросить Катю – образец для других детей)
-Что делает заяц сейчас, в настоящее время, днём?
Дети:
Называют и имитируют действия зайца
Спрятался под снегом, притих, затаился, не дышит, молчит, слушает, дорожит.
Педагог:
-Посмотрите на сороку, что она делает сейчас, днём?
Дети:
Называют и имитируют действия сороки.
-Сидит на ветке, трещит, смотрит по сторонам, переживает за зайца, предупреждает об опасности.
Педагог:
-Что делает лиса в настоящее время, днём?
Дети:
Называют и имитируют действия лисы.
Идёт по снегу, нюхает заячьи следы, охотится за зайцем, слушает, как трещит сорока…
Имитация езды на машине (посадка в машину)
Остановка «Прошлое время»
Педагог:
А сейчас машина Времени перенесёт нас в прошлое героев. Заводим мотор.
-Остановка: «Прошлое время»
Дети:
- Дрррр
Схематизация повествования
Схема повествования об объектах животного мира: (утро, день, вечер, ночь)
Составление повествования о прошлом героев картины (4 мин)
Динамические упражнения по ходу повествования на снятие статического напряжения
Педагог:
(рисует влево стрелку от картины)
-Расскажем, что было с объектами в прошлом.
В каком времени мы рассматриваем животных? (выставляется схема-подсказка)
Дети:
- Во времени суток.
Педагог:
-Что было перед днём?
Дети:
- Утро
Педагог:
-Что делал заяц до этого, утром?
ИДП (спросить Вову – учёт особенности воображения)
Дети:
-Называют и имитируют действия героев
-Утром заяц проснулся, побежал добывать себе пищу. Бегал по лесу. Увидел лису. Стал от неё убегать и т. д.
Педагог:
-Что сорока делала до этого, утром?
Дети:
-Скакала по веткам, спала, сидела на сосне, искала себе пищу, летала в город.)
Педагог:
-Что лиса делала до этого, утром?
Дети:
-Спала, проснулась голодная – пошла еду искать, охотилась за мышью, но не поймала, увидела зайца)
Имитация езды на машине (посадка в машину)
Остановка «Будущее время»
Педагог:
А сейчас машина Времени перенесёт нас в будущее героев. Заводим мотор.
-Остановка: «Будущее»
Дети:
- Дррр
Схематизация повествования
Схема повествования об объектах животного мира: (утро, день, вечер, ночь)
Составление повествования о будущем героев картины (4 мин)
Динамические упражнения по ходу повествования на снятие статического напряжения
Педагог:
(рисует вправо стрелку от картины)
-Расскажем, что будет с объектами в будущем.
(обращает внимание на схему)
-Что будет после дня?
Дети:
-Вечер и ночь
Педагог:
-Что будет делать заяц вечером?
Дети:
-Вечером она устанет и захочет отдохнуть, полетит домой, к другим сорокам рассказывать свою историю…
Педагог:
-Что будет делать лиса вечером?
Дети:
-Вечером она пойдёт в свою нору – греться, будет и дальше охотиться, пойдёт в деревню за курами…
Физкультурная пауза (1 мин)
Педагог:
-Зайка по лесу петляет,
Лиса хвостиком виляет.
А сорока –белобока
Всех в лесу предупреждает:
- Лиса идёт след в след!
Зайка, прячься под снег!
Дети:
Прыгают, виляют «хвостом», летят, как птица, говорят и приседают
Мотивация в составлению рассказов:
(звучат голоса героев картины: стрекотанье, тявканье, шум ветра)
Схема рассказа (1 мин)
Педагог:
-Что за шум? В нашей картине перепуталось настоящее, прошлое и будущее. Герои успокоятся, если мы расскажем о них по порядку.
Напоминание с показом на схему рассказа:
-Вспомните, как рассказать по порядку, что есть у рассказа?
Установка: - Чтобы рассказ был интереснее не забывайте, как ещё по-другому можно называть героев.
Дети:
-Есть начало– это то, что было в прошлом – утром.
-Есть середина – то, что нарисовано на картине.
-Есть конец – то, что будет в будущем, чем история закончится.
Составление детьми рассказов
Инсценирование другими детьми действий героев по ходу повествования (6 мин)
Педагог:
(вызов детей)
По ходу повествования детьми педагог предлагает 2-3 детям изобразить действия героев картины.
ИДП (Сашу, Иру – сначала привлечь к показу, затем к составлению рассказа – учёт особенности связной речи)
-напоминает рассказчику о замене названий героев синонимами.
Дети:
Один ребёнок рассказывает о сороке, другой – о лисе, третий – о зайце с точки зрения прошлого, настоящего и будущего.
Другие дети по предложению педагога имитируют действия героев по ходу повествования.
Педагог:
-Чем вам понравился этот рассказ?
-Почему он получился интересным?
Дети:
-Саша называл зайца по-разному: короткохвостый, косой, длинноухий.
-Дима придумал, как лиса хотела достать сороку.
-Лена рассказала, как сорока стрекотала:
-Лиса идёт!
-Они рассказали прошлое, настоящее и будущее героев.
Заключительная часть (2 мин)
Рефлексия (2 мин)
Педагог:
-Что помогло успокоить героев?
Дети:
-Мы рассказали о них по порядку: что было с ними утром, что днём, а что вечером.
Педагог:
- Что вам помогло сделать рассказ интересным?
Дети:
-Мы называли героев разными словами.
-Мы рассказывали прошлое, настоящее и будущее героя.
Имитация езды на машине (посадка в машину)
Остановка «Группа»
Педагог:
А сейчас машина Времени перенесёт нас домой, в группу. Заводим мотор.
-Остановка: «Группа»
Дети:
- Дрррр
Рассказы детей:
Рассказ о зайце:
Утром заяц проснулся, побежал добывать себе пищу. Увидел лису и прыгнул в кусты. Длинноухий спрятался от неё под снегом, не дышит, дрожит, ждёт, когда рыжехвостая уйдёт. Весь день лисица бегала по следам, не нашла косого. Вечером плутовка ушла, а короткохвостый надрал коры и поскакал к своей маме.
Рассказ о сороке:
Утром сорока – белобока скакала по веткам, искала себе пищу,.
Увидела трещётка зайца и стала громко стрекотать. : - Лиса идёт! Прячься, зайка, в снег! Весь день косой сидел под снегом. Вечером короткохвостый убежал, а сорока полетела к другим сорокам рассказывать, как она зайцу помогла.
Рассказ о лисе:
Утром лиса спала у себя в норе. Когда рыжехвостая проснулась, пошла искать еду, увидела заячьи следы и погналась по следам искать косого. Услышала, что сорока трещит, зайца предупреждает, хотела сороку достать, но трещётку не достать, высоко сидит. Наступил вечер, лисица зайца не нашла, пошла в деревню за курами.