Алфия Камиловна Богоутдинова
Конспект занятия по художественному конструированию. Пейзажная композиция «В зимнем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по художественному конструированию. Пейзажная композиция
Задачи:
- уточнить представления и знания детей об изменениях в живой и неживой природе в зимнем лесу и приспособительных свойствах растений и животных;
- учить видеть в обрывках и комках смятой бумаги конкретные объекты действительности (деревья, снег, ягоды рябины, лучи солнца и др.); достраивать и преобразовывать «фоновую картинку», выделяя в ней главные ориентиры (недостроенную пейзажную композицию, условно передающую место и время будущей работы);
Публикация «Конспект занятия по художественному конструированию, Пейзажная композиция „В зимнем лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конструирование
- Зима. Поделки, рисование
- Зимние деревья. Конструирование
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Новогодние композиции
- Новый год. Конструирование
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
- упражнять мять, рвать, приклеивать бумагу; вырезать ножницами по контуру изображения животных.
- согласовывать свои действия с действиями детей всей подгруппы, работая в едином темпе.
Предварительная работа:
- наблюдения за явлениями неживой природы: снегопад, состояние снега, ветер, холодно; поведением птиц; деревьями;
- рассматривание зимнего пейзажа на иллюстрациях и репродукции картин И. Э. Грабаря («Февральская лазурь», Б. Щербакова («Русская зима», Г. Кондратенко («Зимний вечер»).
- рассматривание картинок с изображениями животных средней полосы в зимних условиях;
- чтение художественных произведений Н. Сладков «Суд над декабрем», В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Е. Трутнева «Первый снег», С. Есенин «Поет зима, аукает…», «Пороша», И. Суриков «Зима».
Демонстрационный материал: «Фоновая картина», выполненная на рулонном листе бумаги, условно передающая на дальнем пане: изображение елок (7-10, солнца (четверть круга) без лучей; на ближнем плане, слева фоновой картинки – крупное изображение рябины с одной гроздью; справа – медвежья берлога без медведя; в середине – рельефное изображение сугробов; письмо.
Раздаточный материал: конверты с картинками с изображением животных (3 шт.). Одно животное – обитатель средней полосы. Бумага разного качества, цвета и оттенка: белая, зеленая (обычная, красная и белая – бумажные салфетки; клей, ножницы, влажные салфетки для снятия клея с рук детей.
Ход занятия
В зале звучит музыка Г. Свиридова «Тройка». Дети входят в зал. Они здороваются с гостями, называют свое имя и проходят к воспитателю.
Воспитатель достает письмо из конверта и читает его детям:
«Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам письмо Львенок Ррр-Мяу. Я никогда не видел снега, так как в Африке не бывает зимы. У на всегда лето: ярко светит солнце, жарко даже под пальмами. Хочу всё знать о зиме. Прошу вас познакомить меня с этим явлением. Какая она, зима? Жду от вас ответа».
Воспитатель спрашивает у детей:
- Как можно познакомить львенка с зимой? Как вы думаете?
Дети предлагают свои варианты.
Воспитатель поводит итог:
- Вы правильно сказали, что можно написать письмо с фотографиями, картинками, рисунками о зиме. А я придумала по-другому. Предлагаю всем вместе сделать картину и послать её львенку.
Воспитатель переключает внимание детей на «фоновую картинку» :
- Посмотрите, я уже начала придумывать ответ для львенка – создал вот эту картинку. Что на ней изображено? (ели, рябина, сугробы снега, берлога без медведя, солнце без лучей). Для того, чтобы легче представить, что можно ещё добавить в картину, сейчас закройте глаза и, под музыку, которая будет звучать, постарайтесь «увидеть», что происходит в зимнем лесу. А. когда закончится музыка, вы расскажете, что там видели.
Звучит музыка «Зимние грезы». По окончании её звучания воспитатель спрашивает:
- Что вы увидели в лесу, чего нет на картине? (деревья, кусты, много снега, сугробы, много ягод на рябине, солнце светит, но не греет, снег искрится на солнце и др.)
- Какие знакомые деревья вы увидели в лесу? (Елки, березы, осины, дуб, рябина). Деревьев в лесу много. На нашей картине мало. Мы будем добавлять деревья в нашу композицию? Если будем, то какие деревья?
Ответы детей.
- Как можно изобразить ели из бумаги? У нас есть бумажные квадраты зеленого цвета.
Ответы детей.
- Как можно из бумаги изобразить лиственное дерево?
Предложения детей.
- Кто из вас хочет делать ели? (выбираются 3-4 ребенка)
- Для нашей картины можно сконструировать изображение 3 лиственных деревьев? Кто из вас хочет делать лиственные деревья? (выбираются 3-4 ребенка)
- Мы уточнили, кто что будет делать, теперь можно приступать к работе. Садитесь за столы, подберите нужного цвета бумагу и работайте.
Практическая деятельность детей.
Дети работают самостоятельно. Воспитатель оказывает практическую помощь для создания выразительного образа и дает советы. Косвенными вопросами побуждает детей пробовать разные варианты композиционного решения – находить наиболее оптимальное место в композиции картины для включения в неё изображения нового объекта.
- У твоей ели, как и у настоящих деревьев, вверху короткие ветки, а внизу – длинные? (Да)
- Ты начинаешь конструировать изображение ели сверху или снизу? (снизу). Тогда понятно, почему ты взял самый большой треугольник. Это будут длинные ветки. Остальные ветки соединяй по росту – от большого к маленькому треугольнику.
- Вы будете рвать бумагу по надрезам? Заметили, что надрезы расположены на разном расстоянии друг от друга? Если у вас получилась широкая полоска, на что её используете, на ствол или на ветки? А узкие полоски?
- Вы заметили, что красная бумага разных оттенков? Это для того, чтобы ягоды получились, как живые.
- Если ты немного передвинешь свои детали ближе к этому сугробу, то здесь можно будет поместить ещё одно дерево.
- Как вы будете изображать хлопья снега на деревьях? Может быть, как в прошлый раз, обрывками белых салфеток?
После того, как дети справились с этим заданием, воспитатель говорит:
- Посмотрела я на вашу картину, и мне вспомнились замечательные строки, которые написаны в стихотворении…
Я надеюсь, что вам картина понравилась. Давайте полюбуемся ею, а кто хочет, то может покружиться под музыку, как снежинки.
Звучит фортепианная музыка, и дети медленно кружатся.
Далее воспитатель предлагает детям познакомить Львенка с животными, которые живут в лесу. Он спрашивает:
- А вы знаете, какие звери живут в нашем лесу? Как могут попасть эти звери к нам в лес на картине? (нарисовать, сделать из бумаги).
- Можно ли вырезать их изображение и включить в картину? Такие картинки есть у каждого из вас, они лежат в конвертах на столах. Вы их сейчас достанете и вырежете. Но не все подряд, а только те, на которых изображены животные, живущие в нашем лесу, о которых мы уже говорили. Лишние картинки верните в конверт.
- Начните вырезать. Кто быстро справится с заданием, тот подходит к нашей картине, находит подходящее место для каждого животного и самостоятельно приклеивает его изображение.
Воспитатель руководит процессом работы детей с ножницами.
Заключительная часть. Анализ коллективной работы.
Дети под руководством воспитателя рассматривают композицию.
- Дети, какая замечательная картина получилась у нас! Кому из вас она понравилась? Что вы можете сказать об этой картине?
- Что вам особенно понравилось в ней?
- Какие деревья на ней изображены? как можно по-другому о них сказать? (хвойные, лиственные)
- Какой получился лес? Скажите одним словом.
- Похож ли наш лес на настоящий? Чем он похож?
- Давайте полюбуемся красотой нашей картины под музыку П. И. Чайковского (скрипка).
- Ох уж будет доволен Львенок, получив нашу картину!
Воспитатель благодарит детей, музыкального руководителя.