Ольга Горышина
Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
ТЕМА:
«Я и моя семья»
Воспитатель:
Горышина Ольга Сергеевна
Омск 2013г.
Цель: закрепить и упорядочить понятия детей о себе как о представителе определенного пола, определённой ветви «генеологичкского дерева», о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
1. Закрепить в представлении детей понятие о семье, родственных связях, своём статусе. (к., п., с., чхл.)
2. Закрепить умение классифицировать предметы, игрушки по гендерным признакам, способствовать развитию умений в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от их пола, по набору предметов делать умозаключения. (к., с., п.)
3. Закрепить представление детей о полоролевых обязанностях членов семьи. (к., с., п., х. т., б.)
4. Продолжать расширять и активизировать словарь детей понятиями : родословная, генеалогическое дерево, статус. Развивать инициативную речь во взаимодействии со взрослыми и детьми.
5. Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе, способствовать формированию позитивного отношения к себе и своим друзьям, воспитывать привычку бережно и внимательно относится к своей жизни и жизни окружающих людей.
6. Закрепить счёт в пределах 20.
Материалы и оборудование:
Макет «генеологичкского дерева» (дерева семьи, родословной, мяч, карточки с изображением возрастных этапов жизни человека, карточки с изображением предметов труда быта (изображённые точками, отображающих действия взрослого по гендерному признаку; графитный карандаш, цветные карандаши, крупный и мелкий конструктор, столик детский, посудка, семейные фотоальбомы, видеозапись – письмо.
Предварительная работа:
Совместное изготовление с детьми, родителями и педагогами макета «генеологичкского дерева». Дидактические игры на классификацию предметов, «Моя семья». Нравственно-этические беседы. Создание в группе предметно-развивающей среды с учетом гендерного воспитания: игровые зоны для мальчиков и девочек, подбор игрового оборудования, посуды с различными рисунками для мальчиков и девочек и т. д.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель приглашает детей собраться полукругом возле телевизора (дети садятся на стульчики) и говорит: - Ребята, вы когда – нибудь получали говорящее письмо? (Ответы детей). Я раньше тоже не получала, а сегодня к нам в детский сад пришло такое, хотите посмотреть? (ответы детей).
Воспитатель с детьми просматривает запись, на которой мальчик из сказочной страны рассказывает о том, что к ним приехали гости из-за океана, начали показывать фото своих семей, рассказывать о своих родственниках, а жители его страны не знают, что такое родственники, семья, зачем она нужна и вообще как сохранить информацию о своей семье.
Воспитатель: - Ребята, подскажите, как можно помочь жителям сказочной страны, чтобы они смогли раздобыть и сохранить информацию о своих родственниках, и составить свою родословную? (Нужно их научить составлять «дерево родословной»). Тогда, начнём? (Да) У нас есть уже готовое дерево, останется его только заполнить. А пока мы будем заполнять наше дерево, я поставлю камеру на запись, чтобы человечки потом посмотрели запись и всему научились (воспитатель делает вид, что включил камеру).
Воспитатель: - Ребята, а как же мы их будем учить, что будем каждого их родственника рисовать на этом дереве? (Нет, можно использовать схемы, по которым будет понятно, кого и куда следует поместить на дереве). Но поскольку мы с вами получили необычное письмо, и задача у нас непростая, то и приключения нас ждут нелёгкие. Для того чтобы составить «дерево родословной» нам надо будет раздобыть что?. (схемы) Правильно! Посмотрите, для нас есть уже готовые задания, выполняя которые мы сможет раздобыть заветные схемы. Итак, в путь!
Воспитатель: - Ребята, а вы сами знаете кто такие родственники? (ответы детей) А что такое семья? (ответы детей) Зачем людям знать историю своей семьи и как её можно сохранить? (ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы, знаете ответы на любые вопросы! Русский народ очень мудрый. Он веками подмечал всё, что происходит вокруг. Так появились и пословицы о семье. Знаете ли вы какие – нибудь? А может ещё и стихи о семье знаете?
Воспитатель: - Много вы чего знаете! Нам пора приступать к обучению Незнайки. Мы с вами будет играть и выполнять разные задания, так и будем учить Незнайку.
Задание 1. Игра “Знакомство”
Для начала нам нужно научить жителей сказочной страны определять свой статус, т. е. кем они являются в жизни. Для этого мы поведём игру «Знакомство» (дети и воспитатель становятся в круг, я буду бросать кому-то из вас мяч, называть своё имя, свой статус, вы мяч ловите и называете себя и кем вы являетесь в жизни. Я начну первой: - Меня зовут Ольга Сергеевна, я мама, дочь, тётя, жена. (затем воспитатель предаёт мяч другому ребёнку, он называет себя и так мяч двигается дальше, пока все дети не назовутся).
Воспитатель: - Отлично! Мы с заданием справились? (ответы детей)
Задание 2. Игра «Разбери предметы»
Воспитатель: - Ребята, как вы знаете, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Что это такое? (ответы детей). А их выполнять мамам и папам что помогает? Сейчас мы узнаем, что за помощники есть у наших родителей! На столах приготовлены листы, где спрятались какие – то предметы. Вам необходимо постараться в правильной последовательности соединить точки - вы получите изображение, и рассказать, для чего он нужен и кому помогает. Будьте внимательны! Давайте повторим, в какой последовательности цифры следуют друг за другом. (воспитатель спрашивает несколько детей) Вот молодцы! Справились с заданием!
Задание 3. Игра - физминутка «На водопой»
Звери шли на водопой. (Шагают)
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Хлопают в ладоши.)
Задание 4. Игра «Как живёт человек»
Воспитатель: - Ребята, мы подошли к следующему заданию. Здесь мы видим два конверта. (воспитатель их открывает) Вам необходимо расположить картинки с изображением людей по мере увеличения их возраста от самого младшего до самого старшего. Девочкам достаются картинки женского пола, а мальчикам – мужского. За выполнение этого задания дети получают две схемы (мальчики и девочки) В игре используются картинки с изображением младенца, ребёнка, подростка, взрослого человека и старика по двум полам.
Задание 5. Игра «Мастера»
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, здесь лежат какие-то игрушки. Давайте посмотрим, что с ними можно сделать? (перед детьми лежит конструктор и посудка) Дети должны разделиться на мальчиков и девочек, взять соответствующие игрушки: мальчики – конструктор и построить дом как строители, а девочки взять - посудку и накрыть стол как хозяйки.
Задание 6. Игра «Угадай имя»
Воспитатель: - Ребята, здесь снова нас ждёт конверт. (воспитатель открывает конверты и читает задание) Сейчас мы вспомним сказки, точнее как звали сказочных персонажей. Я буду вам читать первую половину имени героя, а ваша задача правильно назвать вторую его половину. Будьте внимательны, в каждой группе имён одно лишнее, вы должны его назвать и сказать почему. Задание снова выполняют мальчики отдельно от девочек. Итак, внимание!
Мальчики, вопросы для вас:
Кощей - (Бессмертный)
Мальчик - (с пальчик)
Братец - (Иванушка)
Иван - (Царевич)
Змей - (Горыныч) А теперь для вас, милые девочки:
Елена - (Прекрасная)
Сестрица - (Аленушка)
Василиса - (Премудрая)
Крошечка - (Хаврошечка)
Баба – (Яга)
Задание 7. Игра «Генеалогическое дерево»
Воспитатель: - Ребята, мы выполнили много разных заданий, а теперь подошли к самому главному. Перед собой что вы видите? Да, это дерево. А какое это дерево? Верно, генеалогическое. Нам необходимо его заполнить. Здесь нам помогут модели. (воспитатель показывает модели, обозначающие людей разного возраста и пола. пр. : девочка (дочь, юноша, папа, бабушка и пр.) Дети располагают модели на дереве, объясняя свой выбор.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята. Наше дерево заполнилось разными схемами. Давайте посмотрим, всё ли мы правильно распределили, а то человечки из сказочного города научатся неправильно составлять родословную и не смогут сохранить историю своей семьи. (дети вместе с воспитателем делают анализ проделанной работы, исправляют ошибки, если они есть) а теперь мы можем отправлять это дерево и запись нашей работы сказочным человечкам, чтобы они смогли научиться также составлять своё семейное дерево? (ответы детей) Ребята, а вы сами хотите попробовать составить своё генеалогическое дерево? На столах вы видите свои семейные альбомы. Возьмите их и попробуйте распределить фото с вашими родственниками на макете генеалогического дерева. Дети выполняют задание, а желающие рассказывают о соей работе.
Заходит почтальон, проводит рефлексию, забирает посылку для Незнайки и уходит.
Ребята, а вам самим понравилось то, что мы сегодня делали? А чем мы занимались? (ответы детей) Хорошо! Спасибо вам большое за помощь! Надеюсь, человечкам наши знания очень помогут.
Пословицы о семье.
Семья — опора счастья.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Где любовь и совет, там и горя нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Слава сына — отцу отрада.
На что и клад, когда в семье лад.
Дочерьми красуются, а сыновьями в почёте живут.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Для внука дедушка - ум, а бабушка - душа.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Материнская ласка конца не знает.
Материнский гнев, что весенний снег: много его выпадает, да скоро растает.