Ирина Туленкова
Конспект занятия по предметному окружению «Чум — жилище коренных народов» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка».
Конспект занятия по предметному окружению.
Тема: «Чум - жилище коренных народов».
Автор:
Туленкова
Ирина Юрьевна
Воспитатель II
квалификационной
категории
МКДОУ д/с «Сказка».
Тюменская область,
Публикация «Конспект занятия по предметному окружению „Чум — жилище коренных народов“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Подготовительная группа
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Кондинский район,
с. Леуши, ул.
Волгоградская. 56,
тел. (34677) 37-134
с. Леуши 2013г.
Цель:
Формирование представлений о родном поселке; о коренных жителях - «ханты» и «манси».
Задачи:
1. Дать знания о своеобразии жизни Хантов: природа, жилище,
одежда, труд.
2. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
3. Развивать любознательность и интерес.
Словарь: ханты, манси,, оленеводство, рыболовство, береста, ремесло, тайга, коренные народы, стойбище, кумыш, ровдуга, ныр.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами будем говорить о нашей Родине.
- В какой стране мы с вами живем?
- Как вы думаете, какая Россия по величине?
- Правильно, Россия - это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны.
- Что такое Родина.
- Правильно! Там, где вы родились. Это наша малая Родина.
Ребята, скажите, в вашей группе где - то отражена частичка нашей Родины? (Это наш мини-музей).
Давайте мы с вами сейчас подойдем к музею и поговорим о нашей малой Родине.
- Посмотрите на стенд, что за карта на нем находится?
(карта нашего Кондинского района).
- В Кондинском районе находится наш поселок.
- Как называется поселок, в котором вы живете?
Леуши - это Родина многих из вас. А что еще отображено в нашем музее? (жизнь коренного народа нашего края).
И сегодня я для вас приготовила презентацию, чтобы вы познакомились и побольше узнали о жизни, быте коренных народов нашего края, (приглашаю вас пройти на стульчики).
- Ребята, кто из вас знает, как называется наш округ?
(ХМАО). 1-2 слайд
Природа нашего округа очень красива и разнообразна.
- Кто из вас был в лесу? 3-5 слайд.
- Кто знает, как называется густой дремучий лес?
- Это - тайга. Как вы думаете, какие деревья могут расти в таком лесу?
В тайге растут высокие ели, сосны, пихты.
- Какие ягоды вы собираете в лесу? 6-12слайд.
(черника, брусника, голубика, морошка, клюква).
- Да, эти ягоды выдерживают сильные морозы и поэтому здесь растут.
- Какие животные живут в наших лесах? 13 - 19 слайд.
(медведь, лось, белка, лиса, заяц, и т. д.).
Кто такие Коренные жители? (это жители которые родились и живут в этой местности).
- Коренные народы, которые жили с давних пор и живут до сих пор - это
Ханты и Манси. Повторите за мной - ХАНТЫ и МАНСИ. 20 слайд.
Поселение Хантов, называется - Стойбище. 21 слайд.
Традиционный дом ханты и манси чум - летнее и зимнее жилище, меняется лишь его покрытие. Летом оно из бересты. А зимой из оленьих шкур. 22 слайд.
Установка чума, издревне была женской обязанностью.
В центр ставился шест
По кругу к нему в наклон ставились жерди. 23 слайд. --Посмотрите, в чуме горит огонь. 24-27 слайд.
А вы знаете, что огонь это для Хантов имеет символическое значение. Символ огня - благопожелание - пусть огонь не гаснет в вашем чуме, то есть пусть никогда не закончится ваш род. Давайте все здесь разглядим. В центре чума разжигали костер. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани. Для чего ханты и манси разбирают и перевозят свои дома - чумы?
Ханты занимаются оленеводством, т. е. держат оленей. 28 слайд.
И поэтому им нужно постоянно передвигаться с места на место что бы искать новые пастбища для пищи оленей. А чем питается олень? Правильно, олень питается мхом который называется ягель.
Олень - это животное, которое кормит и одевает Хантов и Манси. 29 -30 слайд.
А еще олень служит для Хантов и мани средством передвижения.
Кто из вас знает, как называются сани, которые впрягают в упряжку оленей (нарты).
31 - 32 слайд.
Разминка:
давайте мы с вами сделаем оленьи рожки и немного разомнемся, вспомнив песенку народов ханты.
У оленя дом большой
Он глядит в свое окошко Зайка по полю бежит
И к нему стучит:
Тук-тук, дверь открой Там в лесу охотник злой,
Зайка — зайка забегай Лапу мне давай!
(садимся на стульчики).
Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством. 33-38 слайд
- Какая рыба обитает в наших озерах и реках?
(щука, окунь, чебак, язь).
-Как вы думаете, чем Ханты могут питаться?
Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы - их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей).
Посуду Ханты изготавливают из бересты, дерева. 39-44 слайд.
А как вы думаете, почему посуда у народов ханты и манси не Стеклянная? Чтобы не разбилась при перевозке.
Дети Хантов помогают своим родителям: девочки - мамам, мальчики - папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д., а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться. Давайте посмотрим на детей - Хантов. 45 слайд.
- Ребята, как вы думаете, детям холодно? (нет).
- Почему вы решили, что не холодно?
(на них теплая одежда).
- Рассмотрим внимательно эту одежду. 46 слайд.
Из чего она сшита? (из меха).
Да, это меховая одежда, и называется она не шуба, а «кумыш» или малица.
Кумыш шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде Ханты ходят и работают. Кумыш - очень теплый, даже в сильные морозы в нем не холодно. Некоторые женщины Ханты - рукодельницы, очень красиво украшают кумыш. На ногах у детей обувь, тоже из оленьего меха, которая называется - унты. Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются - Миль.
- Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает Хантов, но и являются для них транспортом (оленьи упряжки). Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т. д.
И я хочу, чтобы мы с вами тоже немножко чему-то научились.
У меня есть узор, но он весь разрознен на половинки, его нужно собрать.
Для этого мне нужно 4 человека.
А с остальными мы попробуем установить чумы, это будет наше небольшое стойбище. Давайте вспомним, с чего начинали устанавливать чум?
(3 команды устанавливают макеты чума).
Посмотрите, какое стойбище у нас получилось, и я предлагаю наш макет поместить в групповой музей, что бы вы вспоминали с чем я вас сегодня познакомила.