Людмила Никитина
Конспект занятия «Цветы России на наших плечах»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Продолжить работу по изучению народно-прикладного искусства.
2. Через историю платка Павловского Посада закрепить исторические моменты нашего государства.
3. Закрепить технологию, композицию платка Павловского Посада.
4. Учить детей применять художественные навыки в работе: соблюдать орнамент, ритм, симметрию Павлопосадского платка.
5. Прививать любовь к Родине, русскому народному искусству.
6. Активизация словаря: Павлопосадский платок, орнамент, ритм, симметрия.
Публикация «Конспект занятия „Цветы России на наших плечах“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Ведущая: Ребята. Сегодня мы с вами побываем в музее восковых фигур. И через историю платка Павловского Посада откроем страницы истории нашего государства.
Дети приходят в музей. Их встречает экскурсовод. Действие разворачивается возле перовой фигуры.
Экскурсовод: Русский платок издавна связан с представлением о женском национальном костюме. Поэт Александр Блок видел родную Россию в образе женщины в платке узорном:
- Ну, что ж?
Одной заботой боле –
Одной слезой
река шумнее,
А ты все та же –
лес да поле,
Да плат узорный
до бровей.
Экскурсовод: Многие моменты истории нашего Российского государства связаны с платком Павловского Посада.
Экскурсовод: Вот платки, а вот и шали
Краской огненной горят.
Вы хотите знать, откуда появилось это чудо?
Кто искусно расписал
Этот сказочный овал?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки.
Дети: Мы знаем, знаем.
Экскурсовод: Расскажите мне, ребята,
Чем история богата?
И фигурки тут – как – тут
Непременно оживут.
1-я фигура. Сцена «Платочек из Посада»
Купец и дочка.
1-ый ребенок: В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от города Москвы, посреди лесов и полей стоит славный город – Павловский Посад. Данным – давно жили в том городе мастера умелые. И самые энергичный из крестьян основал небольшую фабрику. Ткали на фабрике ткани на разных ткацких станках – шерстяные, теплые, удобные, красивые. И назвали те платки шалями. С тех пор стала фабрика выпускать великое множество шалей для красавиц русских. А когда повезли павлопосадские шали на выставки в другие страны, то полюбились они людям на всей земле.
2-ой ребенок: А украшали платки цветами, листьями, букетами красоты невиданной да каймой узорчатой. Стоит приглядеться, и увидишь в узорах цветы знакомые, что в лесу растут, в саду да на лужайке. Так и стали яркие цветные шали модными, и всем русским барышням понравилось их носить, а кто и дом свой украсит. Носили шали все: и бедные, и богатые, и крестьяне, купеческие и царские дочки.
Экскурсовод: Во времена былинные стародавние собирался купец в страны далекие, за товарами, за чудесными. С дочерью прощался, и с такими к ней речами обращался.
Купец: «Ой, ты, доченька родная, уезжаю я в страны заморские, страны дивные. Долго ль буду там, недолго – того не ведаю. А думаю тебя порадовать. Подарки привезти шелковые да серебряные».
Экскурсовод: Говорит один купец – очень любящий отец.
Купец: «Что – же душеньке угодно, может ларец весь резной, перстенечек золотой?»
Экскурсовод: Отвечает ему дочь.
Дочь: «Буду я и так молиться! Чтоб ни буря, ни булат или чей-то черный взгляд не могли тебя сразить. Чтоб тебе живому быть. Ну, а коли про подарок. То купи, пусть и неярок мне платок всех красивей, как у царских дочерей!»
Купец уходит.
Экскурсовод: Месяц уж прошел, другой, следует отец домой.
Купец: «За семью морями был, земли все исколесил. Лишь платочек из Посада всей душою полюбил».
Купец накидывает на плечи дочери платок Павловского Посада.
Экскурсовод: Молодцы, ребята все правильно рассказали. Ожила фигура.
Дочь: Получила я подарок
Всей душою ему рада
Становитесь быстро в круг
Поиграть хочу я тут.
Я бросаю вам платок
В элементах знаем толк?
Дети называют элементы платка Павловского Посада.
- листья
- цветы
- кайма
- струя
- травчатый узор
- уступы
- копытца
- лапчатый узор
- шахматный
Дочь: Я бросаю вам комочек
Назовете цвет платочков.
Дети называют цвета тканей платка Павловского Посада.
- алый
- багрецовый
- таусиновый (сине-лиловый)
- сахарный
- вишневый
- осиновый
- брусничный
- багровый
- рудо-желтый
- лазоревый
- красно-кирпичный
- червчатый (красный)
2-я фигура. Стог сена, корова, крестьянка.
Экскурсовод: А вот перед нами 2-я фигура.
3-ий ребенок: Шали и платки с набивным рисунком довольно быстро распространились среди горожанок. А для крестьянок такие платки чаще всего оставались несбыточной мечтой – денег у крестьян было мало. Они покрывали голову набивными хлопчатобумажными платками и лишь в большие праздники по русскому обычаю ходили женщины в гости с берестяными кошелками – «зобенками» наполненными пирогами и покрытыми сверху вышитым полотенцем.
Экскурсовод: Смотрите ребята ожила фигура.
Крестьянка: Да, платок Павловского Посада – таинственный, сказочный, загадочный. Вся жизнь крестьян была связана с платком.
- Это был самый желанный подарок. Ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли из города с базара, или на побывку, справлялась ли свадьба или крестины – всегда во всех случаях любовь, внимание, забота выражались подарком головного платка. А сколько песен, стихов, пословиц и поговорок посвящены русскому платку: А вы знаете их?
Дети читают поговорки.
- На чужой роток не накинешь платок.
- Бабы бранятся, так платки с головы валятся.
- Шесть досок да холостинки платок.
- Не к роже платочек, утрешься и рукавичкой.
Крестьянка: А сейчас я хочу поиграть с Вами в русскую народную игру «Кто под платочком?»
Дети передвигаются по залу под музыку. С окончанием музыки садятся на корточки, закрывают глаза. Одного ребенка воспитатель накрывает платочком. Дети открывают глаза, угадывают кого спрятали.
Крестьянка: Молодцы ребята. А мне пришло время возвращаться в музей.
3-я фигура «Мальчик и девочка в военной форме».
4-ый ребенок: Время движется и движется вперед. И каждый год отдаляет нас от победного мая 1945г. Но мы не забываем о великом дне Победы. Платочек, подаренный любимыми, согревал солдату сердце, отогревал душу, вселял веру и силы, помогал ковать нашу победу.
Сцена из фильма «В шесть часов вечера после войны». Участвуют Варя и лейтенант Кудряшов.
Кудряшов: Все это странно вам слышать, пожалуй,
Неясна и сбивчива речь моя,
Огрубел я в огне пожаров,
В крови боев искупался я.
Сколько убитых я видел – тыщи!
Ночью в бой отправляюсь вновь.
Но чем сильнее война, тем чище,
Тем сильнее моя любовь.
Варя: Война, никакие слова не помогут.
Кудряшов: Подарите мне что-нибудь на дорогу.
Варя: Что же? Разве платочек розовый
Откуда-то взялся в кармане моем
Или вот этот листок березовый,
Тронутый желтым осенним огнем.
А может, просто такие слова:
«Буду помнить о вас, пока буду жива».
Кудряшов: Варя! Вы… вы мне такие слова сказали,
Подарок сделали мне такой,
Как будто рану перевязали
Нежной, ласковою рукой.
Мальчик и девочка танцуют вальс.
4-я фигура. Мальчик и девочка в русском народном костюме.
5-ый ребенок: Кончилась война. Настало время работе, песне и пляске.
Пойдет девица за водой. Любуется ею народ. И ухажер тут как тут.
Под медленную музыку мальчик идет рядом с девочкой.
Экскурсовод: По улице мостовой
Да шла девица за водой,
Шла девица за водой,
За холодной ключевой,
За холодной ключевой,
А за ней парень молодой.
Самый верный и уместный,
Чтобы деву покорить
- «Ах, какие вы прелестны», –
Напевая говорит.
- Не встречали Вас милее
Ни в долинах, ни в домах.
Девушки, краснев лелея
Отвечают:
- Что вы, ах!
Мальчик набрасывает ей шаль. Она снимает коромысла. Танец «Кадриль».
5-я фигура «Современная девочка».
6-ой ребенок: Любовь к головному платку вошла в жизнь русской женщины и получила новое звучание в современном костюме. Это единственная деталь русского народного костюма, которая прочно осталась жить вместе с нами в новом веке. Платки традиционные, и в то - же время в моде сегодняшнего дня.
Девочка проходит по подиуму. Меняет платок: на плечи, на талию, на голову.
Воспитатель: Ребята. А давайте мы с Вами подарим музею свои платки Павловского Посада. Но прежде скажите мне, что же является основными компонентами композиции платка Павловского Посада?
Дети: Орнамент, ритм, симметрия.
Воспитатель: А что такое орнамент? Что такое ритм? Что такое симметрия?
Орнамент - узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов. В основе орнамента лежит два начала – ритм и симметрия.
Симметрия – это такое построение, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешены.
Дети рисуют под музыку.
Выставка в музее.
Экскурсовод принимает детские работы, развешивает их на ширмах и анализирует работу детей.