Ирина Сизова
«Ярмарка посуды. Мордовские народные промыслы». Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомство с мордовскими народными промыслами, формировать умение рисовать элементы мордовского орнамента.
Задачи:
Образовательные задачи:
• знакомить детей с характерными особенностями мордовской росписи, определить основные элементы.
• Закреплять знания о цветах, изобразительных материалах;
• Закреплять умение детей правильно пользоваться кисточкой и краской;
Развивающие задачи:
• Развивать умение выполнять узор на шаблоне; правильно накладывать краски, рисовать концом кисти и всем ворсом;
• Развивать художественный вкус, чувство цвета, умение передавать ха-рактерные сочетания цветов
• развивать творчество, воображение у детей старшего дошкольного воз-раста;
Воспитательные задачи:
• воспитывать аккуратность в работе;
• вызывать желание любоваться предметами народного творчества;
• воспитывать любовь к природе.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методические приемы:
Словесный: беседа, использование словесно-художественного образа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание.
Наглядный: визуализация с помощью компьютера (показ слайдов, рассматривание, образец педагогического рисунка, игровой (наглядно-действенный метод)
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности, использование ТСО (технические средства обучения)
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.
Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, дифферен-цированный подход к детям.
Материал и оборудование: в кабинете оформлен уголок изделий с мордовской росписью.
У воспитателя и детей – палитра с гуашью различного цвета, лист бу-маги А4, кисти пони (белка) № 3 и 5, салфетки бумажные и тряпичные, клеен-ка на столах.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети входят в группу и встают в круг.
Педагог: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровай-тесь с гостями. Молодцы! Здороваться нужно всегда. Это говорит о том, что вы воспитанные дети.
Педагог: Давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг.
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся».
Педагог: Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почув-ствуем его тепло и подарим это тепло друг другу (опустить руки, подуть на ладони).
II. Основная часть.
Педагог: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: чайник.
Педагог: Верно, сейчас я вам расскажу историю про него. Жил – был чайник. Он стоял на полке рядом с красивой и нарядной посудой. Сегодня, оказывается, у этого чайника день рождения. Посмотрите, какой он грустный. Почему? (Ответы детей.)
Педагог: Что вы делаете, когда у вас день рождения?
Дети: Наряжаемся, ждём гостей.
Педагог: На праздник всегда приглашают гостей. Чайник - это что?
Дети: посуда.
Педагог: Как вы думаете, ребята, у чайника есть друзья?
Дети: да.
Педагог: Кто же может быть его другом? Пригласим его друзей.
(Дети называют посуду, педагог выставляет картинки на мольберт с изображением посуды с узорами, тарелка белого цвета).
Педагог: Нравятся ли вам эти тарелки?
Дети: Да, очень красивые.
Педагог: Как вы думаете, нашему чайнику они понравятся?
Дети: Да, он будет рад.
Педагог: Как украшены тарелки? Что на них нарисовано?
Дети: Тарелка украшена мордовским орнаментом.
Педагог: Какого цвета узор на тарелках?
Дети: красный, черный.
Педагог:
- красный – символизирует любовь, красоту, здоровье,
- черный – нейтральный цвет,
- желтый – символизирует полезность,
- зеленый – символизирует молодость.
Так же в мордовском орнаменте присутствует белый цвет, который сим-волизирует жизнь, добро и чистоту.
Посмотрите внимательно и скажите, из каких геометрических фигур со-стоит мордовский орнамент?
Дети: Ромб, треугольник, квадрат, круги.
Педагог: Какие еще элементы присутствуют в мордовском орнаменте? (Галочки, восьмиконечная звезда, розетка)
Выставляются на доску названые элементы орнамента (карточки)
Педагог: Ребята, каждый элемент в мордовском орнаменте имеет свое значение:
- Ромб – символ изобилия, плодородия.
- Розетка – символ солнца. Он имеет четыре части и точно указывает на стороны света.
- Зигзаг – символ воды.
Педагог: Ребята, а вы знаете что такое ярмарка?
Дети: Да!
Педагог: что же происходит на ярмарках? Что делают люди?
Дети: Там веселятся, там продают разные красивые вещи, там танцуют и поют.
Педагог: Правильно, на ярмарке мастера продают разные красивые из-делия, созданные своими руками.
Педагог показывает картины с изображением ярмарки.
Педагог: Ребята, а вы не хотите устроить свою собственную ярмарку?
Дети: хотим!
Педагог: а для этого нам необходимо создать свои собственные предме-ты. Я предлагаю вам украсить посуду мордовским орнаментом. Пойдемте в нашу мастерскую и попробуем это сделать. На столе у вас лежат различные силуэты посуды, давайте попробуем расписать ее мордовскими узорами.
Педагог: Давайте с вами немного отдохнём, а потом примемся за рабо-ту.
Физкультминутка:
Мы устали, засиделись,
нам размяться захотелось.
То на стену посмотрели,
то в окошко поглядели,
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись,
И в последний раз присели,
И теперь на место сели.
Педагог: А теперь давайте пройдем за столы и прежде чем приступить к украшению тарелок, скажите, как надо работать красками? (Аккуратно. Не надо набирать много воды и краски на кисточку)
Пальчиковая гимнастика.
Педагог: Приступайте к работе.
III. Творческая практическая деятельность.
IV. Подведение итогов.
Вы, ребята, все молодцы! Все ваши тарелки получились яркими, красивыми. Давайте устроим выставку и ими полюбуемся.
Рефлексия.
1. Ребята, что мы сегодня с вами делали?
2. Как называется узор?
3. Из каких элементов состоит мордовский орнамент?