Наталья Тарасова
НОД по развитию познавательно-речевой деятельности в подготовительной группе «Сбережем пчелу — сохраним планету» (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительного к школе возраста по развитию познавательно-речевой деятельности
на тему:
«Сбережем пчелу - сохраним планету»
Цель: закрепление знаний детей о значении пчелы для человека и природы.
Задачи воспитания и развития детей:
Публикация «НОД по развитию познавательно-речевой деятельности в подготовительной группе „Сбережем пчелу — сохраним планету“ (1 часть)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
- Продолжать развивать связную речь детей посредством описательного
рассказа с использованием иллюстраций, моделей.
-Закрепить знания детей о жизни пчел и природных взаимосвязях.
-Развивать умения обследовать, сравнивать и обобщать природные объекты по признакам, характеризовать исходя из существенных признаков.
-Упражнять в отсчитывании предметов, их условных изображений в пределах 10
- Закрепить приемы вырезывания симметричных предметов из бумаги,
сложенной вдвое.
-Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Воспитывать любознательность, интерес к живой природе.
- Продолжать знакомить детей с правилами безопасности жизнедеятельности.
Предварительная работа
-Чтение художественной литературы, пословиц, загадок.
-Разучивание стихотворений о пчеле.
-Изготовление таблицы- модели по теме «Насекомые».
-Организация выставки детского рисунка по теме «Пчелка - труженица».
-Участие в конкурсе поделок «Пчелка».
-Совместное изготовление дидактических игр по теме.
-Изготовление альбома «Что мы знаем о пчеле»
-Подготовка докладов на тему: «Строение пчелы», «О пользе пчел», «О правилах безопасного поведения с пчелами».
Материалы к занятию
-СД диск с записью песен о пчеле.
-Мешочек с игрушками – насекомыми, цветы большого размера - мак, роза.
-Таблица- модель «Насекомые».
-Иллюстрации регионов проживания пчел: лес, горы, поле, луг.
-Оборудование для физического развития: гимнастическая скамейка,
коррегирующие дорожки.
-Игрушка-поделка «Пчелка».
-Схема - модель «Что дает пчела»
-Раздаточный материал для математического развития: карточки - задания,
набор цифр, математических знаков.
-Раздаточный материал для аппликации «Цветок» (цветная и белая бумага, клей, ножницы, кисть).
-Картинки с изображением пчелы, сот и т. д.
Методические приемы
-Использование игровой обучающей ситуации: игра - путешествие.
-Беседа с детьми, использование художественного слова.
-Использование наглядного материала, моделей
-Использование фонограммы с записью песни «Пчелка».
-Использование гимнастического оборудования.
-Пальчиковая гимнастика.
Интеграция образовательных областей:
«Познание» - обсуждения, беседы с детьми о взаимосвязи природных сообществ: «Пчела-цветок», «Пчела-человек».
Знакомство с познавательно-справочной литературой.
Ведение наблюдений на участке. Рассматривание иллюстраций и альбомов о пчеле.
«Социализация» - вовлечение детей в игры с готовым содержанием и правилами: «Куб-пчелка» на выявление полной информации о жизни пчел, их строении, пользе. Обогащение способов игрового сотрудничества.
«Коммуникация» - развитие связной речи детей посредством описательного рассказа с использованием моделей. Использование в процессе общения формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство. Напоминание детям о правильном и полном построении ответов на вопросы.
«Чтение художественной литературы» - выразительное чтение и пересказ детьми различных жанров литературных произведений (стихотворений, поговорок, загадок).
«Художественное творчество» - создание ситуации для самостоятельного применения детьми техник симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезания, разнообразных способов приклеивания деталей на фон, освоения последовательности работы над сюжетной аппликацией.
«Физическая культура» - выполнение упражнений детьми, в соответствии с указаниями: сохранять динамическое и статическое равновесие в сложных условиях.
«Музыка» - использование музыкального сопровождения для создания благоприятного настроения детей.
«Безопасность» - формирование знаний о правилах безопасного поведения с пчелами.
Непосредственно образовательная деятельность
1часть
Дети под звуки песни входят в зал.
В: -Ребята, послушайте, какая чудесная песенка звучит.
Кто-то приглашает нас в гости. Но кто же это? Никого не видно.
В: - Ой, посмотрите, какой-то красивый мешочек. Сейчас я посмотрю, что в нем лежит. (заглядываю в мешок).
В: -Ребята, я поняла это подсказки. Тот, кто нас приглашает в гости, хочет, чтобы мы сами догадались кто он. Вот первая подсказка…
В: - Обратите внимание на стол. Что вы видите?
Дети: цветы. Роза и мак.
В: - Правильно, ромашка - она, мак - он. Сейчас мы с вами по очереди будем вынимать предметы из мешочка и говорить «она» это или «он», и если этот предмет «она» мы будем садить его на розу, а если «он» то на мак.
(Дети по очереди достают предметы находящиеся в мешке. Называют их,
определяют «он» или «она»)
Дети: кузнечик - он, значит надо его посадить на мак, бабочка - она, значит надо посадить ее на розу и т. д.
В: - Ой, посмотрите, здесь еще какая-то загадка-подсказка…
(Достаю из мешка таблицу-модель, разворачиваю её. Дети рассматривают ее и составляют описательный рассказ).
Дети: это - не рыба, не птица и не животное. У нее нет хвоста и нет перьев. Она по размеру не большая, а маленькая. У нее на брюшке 6 лапок и 2 маленьких, прозрачных, тонких крылышка.
В: - Ребята, как вы думаете, о ком здесь идет речь?
Дети: мы думаем, что речь идет о насекомом.
В: -А вот и последняя подсказка – загадки
Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
Хлопотливая
Дети: пчела
.
Зайдите к нам на огород:
Стоит под яблоней завод,
В нём - тысячи рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам даёт душистый мёд!
Дети: пасека
Есть на свете сладкий дом,
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжа от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте - что за дом?
Дети: улей
В: - Так кто же она?
Дети: насекомое – пчела.
В:- Кого мы рассаживали на цветы?
Дети: они тоже все насекомые
(Появляется пчелка - Майя)
Пчела Майя: -Молодцы, ребята, прочитали все мои подсказки, а стихотворениями меня порадуете?
Дети читают стихотворения о пчеле
С цветка на цветок,
Летает пчела.
Готовит медок,
Всегда весела.
С зари до зари,
В трудах и заботах,
Бездельницей слыть,
Ей совсем неохота.
Летом пчелкам целый день
Собирать нектар не лень.
Отнесут его потом.
В улей - свой чудесный дом.
Над цветком пчела жужжит
И нектар собрать спешит.
Весь нектар, что соберет,
Превращает пчелка в мед.
Аромат цветов струится
В ясный летний тёплый день.
Пчёлам в ульях не сидится,
Не знакома пчёлам лень.
От цветка к цветку летают,
Соты мёдом заполняют.
Деловитое жужжанье
раздаётся там и тут.
От пчелиного старанья -
Мёд полезный от простуд.
Ты, конечно, молодец,
Пчелка золотая,
Собираешь сладкий мед,
По цветкам летая.
Но погладить не могу
Я тебя за это,
Потому что жалишь ты
Даже добрых деток!
Пчела Майя: - Молодцы. Ребята, я приглашаю вас в пчелиную страну. Согласны?
Ответы детей.
Пчела Майя: - Тогда поторопитесь, ведь солнышко ждать не будет. И не отставайте, ведь владения мои очень обширные.
2 часть Путешествие в пчелиную страну
Дети подходят к иллюстрации, на которой изображен лес.
В:- Где же мы находимся?
Дети: В лесу. Пчелы живут в лесах. Свои ульи они делают в дуплах
старых деревьев, на ветках в виде шаров. Нектар и пыльцу они собирают с цветов на лесных полянах, опушках, с деревьев и кустарников во время цветения.
Медом пчел лакомятся медведи.
В:- Какие цветы больше всего любит пчела в лесу?
Дети: Малины, земляники, иван-чая, цветы липы, боярышника.
В:- Ой, речка! Как мы ее преодолеем? А вот мостик.
(Дети идут по гимнастической скамейке, соблюдая правильную осанку)
Дети подходят к иллюстрации, на которой изображен луг.
В:- Где же мы очутились?
Дети: На лугу. Здесь очень много разных цветов. Солнечно и
Просторно. Это самое любимое место для пчел. Летом сутра до вечера
слышен пчелиный гул.
В:- А какие цветы растут на лугах?
Дети: Одуванчик, василек, ромашка, цветы клевера, чистотел,
подорожник, мать и мачеха. Мед с таких цветов называется цветочным. Он
очень душистый.
Пчела Майя: - Ребята, поспешим дальше.
(Дети идут по коррегирующей дорожке, соблюдая правильную осанку.)
Дети подходят к иллюстрации, на которой изображена горная местность.
В:- Куда же мы пришли?
Дети: В горы. Пчелы живут и в горах. Воздух здесь очень чистый,
вода прозрачная, нет заводов, загрязняющих атмосферу и почву, нет полей, где человек использует различные вредные для пчел вещества.
Горный мед считается самым полезным
В: - Какие горы вы знаете? (Кавказ, Алтай)
(Дети идут по коррегирующей дорожке, соблюдая правильную осанку)
Дети подходят к иллюстрации, на которой изображено поле.
В: - А сейчас, где мы находимся?
Дети: На поле. Пчелы селятся вблизи полей, засеянных человеком. Например, поле, засеяно гречихой. Мед с такого поля называют гречишным. Этот мед имеет свой запах и цвет, свои целебные свойства.
В: - Чем еще засевают поля? Ответы детей. (Клевером, кукурузой, подсолнечником.)
(Продолжение во 2-ой части)