Людмила Шуршилова
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Берегите Землю, берегите!»
Программное содержание:
1. Активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений);
Учить понимать смысл пословиц, упражнять в делении слов на слоги, выделении звука в слове.
2. Закреплять умение детей описывать предмет по основным признакам; закреплять представления детей о характерных особенностях разных времен года,
Развивать мышление, фантазию при сочинении небылиц.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию» размещена в разделах
3. Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.
Материал к занятию : Картины с изображением времен года (Художники Шишкин И. И. и Левитан И., фишки, мяч, большой колпачок, мешочек с овощами (морковь, капуста, картофель, лук). Открытка со стихотворением, игрушка Буратино.
Предварительная работа. Прогулки в парк, к водоему, по улицам города, чтение стихов, рассказов о природе, рассматривание картин, иллюстраций, рисование пейзажей, труд по уборке территории детского сада и участка, экологические игры.
Ход занятия.
Звучит песня В. Шаинского «Вместе весело шагать».
Воспитатель. Дружат солнце и весна, дружат звезды и луна, дружат в море корабли, дружат дети всей земли! И в нашей группе дружат ребята и взрослые.
Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
С вами мы подружимся маленькие пальчики
Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять
Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать.
Воспитатель. Ребята! Давайте скажем вместе «Жизнь дана на добрые дела!» (дети повторяют)
Воспитатель. Когда вы пойдете в школу, вы будете вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры и занятия, праздники и прогулки. А сегодня мы поговорим о нашей природе, о нашей земле. Мы отправимся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем. А природа наградит нас чудесными дарами. С давних пор человек наблюдал за природой: собирал приметы, придумывал стихи, загадки, пословицы и поговорки и передавал их от отца к сыну, от дочери к матери. Вот и получается, что мы не только о временах года поговорим, но и о нашей земле, о нашей Родине. Почему? Потому что такая зима, такая весна, такие лето и осень бывают только у нас.
Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года?
Дети. Осень
Воспитатель. Какая осень в нашем краю?
Дети. Холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая.
Воспитатель. Что хорошее вы знаете об осени? (ответы детей). Что осенью плохо? (ответы детей)
Воспитатель. Назовите любое осеннее слово.
Дети. Дождь, листопад, лужи, заморозки, урожай.
Воспитатель. Принесла вам осень свои дары – спелые плоды
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель. Догадайтесь, что в мешочке, достаньте это и опишите, подсказкой вам будет вот эта схема (дети составляют описание овощей по схеме - цвет+ величина+ вкус+ что можно приготовить).
Воспитатель. Прошла осень, а за нею наступит?
Дети. …. зима
Воспитатель. Какая зима в нашем краю?
Дети. Снежная, холодная, белая и т. д.
Игра «Зимние ветры»
Воспитатель. Заметет дорожки пороша: Ш-ш-ш (дети повторяют и одновременно двигают опущенными руками из стороны в сторону).
Воспитатель. Завьюжит вьюга: В-в-в (дети выполняют круговые движения руками).
Воспитатель. Закружит метель: У-у-у-у (дети кружатся и садятся)
Воспитатель. Что мы с вами произносили?
Дети. Звуки
Воспитатель. Придумайте слова на те звуки, которые я назову: з, с, м, л.
Дети. Зима, снег, санки, метель, мороз и т. д.
Воспитатель. Ребята, а теперь придумайте словами красивые предложения (дети выполняют задание).
Воспитатель. А теперь, ребята, разделите на части слова: зима, снежинка, санки, лыжи, снеговик и обозначьте фишками каждую часть.
(дети самостоятельно выполняют задание)
Воспитатель. Молодцы ребята, все правильно справились с заданием. Пройдет зима и наступит….
Дети. Весна.
Воспитатель. Какая весна в нашем краю?
Дети. Теплая, ранняя, солнечная, зеленая.
(слышится стук в дверь, появляется Буратино)
Буратино. Ой-ой-ой! Я так спешил, так бежал, а все равно опоздал!
Воспитатель. Во-первых, здравствуй Буратино! Расскажи толком, что тебя привело на наше занятие и почему ты спешил так.
Буратино. Фу- эта девчонка Мальвина совсем меня замучила, то делай уроки, то сажай и поливай цветочки на клумбе, то построй новый домик для любимого скворца, как будто ему жить негде, вон кругом сколько деревьев. И все время твердит мне «Жизнь дана на добрые дела». Фу, надоела со своими учениями.
Воспитатель. Постой Буратино, во-первых Мальвина очень хорошая девочка и с девочками надо дружить, а во-вторых, спроси у наших ребят и они тебе ответят, что значит делать добрые дела, и для чего нужно сажать и цветы на клумбах и деревья, домики делать для скворцов и еще очень много добрых дел. (Ответы детей).
Воспитатель. Буратино, ты теперь понял, что был неправ, и что значит эта пословица.
Буратино. Теперь, я все понял.
Воспитатель. А теперь тебе надо пойти к Мальвине и извинится за свое поведение.
Буратино. Спасибо вам ребята, за добрые советы. Я пойду, помогу Мальвине. До свидания, ребята!
Дети. До свидания!
Воспитатель. Продолжим наше путешествие. Весна пройдет, а за ней….
Дети. Лето.
Воспитатель. Какое лето в нашем краю?
Дети. Жаркое, солнечное, ясное, ласковое, долгожданное.
Воспитатель. Что хорошее принесет с собой лето? Что летом может быть плохо? Приглашает нас лето погулять, по лужочку поскакать.
Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица»
Дети идут по кругу, взявшись за руки и говорят: «Мы по лугу шли колпачок нашли, зверь, птица, насекомое, небылица?» В это время воспитатель надевает на одного из детей большой колпачок, который закрывает глаза, и дает ему в руки палочку. Воспитатель – Раз, два, три! Ребенок в колпачке кружится, останавливается, указывая палочкой на кого-нибудь из детей и произносит, например: «зверь». Ребенок называет любого зверя (медведь). На слово «небылица» надо придумать строчку или последнее слово к фразе, сказанное воспитателем так, чтобы получилась небылица. Воспитатель: Зимою на речке купаются, дети – овечки.
Воспитатель: Весной в саду созрели…кенгуру и т. д.
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие по временам года. Сейчас послушайте замечательные стихи Михаила Дудина «Берегите землю, берегите»
Воспитатель. Больше наблюдайте, учитесь видеть, слышать и чувствовать природу, потому что природа и Родина неотделимы друг от друга, даже слова похожи природа и Родина. Давайте скажем ласково и нежно: «Родина любимая, что мать родимая» (дети повторяют).
Итог
Воспитатель. Ребята, в заключении я хочу с вами поиграть с мячом, я буду бросать каждому мяч, а вы мне будете говорить, что вам больше понравилось в этом путешествии.