Лучший педагог года

Конспект занятия «Мир русской избы»

Кочеткова Любовь
Конспект занятия «Мир русской избы»

Конспект экскурсии в мини – музей «Займище» с детьми подготовительной к школе группы.

Тема: «Мир русской избы»

[/b]

Образовательная область[/b]: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; Художественно-эстетическое развитие»

Публикация «Конспект занятия „Мир русской избы“» размещена в разделах

Цель: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.

Задачи:

Образовательныее:

Продолжать знакомить детей с особенностями повседневного быта, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.

Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т. д.)

Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми.

Развивающие: Развивать познавательные интересы детей; монологическую речь; коммуникативные умения при помощи привлечения дошкольников к исполнению роли экскурсоводов; народных игр и продуктивной деятельности.

Воспитательные: Вызвать у детей интерес к русской национальной культуре. Положительно воздействовать на эмоции детей. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям и обычаям. Воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

Словарная работа: Изба, матица, кочерга, божница, киот, иконы, лампада.

Предварительная работа: знакомство с экспонатами музея, заучивание текстов загадок, стихотворений о предметах старинной утвари, предметах быта, русской избе.

Повторение правил поведения в музее. Подготовка «экскурсоводов» к проведению части экскурсии. Слушание и пение русских народных песен и попевок, знакомство с декоративно - прикладным искусством.

Предполагаемый результат:

1. Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.

2. Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.

Ход экскур

сии[

/b][/b]

Воспитатель приглашает детей на экскурсию в музей «Займище». При входе в горницу накидывает на плечи платок: «Теперь я хозяйка этого дома. И хочу вам рассказать вам о нем».

- Первое помещение в доме – сени. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать “на прохладе”. А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.

Ребенок: - Похлёбкой, кашей, пирогами

Красна ты, русская изба,

Да ткаными половиками

Гостей встречаешь ты всегда.

Пройдя крылечко расписное,

Мы входим в сени.. Здесь темно,

И пахнет медом и травою!

Светёлка слева - тут тепло.

В. Порог в быту осознавался не только как препятствие для проникновения в избу холодного воздуха. С порогом связано множество примет. При входе в чужой дом полагалось остановиться у порога и прочесть краткую молитву — укрепиться для перехода на чужую территорию. Отправляясь в дальнюю дорогу, следовало, немного молча посидеть на лавке у порога — проститься с домом. Повсеместен запрет здороваться и прощаться, разговаривать друг с другом через порог. Чужой, входя в избу, должен был стать у порога, пока хозяева не пригласят войти и сесть.

Основное пространство избы занимала печь

Ребенок. - Вот печь! Полдома занимает!

Такую где теперь найдёшь?

Чугун со щами вынимают -

За Уши впрямь не оторвёшь!

А на печи ещё лежанка:

Болеешь - вот, погрей бока.

Полати, лавка и чуланчик -

Зимой держали здесь телка

В. Печка была многофункциональной: в ней варили еду, она обогревала и даже освещала дом. На печке спали дети и старики, в печке люди мылись…. Какие загадки о русской печке вы знаете? Давайте разделимся на две группы и одна группа загадывать загадки другой, а потом наоборот.

1загадка. - Толстая Федора, наедается не скоро

Но зато когда сыта, от Федоры теплота.

Что же это за Федора?

2 загадка. Что за зверь: в зиму ест, а летом спит

Тело теплое, а крови нет,

Сесть на него сядешь, а с места тебя не свезет!

В. А кто из вас больше пословиц про печку и русское гостеприимство знает?

- Петухи на насесть садятся, а старые люди на печь валятся.

- Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи!

- Что есть в печи, все на стол мечи.

- Гости на печь глядят, видно, каши хотят.

- Около печи нельзя не нагреться.

- Словно с печи свалился.

В. Печь делила избу на три части: «Красный угол»; «Бабий кут» (женская часть избы) и «Конник» (мужской угол). Задний угол исстари был мужским. Здесь помещали коник — короткую широкую лавку. Это было рабочее место мужчины. Тут плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали сети и т. д. Под коником или в самом ящике хранили инструменты. Женщине на коник садиться было неприлично.

За печкой был «бабий кут» - здесь женщины занимались своей работой: приготовлением пищи, рукоделием. Появление в женской части дома постороннего мужчины, считалось оскорблением для всего рода.

Парадной частью избы был красный угол. Как бы ни располагалась в избе печь, красный угол всегда находился по диагонали от нее. Красный угол всегда хорошо освещался, так как окна прорубались в обеих стенах, составляющих этот угол. В самом углу, сразу под полавочником помещали божницу с иконами и лампадкой, отчего угол получил еще название “святого”. Божницу устраивали в виде полочки (иногда двухъярусной, на которую ставили иконы. Считалось, что икона должна обязательно стоять, а не висеть. На божнице хранились святая вода, освященные верба и пасхальное яйцо, Евангелие.

Ребенок. Вот красный угол.. Здесь в киоте

Святые образа в венцах

И ризы в стёртой позолоте,

Лампады огонёк в глазах. .

В «красном углу» кроме божницы у сходящихся лавок (долгой и короткой) всегда ставили стол.

Ребенок Плоскую столешницу почитали “Божьей ладонью”, дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В народе говорили: “Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска - так и стол доска”. В обычное время между застольями на столе могли находиться лишь хлеб, завернутый в скатерть, и солонка с солью.

Ребенок. Окно, ещё одно и третье…

Стоит большой широкий стол,

Нехитрый скарб в простом буфете,

Кровать и кружевной подзор.

В. В красном углу происходили все значимые семейные события. Здесь выкупали невесту, отсюда ее увозили на венчание в церковь, в доме жениха ее сразу вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сноп торжественно устанавливали в красном углу. Человек, пришедший в гости, мог пройти в красный угол только по особому приглашению.

Нижней границей жилого пространства избы был пол. Верхней же границей избы служил потолок. Основу потолка составляла матица — толстый четырехгранный брус, на который укладывались потолочины. К матице подвешивались различные предметы. Сюда прибивался крюк или кольцо для подвешивания колыбели. За матицу не принято было заходить незнакомым людям. С матицей связывались представления об отчем доме, счастье, удаче. Не случайно, отправляясь в дорогу, нужно было подержаться за матицу.

Ребята, наш музей не простой, в нем можно потрогать любые экспонаты и даже поиграть с ними. Возле печки лопата, веник, да ухват дружно рядышком стоят. На лопате хлеб в печь «сажали», а ухватом чугунки из печи доставали. Кто попробовать желает?

Дети по желанию вынимают из печки чугунок.

Ребенок. В доме украшались народным орнаментом все проемы (двери, окна, ворота, калитки). Многочисленные узоры должны были не столько украсить, сколько дать защиту. Узоры могли покрывать и весь дом, но особенно украшались печь, матица и красный угол. Обязательно разрисовывали: сундуки, сусеки, укладки, скрыни, емкости для продуктов. А вот емкости для воды всегда оставляли без орнамента, почитая саму воду за сильнейшую защиту. Никогда не украшали и столешницу — ее защищала скатерть.

В. Предлагаю и вам склеить сундучки и украсить орнаментом.

Дети усаживаются за стол и из готовых заготовок склеивают сундучки. Воспитатель помогает в случае затруднений, дает рекомендации по составлению народных орнаментов. Это солнце в различных вариантах, «громовые знаки» (стрелы, «знаки плодородия» (поле с точками, конские головы, подковы, «хляби небесные» (разнообразные волнистые линии, ягоды и листья.

Рефлексия. Игра «Интервью». Воспитатель предлагает детям в микрофон задать друг другу по очереди вопросы. Дети отвечают, начиная фразу со слов

- сегодня я узнал…

- было интересно узнать…

- было трудно выполнять…

- я научился…

- у меня получилось…

- я смог…

Публикации по теме:

Календарные планы воспитателей первой младшей группы Календарные планы для воспитателей первой младшей группы. Основная воспитательно – образовательная деятельность воспитателя и воспитанников.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Мир русской избы»
Опубликовано: 13 января 2015 в 21:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД