Елена Панова
«Землетрясение». Конспект ООД по ОБЖ в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности по ОБЖ
«Землетрясение»
(подготовительная группа)
Цель: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Задачи:
Обучающие:
• Дать детям представление о таком явлении природы как землетрясение;
• Закреплять правила безопасного поведения в чрезвычайной ситуации;
• Формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природными явлениями;
• Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря: экстремальные ситуации, сейсмические волны, сейсмологи, сейсмограф, земная кора.
Развивающие:
• Развивать аналитическое мышление в процессе исследовательской деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать смелость, находчивость.
Материалы и оборудование к занятию:
Рисунок – схема «Земля в разрезе», салфетки, тазик с водой, камушек, Презентация: прибор – сейсмограф, о правилах безопасности во время землетрясения; схематическое изображением комнаты для каждого ребенка, фигурки человечков, красные кружки; развивающий мультфильм «Правила поведения при землетрясении»; видеофильм «Работа сейсмографа».
Предварительная работа:
беседы: «Что мы должны знать о буре и урагане», «Опасные ситуации», «Осторожно, гроза!» ; чтение «Гроза» (А. Барто, просмотр развивающего мультфильма «Спасик и его друзья – правила поведения на природе»; пословицы, народные приметы; дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Можно-нельзя», «Чем опасно? Расскажи правило!»; загадки-добавлялки и стихи-напоминалки «Экстремальные ситуации».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Дети, в каком городе мы живем?
- А вы знаете, что он находится в сейсмоопасной зоне, где могут происходить землетрясения, и об этом мы сегодня поговорим.
Назовите, какие опасные ситуации вы знаете? (дети называют)
- Это всё опасные ситуации, их ещё называют экстремальными.
-Давайте посмотрим на экран, правильно ли вы назвали.
Слайды 1-5.(1- пожар, 2- наводнение, 3- авария, 4- взрыв, 5- нападение преступников)
- Так какие же это ситуации? (экстремальные)
-Экстремальные ситуации всегда угрожают здоровью и жизни людей и наносят вред природе.
Послушайте рассказ.
- Земля вздрогнула: её первая судорога длилась почти десять секунд. Треск и скрип оконных рам, звон стёкол, грохот падающих лестниц, разбудили спящих. Как бумажный разрывался потолок. В темноте всё качалось и падало. Земля глухо гудела.
- Вы прослушали рассказ. О каком явлении природы в нём говорится? (о землетрясении).
- Давайте вместе с вами узнаем, что такое землетрясение и отчего оно происходит. Посмотрите на это изображение.
Слайд 6 (Рисунок – схема «Земля в разрезе»).
Наша планета состоит из ядра, мантии и земной коры. Земная кора – это самая верхняя оболочка Земли. Ниже земной коры находится мантия. В ней много растворов, газов, расплавов. Земная кора представляет собой не сплошную корку, наподобие яичной скорлупы, а состоит из огромных плит. Температура в мантии очень высокая, поэтому иногда происходит взрыв и плиты земной коры начинают двигаться. Эти сильные толчки, удары внутри и вызывают сотрясение земли – землетрясение. Место, где зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения. Толчки в этом месте самые сильные. От очага землетрясения, как от камня, брошенного в воду, во все стороны бегут волны. Эти волны называют сейсмическими.
- Из чего состоит наша планета? (предложить показать)
- Как называется самая верхняя оболочка Земли?
- Что такое землетрясение?
- Как называется место, где зарождается землетрясение?
- Как называются волны, которые бегут вот очага землетрясения?
- Чтобы вам было понятно, как происходят сейсмические волны, мы проведем опыт с водой.
Опыт с водой.
Представьте, что камушек это взрыв внутри Земли, от того места, куда мы бросили камушек, расходятся волны. Ближе к камушку волны какие? (маленькие, но очень сильные).
- Что происходит дальше? (волны ослабевают).
- Таким образом, сейсмические волны в очаге землетрясения сильнее. А чем дальше – ослабевает.
Опыт с салфетками.
-Когда происходят сейсмические волны, посмотрим, что происходит с корой Земли.
- Проведем ещё один опыт. Перед вами лежат салфетки. Представьте, что это земная кора и на неё с двух сторон воздействуют силы землетрясения. Положите руки по краям салфетки. Сдвигайте ладони вместе с салфеткой к середине.
- Что происходит?
- На поверхности видны складки. Вот так и земная кора меняет свою форму. Представьте, что на этой салфетке стояли бы дома, машины, линии электропередач.
-Что произошло бы с ними?
- К сожалению, люди пока не научились бороться с этим явлением природы, не могут его предотвратить. Но предсказать, предупредить о надвигающейся опасности могут. С этой целью за нашей планетой днём и ночью ведутся наблюдения. Таких учёных называют сейсмологи. А помогают учёным – сейсмологам специальные приборы – сейсмографы. Они принимают и записывают все колебания в земной коре. Посмотрим на такой прибор – сейсмограф, и разберем, как он работает.
Слайд 7.
Показ прибора – сейсмографа.
Слайд 8 (видео).
- Когда Земля находится в состоянии покоя, прибор рисует ровную линию. Но как только происходят толчки, колебания в земной коре, прибор тут же начинает их записывать.
- Какие ученые ведут наблюдение за планетой и могут предупредить о землетрясении?
- Как называется прибор, который принимает и записывает колебания в земной коре?
Но не всегда удаётся предсказать время и силу будущего землетрясения и тогда, если землетрясение сильное погибает много людей. Но этого можно избежать, если знать, как правильно себя вести во время землетрясения.
- Расскажите о правилах безопасного поведения на улице?
- Посмотрим развивающий мультфильм о правилах поведения при землетрясении.
Слайд 9 - развивающий мультфильм «Правила поведения при землетрясении»
Давайте уточним, какие правила надо соблюдать при землетрясении.
(ответы детей)
1. Не поддаваться панике и отойти на открытое место.
2. Передвигаться по открытому пространству, дальше от зданий, деревьев, оборванных проводов.
3. Защититься от падающих обломков, стёкол, тяжёлых предметов.
4. Нельзя заходить в дома, продолжать движение в транспорте.
5. Не прячьтесь в подвалах, подземных переходах, так как если их сверху завалит разрушенными зданиями, вы окажетесь в подземной ловушке, и помощь может не успеть.
6. Держитесь подальше от окон — разбившееся стекло может поранить.
7. Нельзя пользоваться лифтом при землетрясении — он может оборваться и упасть, либо застрять, тогда есть опасность задохнуться в нем.
8. Нельзя пользоваться спичками, свечами, зажигалками — может произойти взрыв, так как при землетрясении часто повреждаются газовые трубы и газ выходит наружу.
- А теперь вставайте, мы с вами поиграем в игру (с мячом).
Динамическая пауза: игра «Лови, бросай, сразу отвечай»
землетрясение застало вас на улице, назовите ваши действия:
• Отключить газ, электроэнергию, огонь.
• Дойти до безопасного места.
• Защитить голову от падающих предметов.
• Не пользоваться лифтом.
• Не прятаться.
• Успокоиться самим и успокоить других, не паниковать.
• Не пытаться покинуть здание до окончания подземных толчков.
• Не стоять возле окон, зеркал.
• Не стоять под мостом, козырьками домов, электропроводами.
• Не возвращаться в дом, пока землетрясение не закончится.
• Выйти из машины, если ты в ней находился.
Но ведь вы можете во время землетрясения находиться не только на улице, но и в помещении. Как поступать в таких случаях, мы сейчас выясним.
Работа за столами.
- Что изображено на рисунке?
- У вас у каждого на столе рисунок квартиры. Необходимо человечков расставить в безопасные места, а красными кружочками отметить места в квартире, где опасно находиться во время землетрясения.
Самостоятельная деятельность детей.
Анализ работы. Предложить детям поднять схемы и посмотреть друг у друга правильно ли они расположили человечков.
Слайд – 10
Влетает Карлсон.
- Здравствуйте, ребята. Что я пережил недавно. Просто ужас.
Воспитатель: - Карлсон, что тебя так напугало?
Слайд – 11.
Карлсон: - Я пережил землетрясение. Я так испугался. Сначала я спрятался в шкафу, но его так затрясло.
Воспитатель: - Подскажите Карлсону, можно прятаться в шкафу? Рядом с ним? Почему?
- Что же ты потом делал?
Слайд – 12.
Карлсон: - Я сел у окна.
Воспитатель: Правильно ли поступил Карлсон? Объясните, почему?
Слайд -13.
Карлсон: - Я сел под книжную полку, чтобы на меня не упал потолок.
Воспитатель: - Карлсон, да ты совершено не знаешь как себя правильно вести во время землетрясения. А вот ребята у нас знают и ничего не боятся. Они очень хорошо знают правила безопасности во время землетрясения и могут тебя научить.
Слайд -14.
Карлсон: - Научите меня, ребята, пожалуйста.
Воспитатель: - Давайте прочитаем Карлсону стихи о правилах безопасности во время землетрясения.
1 ребенок: Бывают разрушительны природные явления
И самым разрушительным слывет землетрясение.
Всё описать не хватит слов, весь город перекошенный,
Тут обрушение домов и транспорт покорёженный.
2 ребенок: Внутри толчок тебя застал, и путь отрезан ежели,
Держись подальше от зеркал, от окон, печки, мебели.
В дверном проёме встать спеши, не паникуй, и не робей,
Утихнут только лишь толчки, беги из дома поскорей.
3 ребенок: Сарай, конюшню бы открыть, на волю живность отпустить.
А сам туда, в простор и ширь, на площадь, улицу, пустырь.
Подальше от больших домов, электролиний и столбов,
Где поле и равнина сплошь, лишь там спасение найдёшь.
Слайд – 15.
Карлсон: - Теперь и я знаю как правильно вести себя во время землетрясения и не буду больше бояться. Спасибо вам, ребята, за то, что научили меня правилам безопасности. А сейчас мне пора возвращаться. До свидания.
Воспитатель: Сегодня вы узнали много нового и полезного.
- Что нового узнали? (ответы детей)