Кочеткова Любовь
Конспект занятия «Мир русской избы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экскурсии в мини – музей «Займище» с детьми подготовительной к школе группы.
Тема: «Мир русской избы»
[/b]
Образовательная область[/b]: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; Художественно-эстетическое развитие»
Публикация «Конспект занятия „Мир русской избы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Цель: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.
Задачи:
Образовательныее:
Продолжать знакомить детей с особенностями повседневного быта, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.
Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т. д.)
Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми.
Развивающие: Развивать познавательные интересы детей; монологическую речь; коммуникативные умения при помощи привлечения дошкольников к исполнению роли экскурсоводов; народных игр и продуктивной деятельности.
Воспитательные: Вызвать у детей интерес к русской национальной культуре. Положительно воздействовать на эмоции детей. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям и обычаям. Воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.
Словарная работа: Изба, матица, кочерга, божница, киот, иконы, лампада.
Предварительная работа: знакомство с экспонатами музея, заучивание текстов загадок, стихотворений о предметах старинной утвари, предметах быта, русской избе.
Повторение правил поведения в музее. Подготовка «экскурсоводов» к проведению части экскурсии. Слушание и пение русских народных песен и попевок, знакомство с декоративно - прикладным искусством.
Предполагаемый результат:
1. Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.
2. Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.
Ход экскур
сии[
/b][/b]
Воспитатель приглашает детей на экскурсию в музей «Займище». При входе в горницу накидывает на плечи платок: «Теперь я хозяйка этого дома. И хочу вам рассказать вам о нем».
- Первое помещение в доме – сени. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать “на прохладе”. А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.
Ребенок: - Похлёбкой, кашей, пирогами
Красна ты, русская изба,
Да ткаными половиками
Гостей встречаешь ты всегда.
Пройдя крылечко расписное,
Мы входим в сени.. Здесь темно,
И пахнет медом и травою!
Светёлка слева - тут тепло.
В. Порог в быту осознавался не только как препятствие для проникновения в избу холодного воздуха. С порогом связано множество примет. При входе в чужой дом полагалось остановиться у порога и прочесть краткую молитву — укрепиться для перехода на чужую территорию. Отправляясь в дальнюю дорогу, следовало, немного молча посидеть на лавке у порога — проститься с домом. Повсеместен запрет здороваться и прощаться, разговаривать друг с другом через порог. Чужой, входя в избу, должен был стать у порога, пока хозяева не пригласят войти и сесть.
Основное пространство избы занимала печь
Ребенок. - Вот печь! Полдома занимает!
Такую где теперь найдёшь?
Чугун со щами вынимают -
За Уши впрямь не оторвёшь!
А на печи ещё лежанка:
Болеешь - вот, погрей бока.
Полати, лавка и чуланчик -
Зимой держали здесь телка
В. Печка была многофункциональной: в ней варили еду, она обогревала и даже освещала дом. На печке спали дети и старики, в печке люди мылись…. Какие загадки о русской печке вы знаете? Давайте разделимся на две группы и одна группа загадывать загадки другой, а потом наоборот.
1загадка. - Толстая Федора, наедается не скоро
Но зато когда сыта, от Федоры теплота.
Что же это за Федора?
2 загадка. Что за зверь: в зиму ест, а летом спит
Тело теплое, а крови нет,
Сесть на него сядешь, а с места тебя не свезет!
В. А кто из вас больше пословиц про печку и русское гостеприимство знает?
- Петухи на насесть садятся, а старые люди на печь валятся.
- Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи!
- Что есть в печи, все на стол мечи.
- Гости на печь глядят, видно, каши хотят.
- Около печи нельзя не нагреться.
- Словно с печи свалился.
В. Печь делила избу на три части: «Красный угол»; «Бабий кут» (женская часть избы) и «Конник» (мужской угол). Задний угол исстари был мужским. Здесь помещали коник — короткую широкую лавку. Это было рабочее место мужчины. Тут плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали сети и т. д. Под коником или в самом ящике хранили инструменты. Женщине на коник садиться было неприлично.
За печкой был «бабий кут» - здесь женщины занимались своей работой: приготовлением пищи, рукоделием. Появление в женской части дома постороннего мужчины, считалось оскорблением для всего рода.
Парадной частью избы был красный угол. Как бы ни располагалась в избе печь, красный угол всегда находился по диагонали от нее. Красный угол всегда хорошо освещался, так как окна прорубались в обеих стенах, составляющих этот угол. В самом углу, сразу под полавочником помещали божницу с иконами и лампадкой, отчего угол получил еще название “святого”. Божницу устраивали в виде полочки (иногда двухъярусной, на которую ставили иконы. Считалось, что икона должна обязательно стоять, а не висеть. На божнице хранились святая вода, освященные верба и пасхальное яйцо, Евангелие.
Ребенок. Вот красный угол.. Здесь в киоте
Святые образа в венцах
И ризы в стёртой позолоте,
Лампады огонёк в глазах. .
В «красном углу» кроме божницы у сходящихся лавок (долгой и короткой) всегда ставили стол.
Ребенок Плоскую столешницу почитали “Божьей ладонью”, дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В народе говорили: “Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска - так и стол доска”. В обычное время между застольями на столе могли находиться лишь хлеб, завернутый в скатерть, и солонка с солью.
Ребенок. Окно, ещё одно и третье…
Стоит большой широкий стол,
Нехитрый скарб в простом буфете,
Кровать и кружевной подзор.
В. В красном углу происходили все значимые семейные события. Здесь выкупали невесту, отсюда ее увозили на венчание в церковь, в доме жениха ее сразу вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сноп торжественно устанавливали в красном углу. Человек, пришедший в гости, мог пройти в красный угол только по особому приглашению.
Нижней границей жилого пространства избы был пол. Верхней же границей избы служил потолок. Основу потолка составляла матица — толстый четырехгранный брус, на который укладывались потолочины. К матице подвешивались различные предметы. Сюда прибивался крюк или кольцо для подвешивания колыбели. За матицу не принято было заходить незнакомым людям. С матицей связывались представления об отчем доме, счастье, удаче. Не случайно, отправляясь в дорогу, нужно было подержаться за матицу.
Ребята, наш музей не простой, в нем можно потрогать любые экспонаты и даже поиграть с ними. Возле печки лопата, веник, да ухват дружно рядышком стоят. На лопате хлеб в печь «сажали», а ухватом чугунки из печи доставали. Кто попробовать желает?
Дети по желанию вынимают из печки чугунок.
Ребенок. В доме украшались народным орнаментом все проемы (двери, окна, ворота, калитки). Многочисленные узоры должны были не столько украсить, сколько дать защиту. Узоры могли покрывать и весь дом, но особенно украшались печь, матица и красный угол. Обязательно разрисовывали: сундуки, сусеки, укладки, скрыни, емкости для продуктов. А вот емкости для воды всегда оставляли без орнамента, почитая саму воду за сильнейшую защиту. Никогда не украшали и столешницу — ее защищала скатерть.
В. Предлагаю и вам склеить сундучки и украсить орнаментом.
Дети усаживаются за стол и из готовых заготовок склеивают сундучки. Воспитатель помогает в случае затруднений, дает рекомендации по составлению народных орнаментов. Это солнце в различных вариантах, «громовые знаки» (стрелы, «знаки плодородия» (поле с точками, конские головы, подковы, «хляби небесные» (разнообразные волнистые линии, ягоды и листья.
Рефлексия. Игра «Интервью». Воспитатель предлагает детям в микрофон задать друг другу по очереди вопросы. Дети отвечают, начиная фразу со слов
- сегодня я узнал…
- было интересно узнать…
- было трудно выполнять…
- я научился…
- у меня получилось…
- я смог…