Татьяна Сиргиенко
Конспект занятия НОД по формированию целостной картины мира «Дни и сутки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия НОД по «Формированию целостной картины мира» на тему "Дни и сутки"
Цели. Показать (используя слайды) зависимость наступления утра, дня, вечера и ночи от положения Земли по отношению к Солнцу.
Материалы и оборудование. Мультимедийное оборудование, глобус, фонарик, цветные таблички для обозначения частей суток, плакат/картинки с изображением Солнца и Земли.
Предварительная работа.
Публикация «Конспект занятия НОД по формированию целостной картины мира „Дни и сутки“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
1. Беседы о личном, конкретном опыте детей. Например, "Коля, когда тебя будит мама, что она говорит?" ("Вставай, сынок, уже утро".)
2. Чтение художественной литературы, в которых описаны характерные черты данной части суток.
3. Игровые упражнения и игры.
Игра "Займи своё место" - карточки цветные (утро - розовая, день - оранжевая, ночь - чёрная, вечер - синяя).
Игра "Назови пропущенное слово" и др.
Ход занятия.
1 часть.
Ребята, давайте поиграем с вами в игру "Когда это бывает?"
Показ слайдов, на которых изображены контрастные части суток (день - ночь, утро - вечер).
Вопросы. Что изображено на слайдах? Когда это бывает? Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступило утро (ночь и т. д. ?
Ребята, а кто знает, почему так получается, что на смену ночи приходит утро? Почему утром светло, а ночью темно? - ответы детей. Правильно. Утром солнышко освещает нашу землю, а ночью нет. Вот послушайте, я вам расскажу, почему утром и днём светло, а вечером и ночью темно.
2 часть.
Вы знаете, что Земля, на которой мы живём, это огромное, круглое, похожее на шар шарообразное тело (показ слайдов или смотрят на глобус). Солнце также шарообразное тело, только очень горячее, раскалённое. Солнце во много раз больше Земли. Во все стороны от Солнца распространяется свет и тепло (как от костра, от электрической лампочки). Если бы Солнце вдруг стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту, и стало бы так холодно. что все растения и живые существа погибли бы. Земля движется вокруг Солнца по своей орбите. и так же она вращается вокруг своей оси. Что такое ось. Это стержень, вокруг которого вращается тело. например. колесо велосипеда, игрушка "юла". Ось Земли - это воображаемая линия. Земля вращается вокруг своей оси. но мы не замечаем этого, потому что она вращается медленно, плавно. а вместе с ней вращаемся и мы, и все земные тела - моря, горы, леса и даже воздух, окружающий Землю. Земля вращается и подставляет Солнцу то одну, то другую сторону. Давайте посмотрим, где плакат, где показано это. Это солнечные лучи. Они несут тепло и свет, а это Земля и та часть Земли, на которую попадают солнечные лучи, освещена. Там утро или день. А часть, которая не освещена, там ночь. Давайте с вами проведём опыт. Возьмём наш глобус и фонарик. Представим, что фонарик - это Солнце, а глобус - это Земля. Включим фонарик в тёмной комнате и направим свет на глобус. с одной стороны глобус освещён. Какое время суток будет на этой стороне Земли? (ответы детей.) А на той, что не освещена? (Ответы детей.) Правильно, на освещённой - утро или день, а на неосвещённой - ночь или вечер.
Земля делает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа. Сутки состоят из четырё х частей: утро, день, вечер, ночь. Продолжительность каждой части суток бывает разной. Например, зимой ночь длиннее, чем день, а летом наоборот. Но все четыре части и утро, и день, и вечер с ночью - это всё вместе составляют сутки.
3 часть.
Ребята, там почему наступает ночь? А почему день? Что такое сутки? Сколько в сутках частей?
Давайте поиграем в игру "Назови соседей".
Назови соседей утра (ночь, день). Назови соседей вечера (день, ночь).
Работа после занятия.
На прогулках наблюдения за положением Солнца, окраска неба.
Подвижные игры: "День - ночь", "Что мы делаем не скажем".
Словесные игры: "Когда это бывает", "Назови соседей". "Части суток".
Чтение стихов, загадывание загадок.
Используемая литература.
1. Энциклопедия "Росмэн" Наука.
2. Природоведение 1-3 класс.
3. Рихтерман Т. Д. "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста".
4. Перова М. Н. "Дидактические игры и упражнения по математике".
5. Тарабарина Т. И. "Детям о времени".