Антонина Николаевна Лысенко
Конспект открытого занятия по коммуникации «Волшебница Зима» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- Формировать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
-Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения.
-Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
-Обогащать и активизировать словарь (хмурень, лютовей, снеговей).
Ход:
Вос/ ль: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
(Зима)
Публикация «Конспект открытого занятия по коммуникации „Волшебница Зима“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Да, но зима, к сожалению, подходит к концу, и я бы хотела, чтобы мы сегодня поговорили об этом замечательном времени года. Скажите, а вы любите зиму?
(Да)
Почему?
(Ответы)
Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем?
(Россия)
Скажите, пожалуйста, какая же у нас русская зима?
(Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая)
Да, ребята, вы правы. Действительно, зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и капелью, со снегом хрустящим. А еще у каждого времени года есть свои три месяца. Назовите все зимние месяцы.
(Декабрь, январь, февраль)
Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. А февраль в народе называли «снеговеем». Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.
А сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру «Зимние приметы». Условие: я начинаю читать зимние приметы, а вы их завершаете.
Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом…
(Значит, ясно будет днем.)
Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга…
(Жди метели.)
Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения…
(Ждите потепления.)
Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно…
(Будет ясно и морозно.)
Молодцы, ребята. А вы знаете пословицы о зиме?
Дети (по очереди) :
-Береги нос в большой мороз.
-Сугроб да вьюга – два друга.
-В зимний холод всякий молод.
-Декабрь год кончает, а зиму начинает.
-Зима без снега – лето без хлеба.
-Холодная зима – жаркое лето.
-Зимою вьюга – летом ненастье.
-Спасибо, мороз, что снегу принес.
-Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.
Ребята, подумайте и скажите, что означает эта пословица: «Зима без снега – лето без хлеба»?
(Ответы)
Я с вами согласна: если зимой нет снега на полях, то летом будет плохой урожай и люди будут голодать. А эта пословица что означает: «Зимою вьюга – летом ненастье»?
(Ответы детей.)
Верно. Издавна люди приметили, что если зимой частые вьюги, то лето будет дождливым.
Поэты, композиторы, художники передают свое видение зимы в стихах, музыке, в красках. Перед вами три картины великих русских художников:
- Это картина Игоря Эммануиловича Грабаря «Березовая аллея».
- Эту картину написал Василий Иванович Суриков и называется она «Зубовский бульвар зимою».
- А эту картину художник Иван Иванович Шишкин назвал «На севере диком».
Внимательно рассмотрите их и скажите, пожалуйста, чем эти картины похожи? Что же их объединяет?
(На всех картинах изображены зимние пейзажи.)
Правильно. А теперь подумайте и скажите – чем они отличаются?
(Разные цвета. Разное время суток.)
Посмотрите, как художники изобразили снег – на всех картинах он разного цвета и оттенков. От чего, по вашему мнению, зависит цвет снега?
(От окружающих предметов, от погоды, от времени суток, от освещения.)
Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства. Какое настроение вызывает у вас картина «Березовая аллея» Грабаря? Какая она?
(Волшебная, сказочная, яркая)
А что вы чувствуете, глядя на эту картину? Что видите?
(На слегка подтаявших сугробах виден четкий, уходящий вдаль след саней. По обочинам дороги стоят высокие, стройные березы. Их белые стволы красиво сочетаются со снегом. День выдался ясным, безоблачным. Небо яркое, высокое.)
Какое настроение вызывает у вас картина Сурикова «Зубовский бульвар зимою»?
(Грустное, печальное)
Что вам хочется рассказать, глядя на нее?
(Снежная, холодная зима. На фоне белого снега деревья без единого листика кажутся не живыми. Над ними нависает хмурое небо. На скамейке одиноко сидит грустный человек. Наверное, он вспоминает как тепло, весело и многолюдно было здесь летом.)
А какое настроение вызывает у вас картина Шишкина «На севере диком»? Какая она?
(Тревожная, холодная, мрачная).
Почему вы так решили? Что изображено на ней?
(На картине ночь. Все сковано морозом и погружено в глубокую мглу. Небо затянули низкие темные тучи. Лишь один лунный лучик освещает горный склон с одиноко стоящим деревом. Кажется, что ему одиноко и страшно на краю обрыва.)
Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как используя краски, можно передать настроение зимы. А зима в нашей огромной стране разная – радостная и грустная, тихая и спокойная.
А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
(Физкультминутка «Снег – снежок») :
Снег-снежок,
Снег-снежок
По дорожке стелится. (руки медленно вверх-вниз)
Снег-снежок,
Снег-снежок
Белая метелица. (руки вверх, плавно качают вправо-влево)
Снег-снежок,
Снег-снежок
Тает на ладошке. (поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку ладонями вверх)
Мы налепим снежков
Вместе поиграем. («лепят снежки»)
И друг в друга снежки
Весело бросаем. (резко выбрасывают поочередно руки вперед).
Ребята, не только художники в своих картинах передают настроение зимы. Его можно передать в музыке и поэзии. Композитор создает различные картины зимы при помощи звуков. Сейчас я включу вам волшебную музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года» «Декабрь» и предложу передать настроение, которое она в вас вызывает, с помощью танцевальных движений.
(Дети берут в руки султанчики и выполняют различные танцевальные движения).
Ребята, что вы себе представили, когда слушали и танцевали под эту музыку?
(Падает мягкий снег, кружатся снежинки, бежит по дороге тройка лошадей и звенит колокольчик).
Какая музыка по характеру?
(Просторная, широкая, веселая, радостная).
Давайте вспомним стихи о зиме.
(Дети читают стихи).
Ребята, зима – волшебница! Она околдовывает природу. Мы с вами сегодня увидели, как разные виды искусства передают ее настроение: художники – в красках, музыканты – в звуках, поэты в словах. Но за зимой придет весна со своими звуками и красками, Мы с вами тоже будем с ними знакомиться. А сейчас я хочу предложить вам побыть художниками и нарисовать зиму такой, какой видите ее только вы сами.
(Дети рисуют белой гуашью на голубой бумаге).