Марина Маслова
Конспект родительского собрания «Развиваем мелкую моторику рук в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в детском саду, дать родителям теоритические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук дома.
Ход собрания.
1. Разминка для родителей.
Родителям предлагается расположиться на заранее приготовленные места для них за столами и предлагается разминка для пальчиков, начинающаяся с игровой ситуации с куклой и бусами.
Публикация «Конспект родительского собрания „Развиваем мелкую моторику рук в домашних условиях“» размещена в разделах
Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем …
Маша в гости собиралась,
Маша в платье наряжалась,
Туфли новые надела,
Долго в зеркало глядела.
Причесалась не спеша,
До чего же хороша!
Бусы новые надела,
Застегнула неумело,
Разбежались бусы вскачь,
Тише, Машенька, не плачь!
Разминка для родителей. Далее родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее).
(Музыкальное сопровождение – «Усатый нянь»).
Оказывается нелёгкая это задача. Представляете, каково же малышам…
Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребенком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться… И порой им приходится очень трудно без поддержки взрослых.
2. «Немного теории…»
Уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи, и на практике познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук малыша.
- Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.
Развитие мелкой моторики руки в нашей практике ведется по двум направлениям пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры со стихотворным сопровождением без предметов) и игры и упражнения с применением различных предметов.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук мы проводим систематически и ежедневно. Пальчиковые игры обеспечивают очень хорошую тренировку движений пальцев рук. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, стишков, сказок при помощи пальцев. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, это прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям присущим дошкольному возрасту и нравится детям.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия.
7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Правила выполнения гимнастики:
• Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
• Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем – другой рукой, после этого двумя одновременно.
• - Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь с ребенком ежедневно около 5 минут.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.
3. «Переходим к практике…»
Итак, окунёмся в мир детства и поиграем.
Предлагаем вашему вниманию несколько примеров упражнений, которые можно разделить на 3 группы (здесь родителям предлагается наглядный материал с содержанием пальчиковых игр и предлагается вместе выполнить эти упражнения).
I группа - упражнения для кистей рук:
- развивают подражательную способность, достаточно просты, не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
II группа – упражнения для пальцев условно статические :
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа – упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным
Начнем с самомассажа (он бывает с предметами и без предметов).
1. Без предметов
Разотру ладошки сильно
Каждый пальчик покручу
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну
Затем руки я помою
Пальчик в пальчик я вложу
На замочек из закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики
Пусть бегут как зайчики.
2. С предметами
Мы используем шишки, карандаши, мячики «ёжики».
Размяли мы наши пальчики, а теперь будем играть.
1. «Лошадка».
Поскакали, поскакали
По травушке-муравушке
По камешкам, по камешкам
По песочку, по песочку
По болоту, по болоту
По мостовой, по мостовой
И приехали домой.
2. «Рыбка».
Рыбка плавает в водице
Рыбка хочет поиграть.
Рыбка, рыбка озорница
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула
Крошку хлебную взяла
Рыбка хвостиком вильнула
Рыбка быстро уплыла.
3. «Засолка капусты»
Мы капусту рубим,
(движения прямыми кистями вверх-вниз)
Мы морковку трем,
(пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим,
(имитировать посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем.
(сжимать и разжимать пальцы).
Мы с вами рассмотрели некоторые варианты пальчиковых игр и упражнений без предметов, а сейчас остановимся на играх с предметами.
Вопрос родителям : Как вы думаете, какие это игры? (родители приводят примеры).
Также в своей работе мы используем:
• игры с прищепками.
При помощи прищепок можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику – иголки и т. п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения).
«Чудо–прищепки» -ребенок поочередно на каждое слово стиха «кусает» прищепкой ногтевые фаланги.
Например:
Кусается сильно котенок - глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться,
Скажу тебе: кыш!
Можно использовать любое другое стихотворение или потешку.
При помощи прищепок можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику – иголки и т. п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения).
Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали, манипуляции с мелкими предметами.
Вопрос родителям : Как вы думаете, какие это игры? Какие мелкие предметы могут быть доступны детям? Как с ними играть? (родители приводят примеры, делятся опытом).
К ним отностся:
• игры с использованием подручного материала*
выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей и др.
перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе
игры с пробками и горохом (игры в «прятки»);
нанизывание бус.
• развивающие игры
игры на застегивание и расстегивание(«Полянка»,«Корзинки с яблоками», «Уточки» и т. п.);
матрешки;
пирамидки,
кубики,
конструкторы
мозаики и т. п.
Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал?
Во-первых, всегда нужно помнить, что в этом возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время.
Поэтому, во-вторых, все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т. к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребенка процессу шнурования, пристегивания и т. п.
И третье, если ребенок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна.
На этом можно закончить наш встречу, но еще раз хотим напомнить о том, что кроме указанных способов развития речи ребенка существуют и другие – это постоянное речевое общение, разъяснение, чтение художественной литературы, пение песен и мн. др. Кроме того, только совместными усилиями и постоянной работой с детьми можно достичь желаемого результата.