Татьяна Величко
Конспект комплексного занятия «Осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Как мы провожали осень — интересно и познавательно, активно развивая речь, звуковую сторону…
Конспект комплексного занятия для подготовительной группы
(развитие речи, окружающий мир).
Тема: Осенний лес. Дифференциация звуков С-С' (изолированно, в слогах, словах, речи).
Цель: развитие навыков дифференциации твердых и мягких звуков на примере С - С' при обобщении темы «ОСЕНЬ».
Задачи: обучающие
Публикация «Конспект комплексного занятия „Осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
1. Обобщить признаки осени, вспомнить перелетных и зимующих птиц, животных и растения осеннего леса.
2. Добиваться умения различать твердый и мягкие звуки С-С' на слух.
3. Совершенствовать фонематический слух.
4. Закрепить произношение звуков С-С' в слогах, в словах, в речи.
5. Подготовка к обучению грамоте (буква С).
6. Дать характеристику звуков С-С': согласный, глухой, твердый/мягкий.
воспитательные
1. Воспитывать желание говорить грамотно, правильно, красиво.
2. Воспитывать умение работать в коллективе, группе.
3. Развивать творческое воображение.
Оборудование:
• картинки (деревья): осина, ясень, лиственница, сосна, сирень;
• картинки с изображением тучки и птички для каждого ребенка;
• изображения зеленого и синего домиков;
• картинки с изображением перелетных птиц: соловей, лебедь, ласточка, утка, гусь, грач, кукушка, цапля, малиновка, иволга, зяблик, аист, жаворонок;
• картинки с изображением зимующих птиц: голубь, щегол, дятел, галка, дубонос, ворона, снегирь, глухарь, свиристель, тетерев, сорока, воробей, синичка, сова, сойка, клест, синичка гаечка;
• картинки с изображением животных леса: медведь, лисица, кабан, еж, енот, лось, заяц, рысь, волк, белка, барсук.
ПЛАН:
I. Организационный момент – сосредоточить внимание на предстоящей работе.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы - совместно сформулировать тему, используя задание «Слушаем наш звук» - развитие фонематических представлений.
2. Выделение звука на слух – развитие фонематического восприятия - задание «Деревья в заколдованном лесу».
3. Изолированное произношение твердого и мягкого звуков С-С' и дифференциация С - С' изолированно и в слогах - игра «Тучка-птичка».
4. Обучение составления сложноподчиненных предложений с использованием союзов когда, потому что, если бы – развитие грамматического строя речи – задание «Перелетные птицы осенью…»
5. Физ. минутка - двигательная активность и настрой на дальнейшую работу.
6. Произношение звуков в словосочетаниях, предложениях, связной речи:
• дифференциация звуков С-С' в словах – игра «Зимующие птицы в заколдованном лесу…»
закрепить умения образовывать названия детенышей животных - игра «Животные и их детеныши».
7. Предпосылки обучению грамоте: буква С.
8. Развитие умений составлять рассказ по картинкам: «Осенний календарь» - вспомнить осенние месяцы и признаки осени.
III. Итог занятия: звуки С и С', достижения и трудности.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент
В о с п и т а т е л ь:
Раз-два – выше голова,
Три-четыре - плечи шире,
Пять-шесть – всем сесть,
Семь-восемь – внимания просим!
II. Основная часть
1. Сообщение темы.
В о с п и т а т е л ь:
Ребята! У нас сегодня особенный день – мы пригласили в гости Ее Величество Осень. На нее пришли посмотреть и наши друзья. Но нашей гостьи до сих пор нет. Одну минуточку! - посмотрите…нам доставлен конверт…с большими печатями. Чтобы его открыть, нам надо отправиться в заколдованный лес. А заколдован он потому, что все в лесу - деревья, птицы, животные – имеют в названии какой-то одинаковый звук. Послушайте внимательно, что это за звук. (Воспитатель читает четверостишие и фразы, выделяя голосом звук С в словах).
Игра «Слушаем наш звук».
Осенний лес особенно красив,
Осиновые листья покраснели…
И лес становится все меньше «говорлив»,
И небеса сильнее посинели.
Закончи фразу:
Под ветра осеннего свист слетает осиновый … (лист).
Наступила осень, но не для стройных … (сосен).
В о с п и т а т е л ь:
О каком времени года идет речь? (осень).
Какой звук особенно часто встречается в этих словах? (звук С).
Вспомним, звук С согласный или гласный? (согласный).
С – согласный, потому
Что преграда есть во рту –
Наш язык создаст преграду,
Свист получим мы в награду!
Вспомним, какой звук С - звонкий или глухой: послушаем, поет ли голосок в горлышке –(положить ладошку на шею и произносить ССС) – голосок не поет; или звенит или нет в ушках (закрыть ладошками уши и говорить ССС) - не звенит. Звук С – глухой.
2. Выделение звука на слух.
Задание «Деревья в заколдованном лесу».
В о с п и т а т е л ь: А вот и наш заколдованный лес. В нем растут только те деревья, в названии которых есть звук С. Я называю деревья, а вы внимательно слушайте, и скажите, когда услышите звук С. Это дерево мы «расколдуем» в нашем лесу: береза, осина, дуб, ель, сосна, ясень, клен, сирень, рябина, лиственница.
(На доске закреплены на магнитах деревья: сосна, осина, лиственница, ясень и куст сирени в «осенних» тонах, но изображением развернутые к доске. При правильном определении звука в названии дерева его переворачиваем изображением к детям.)
3. Изолированное произношение твердого и мягкого звуков С-С' и дифференциация С - С' изолированно и в слогах.
Игра «Тучка-птичка» (картинки с тучкой с ветром и птичкой).
В о с п и т а т е л ь:
А теперь послушайте рассказ. Сердитый осенний ветер разгулялся в нашем лесу. Поет он злую сердитую песню: «С-С-С…». А на кусте птичка сидит. Слышит- ветер сердитую песню поет: С-С-С. и решила спеть свою. А песня получилась ласковая, нежная: «С'-С'-С'…».
Как пел ветер? (С-С-С)
Как пела птичка? (С' - С' - С')
Какая песня у ветра? (сердитая)
Какая песня у птички? (ласковая)
В лесу много раздается разных песенок, вы услышите разные песенки, будете показывать мне одну из картинок: если песня ласковая – птичку, если песня сердитая – тучку.
С-С-С
СЬ-СЬ-СЬ
СЫ-СЫ-СЫ
СУ-СУ-СУ
СЕ-СЕ-СЕ
СА-СА-СА
4. Составления сложноподчиненных предложений с использованием союзов когда, потому что, если бы.
Задание «Перелетные птицы осенью…»
В о с п и т а т е л ь:
Холод принес в лес осенний ветер. Перелетные птички стали собираться в теплые края. Закончи предложение:
Когда наступают холода … (перелетные птицы улетают в теплые края).
Птицы улетают потому что (в лесу становится холодно и голодно).
Если бы перелетные птицы не улетели… (они бы погибли от холода и голода).
5. Физ. минутка.
Ветер дует нам в лицо (Руки перед собой, движение руками к лицу)
Закачалось деревцо. (Руки вверх, качаем руками).
Ветер тише, тише, тише – (Движения рук от лица).
Деревцо все выше, выше! (Тянемся вверх).
6. Произношение звуков в словосочетаниях, предложениях, связной речи.
Дифференциация С - С' в словах.
Игра «Зимующие птицы в заколдованном лесу…».
В о с п и т а т е л ь:
Отправились перелетные птицы в теплые края, а зимующие помогут нам расколдовать наш лес: но только птички со звуком С в названии попадут в лес. А в лесу холодно, и только два теплых гнездышка укроют пташек от мороза. Но гнезда тоже не простые: синее гнездышко примет птиц с твердым звуком С, а зеленое – согреет птиц с мягким звуком СЬ в названии. Возьмите картинку с птичкой и поселите скорее в гнездышко!
(Ребенок произносит полное предложение: «В осенний лес я поселю снегиря».)
Птицы: голубь, щегол, дятел, галка, дубонос, ворона, снегирь, глухарь, свиристель, тетерев, сорока, воробей, синичка, сова, сойка, клест, синичка гаечка.
Словообразование.
Игра «Животные и их детеныши».
В о с п и т а т е л ь:
Ребята! В нашем лесу уже расколдованы осенние деревья, зимующие птицы, но кого здесь не хватает? Как вы думаете, кто еще должен жить в нашем лесу? (Животные). Каких животных мы знаем? (медведь, лисица, кабан, еж, енот, лось, заяц, рысь, волк, белка, барсук).
Но только животные со звуком С в названии попадут в лес. А в лесу их ждут их детеныши. Чтобы встретиться детенышам и родителям, надо правильно назвать малышей. Например, у лисы детеныши – лисята.
7. Буква С.
В о с п и т а т е л ь:
Мы расколдовали наш осенний лес. Сняли печати с конверта, но осталась одна печать. И задания все закончились. Что же делать? (Стук в окошко). А это что такое? Какая – то коробочка… А в ней – капельки… Но они бесцветные, грустные. Какими осенними цветами на звук С должны быть окрашены капли? (серый и синий). Попробуем сказать волшебное слово (воспитатель шепчет заклинание над коробочкой, в которой находятся цветные капельки). Получилось! Теперь мне понятно, для чего эти капли. Надо из них сложить букву С! Букву мы видим и пишем, в отличие от звука, который мы говорим и слышим.
А вот и наша буква С (пишу образец).
Задание: кто быстрее и красивее выложит букву С из капелек, тот и вскроет последнюю печать на конверте. Девочки работают с синими каплями, а мальчики – с серыми.
8. Развитие умений составлять рассказ по картинкам. «Осенний календарь».
Молодцы! Вот и послание от нашей главной героини – Осени. Она уже уходит, прощается с нами, ей надо закончить много важных дел. Для нас она прислала подарок – послание, чтобы мы помнили о ней, ждали ее в следующем году, не скучали. Ведь следом за осенью наступает время декабря – зимнего месяца, а значит, скоро Новый год.
А вот и подарок: (цветные картины с изображением осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь).
Календарь я открываю,
Чудо-осень наблюдаю.
Первым к нам сентябрь спешит,
Все деревья золотит.
А за ним заоктябрило,
Небо тучами закрыло.
Вот ноябрь приходит хмурый,
И становится все бурым.
А вам какой запомнилась эта осень? (Описываем осень, ее признаки).
III. Итог занятия
Какие звуки помог нам попрощаться с осенью? (Звук с –согласный, глухой, С/С').
Какое задание было самым трудным?
Какое задание было самым интересным?
Что запомнилось больше всего?
Все мы были молодцы! Осень обязательно к нам придет в следующем году, а мы будем рады ее встретить!