Наталья Пташинская
Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы «Наша Малая Родина — Югра»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы ДО.
Тема: «Наша Малая Родина – Югра»
Цель: Расширять знания детей о природе родного края, коренном населении Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра. Продолжать знакомить с народными орнаментами ханты и манси.
Задачи:
Обучающая: расширить представления детей о родном крае, воспитывать любовь к Малой Родине.
Публикация «Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы „Наша Малая Родина — Югра“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, художественное восприятие и воображение детей.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма;
воспитывать бережное отношение к природе; уважение и интерес к жизни и традициям коренных народов севера.
Словарь: Малая Родина, коренное население, орнамент, нарты, каюр, чум.
Материалы и оборудование: проектор, экран музыка народов ханты, презентация, выставочный стенд;
Раздаточный материал: доски для творчества, клейстер, губки, трафареты, салфетки, модель варежки.
Атрибуты: кисы, бурки, предметы, расшитые бисером, маски оленей (3шт.).
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и слайдов о жизни и быте коренных народов, чтение хантыйских народных сказок, прослушивание мелодий на народных инструментах, разучивание игры "Олень и каюр".
Сюрпризный момент: фотографии свои нам передали ханты.
Ход НОД:
- В какой стране мы с вами живем? (Россия.) (Слайд карты)
- Россия - это самая большая в мире страна. Прекрасна наша Россия, но у каждого из нас есть место, тот уголок земли, где живут наши родные, друзья. Зовется это место – Малая Родина. Мы сегодня будем говорить о нашей Малой Родине - Ханты-Мансийском автономном округе – Югра.
- Кто знает название столицы нашего округа? (город Ханты – Мансийск)
(Слайд карты ХМАО – Югры)
Природа Ханты-Мансийского округа богата сосновыми лесами, болотами, заливными лугами.
Территорию нашего округа в основном занимает тайга. Если летишь на вертолете, то внизу видится «зеленое море тайги». (Слайд)
- Ребята, какие деревья растут в наших лесах? (Здесь растёт сосна, кедр, ель, пихта, лиственница)
-Эти деревья как можно одним словом назвать? (Хвойные) (Слайд)
-Какие кустарники и кустарнички произрастают в наших лесах? (кустарники багульник, смородина; ягодные кустарнички черники, голубики, брусники) (Слайд)
- Лес – это дом для животного мира. Пожалуйста, назовите, каких диких зверей лесов нашего округа вы знаете. (Медведь, лиса, волк, рысь) (Слайд)
- Какие дикие птицы водятся в наших лесах? (Тетерев, куропатка, глухарь, дятел.) (Слайд)
- Дети, вы хорошо знаете животный мир наших лесов. Молодцы!
- Ребята, как вы думаете, почему наш округ называется Ханты – Мансийским?
(Коренное население ханты и манси.)
- Да, верно. Самыми древними людьми, проживавшими на этих землях, или, как мы их называем – коренными жителями, являются ханты и манси. Коренные жители- это люди, родившиеся на этой земле. Ханты и манси- это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. (Слайд)
- В древности народы ханты и манси называли обские угры. УГ – это река, РА – народ, что означает люди, живущие на реке. И землю, где они жили стали называть Угрой. Позже эту территорию переименовали в более звучное, красивое название Югра. И теперь наш Ханты-Мансийский округ называется Югра.
Ханты и манси – народы очень трудолюбивые, очень любят свой край и занимаются промыслами.
-Как вы думаете, какими промыслами они занимаются? Чтобы узнать ответ, ребята, я вам предлагаю отгадать загадку:
От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это - …северный олень.
Важным промыслом для ханты и манси является оленеводство. Люди приручили оленей, заботятся о них. Олени – это самый главный помощник коренных народов.
- Что вы можете рассказать об оленях. (Олени очень красивые, гордые и выносливые.)
Их используют как транспорт. Для этого их запрягают в сани (нарты). В упряжку запрягают сразу несколько оленей. Олень может долго бежать и не устает. Его тонкие ноги не проваливаются в снег из-за широкого раздвоенного копыта. Мех оленя используют для пошива одежды, из него строят дома – чумы.
- Кто же управляет оленьей упряжкой? (Каюр)
- Ребята, я вам предлагаю поиграть в оленей и каюров. Мы отправляемся в путешествие по бескрайним просторам земли ханты и манси.
(Надеваются маски оленей, за упряжки берется каюр. Дети делают условный круг по залу под национальную музыку, садятся.)
-Кто знает, какой еще вид промысла у хантов и манси? (Охота.)
- Народы ханты и манси издревле занимались охотой. (Слайд)
- На кого и для чего они охотятся? (На дичь, чтобы прокормиться, на пушных зверей, для пошива теплых вещей.)
- Почему ханты и манси шьют одежду из меха? (Суровая, холодная зима. А мех теплый.)
- Молодцы!
-Кто знает, какая большая река протекает у нас в округе? (Обь)
- А еще, каким промыслом занимаются коренные народы? (Рыболовством.) (Слайд)
- Каких рыб, обитающих в реках и озерах нашего края, вы знаете? (муксун, щука, окунь, лещ, угрь) (Слайд)
- При помощи чего люди ловят рыбу? (Сетями, провязами.)
- Правильно. Молодцы!
-Кто знает, какой еще вид промысла у хантов и манси? (Собирательство.)
-Что собирает коренное население нашего края? (Грибы и ягоды)
-Какие грибы вы знаете и видели? (Подберезовик, подосиновик, моховик, мухомор)
-Ребята, а кроме коренного населения на нашей Малой Родине живут еще люди? (Да)
-Чем они занимаются? (нефтяники, газовики, учителя, врачи,.)
-Отличается их быт и образ жизни от коренного населения? (Да)
-Давайте сравним. Мужчины у хантов и манси занимаются рыбалкой и охотой, а женщины ведут хозяйство, воспитывают детей. Женщины настоящие рукодельницы. Выделывают шкуры, шьют одежду, обувь, изготавливаем предметы быта. Остальное население ходит на работу, в школу, детский сад и одежду и продукты покупает в магазине. У народов ханты и манси свои национальные костюмы из меха, шкуры оленей. Малицы, кисы, бурки очень теплые. Все изделия они украшают бисером, лоскутками ткани, различными, причудливыми орнаментами. А знаете ли вы, что такое орнамент? (Это узор для одежды.)
Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми, оригинальными.
Посмотрите, ребята, какие красивые узоры и как интересно они называются – оленьи рога, заячьи ушки, лисья лапа, изображение медведя, птиц. (Слайд.)
–Хантыйские узоры
Красивы и просты.
Вглядись, дружок и скоро
Поймешь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб.
Народы ханты и манси знамениты не только своими промыслами, но и своим творчеством.
«Солнце»- это еще один хантыйский орнамент. Народами ханты и манси солнце воспринимается как надежный источник тепла, света. Пока есть солнце, есть жизнь.
(Приглашаю за столы.)
- Ребята, сейчас я предлагаю украсить рукавички хантыйским орнаментом. Усаживайтесь за столы. Мы будем делать аппликацию. Перед вами трафареты с орнаментом «солнце». Накладываем трафарет на рукавицу, губкой набираем клей, и через трафарет, нанесем клей на рукавицу на прорези узора. Затем, осторожно снимаем трафарет и кладем на разнос. Берем из чашки манную крупу и посыпаем на места, намазанные клеем. Остатки крупы осторожно ссыпаем на разнос.
Самостоятельная работа детей.
Рассматривание работ детьми.
Подведение итога:
-С чем вы познакомились сегодня?
-Что больше запомнилось?
Рефлексия: Кто справился со всеми заданиями, и если, вам было интересно возьмите солнце; у кого возникли затруднения – покажите солнышко за тучкой.
Воспитатель:
– Ребята, я вам предлагаю сделать выставку для мам и пап. Давайте прикрепим к стенду рукавички.