Светлана Русакова
Конспект занятия по изготовлению обереговой куклы из лыка «Десятиручка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию обереговой куклы из лыка «Десятиручки» в подготовительной группе
Автор: воспитатель Русакова Светлана Петровна
Форма работы с детьми: игровая обучающая ситуация
Образовательная область: познавательное и речевое развитие ребёнка 6-7 лет, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное,
Публикация «Конспект занятия по изготовлению обереговой куклы из лыка „Десятиручка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Десятиручка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: Познакомить детей с историей куклы оберега «Десятиручки», пробудить интерес к народным ценностям и традициям русского народа.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- познакомить детей с историей и традиций кукол оберегов;
- сформировать начальные навыки рукоделия, для развития мелкой моторики рук;
-воспитывать у детей художественный вкус и интерес к народной культуре.
Задачи:
- знакомство детей с элементами женского русского народного костюма;
- развивать кругозор дошкольников через символизм обрядовой куклы;
- воспитывать любовь и уважение к русской культуре, воплотившей верования и идеалы в жизненном укладе и быте;
- развивать мышление и навыки детей в области рукоделия;
- познакомить дошкольников с новыми словами и словосочетаниями «кукла-оберег», «лоскут», «фартук», «лента», «рукодельница», «мастерица», «безликая», «лента».
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Методические приё мы: игровой, сотворчество, сказка, художественное слово, беседа, рассказ, практическая работа, конструирование, рассматривание иллюстраций о русском быте и русском женском костюме.
Форма организации деятельности: групповая.
Девиз занятия : Мастер дела своего – не боится ничего.
Материал и оборудование: лыковая метёлка, ножницы, лоскут красной ткани для платка, цветные шерстяные нитки, тесьма, клей, лоскут квадратной белого ткани, цветная бумага, пять деревянных палочек, кукла «Десятиручка» для воспитателя, косичка из ниток.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуете ребята, смотрите, кто к нам пришёл (показывает куклу) Это обереговая куколка. В давние времена наши предки верили а злых духов, которые могут принести вред людям и для защиты от них они делали куколок. Делали, не сшивая и не рисуя лицо, считалось, что злые духи могут вселиться в куклу и принести вред людям. Такие куколки передавались по наследству от матери к дочери. Скажите ребята, в чём особенность этой куколки?
Дети: (хором) У неё много ручек.
Воспитатель: Правильно ребята у неё целых десять ручек.
Ей десять рук не зря даны – неведом ей покой,
И потому рады хозяйке помощнице такой
Ведь, чтоб хозяйке помочь всё успеть, надо десять рук иметь
И при жизни такой суетливой нужно всегда оставаться всегда красивой.
Кукла Десятиручка : Ребята, я вам сейчас расскажу сказку о себе и девушке Агафьи,
Давным-давно, в старые времена жила девушка Агафья, умница, красавица, но неумеха, не хлеба испечь, не одёжи починить. Полюбил её молодец Алексей, сыграли они свадьбу, переехала девушка в дом к мужу. Вечером стала разбирать Агафья своё приданное, и нашла куколку, всем куколка хороша, у неё длинная коса с ленточкой, красный платочек, нарядный белый фартук, много цветных бантиков, но почему то десять ручек. Подивилась Агафья и легла спать. Наутро смотрит, будит её куколка: «Вставай надо готовить, убираться, шить». Агафья ей отвечает: «Не буду я ничего делать». Вздохнула куколка и пошла сама убираться, шить и готовить, и так весь день, но к вечеру сломала одну из своих ручек. Так продолжалось ещё девять дней. Пошла слава про Агафью, что она такая мастерица, что сказке сказать, не пером описать, это было ей приятно. Но на одиннадцатый день будит её куколка «Вставай Агафьюшка, надо по дому работать». Агафья ей отвечает: «Ну, ты же сама всё делала». Та её в ответ: «Я бы рада, да вот посмотри, ручки у меня все сломаны». Посмотрела Агафья, а ручки у куколки все поломаны, фартук испачкался, платочек порвался, бантики потерялись, заплакала она, ведь куколка подарок мамы на свадьбу, взяла цветные нитки, перевязала ручки, постирала ей фартучек, повязала новый платочек и бантики. Сама застелила кровать и посадила куколку на подушки, плачет: «Что теперь будет, Алёша решит, что я специально, ни чего не хочу делать». Та ей говорит: «Не печалься, ты всё делай, а я тебе советом помогу». Так у них и повелось Агафья делает всё по дому, а куколка помогает советом и исправляет её мелкие огрехи в рукоделье, уборке и готовке. А Агафья поё т песенку:
Ах, ты куколка моя, помогай
Ты с хозяюшкой везде успевай.
Мы всю работу переделаем подряд
Чтобы были в нашем доме мир да лад.
Воспитатель: Какая интересная сказка, ребята, а давайте мы нашими мамам сделаем таких же куколок, а Десятиручка нам будет помогать. Берём в руки лыковую метёлочку, вставляем в неё пять палочек, закрепляем их красной ниткой, накрест, вот так. (Воспитатель помогает детям, показывая на примере своей куклы как закрепить палочки и повязать накрест красную нитку).
Воспитатель: Теперь режем цветную бумагу, и клеем её на кончики ручек, как у нашей Десятиручки. (Воспитатель помогает детям, показывая на примере своей куклы как клеить бумагу).
Воспитатель: Берём косичку и клеем её. (Воспитатель помогает детям, показывая на примере своей куклы как клеить косичку).
Воспитатель: Теперь мы будем делать фартук, берём белый лоскуток, вырезаем, чтобы получились повязки, сверху повязываем тесёмку. (Воспитатель помогает детям, показывая на примере своей куклы как делать фартук).
Воспитатель: Берём красивый лоскуток и повязываем кукле платочек и делаем ей красивый бантик на косичке и бантики из цветных ниток по краю. (Воспитатель помогает детям, показывая на примере своей куклы как повязывать ленточку, платочек и бантики по краю).
Воспитатель: Посмотрите ребята, какая у нас получилась красивая куколка, помощница нашим мамам.