Наталья Баер
Конспект НОД «Знакомство с хохломой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с хохломой»
Тема. «Знакомство с хохломой. Работа в парах, составление узора для украшения ложки, тарелки»
Цели. Познакомить детей с одним из видов народных художественных промыслов – хохломой; подробно рассказать о хохломской росписи, об истории ее появления; научить детей составлять из элементов хохломской росписи композицию; воспитывать у детей интерес и любовь к народному искусству; развивать детскую фантазию и умение работать в парах с краской в процессе творчества.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с хохломой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Оборудование. Выставка изделий из хохломы; иллюстрации, таблицы; вазочки и тарелочки, шаблоны ложки и тарелочки из желтого картона, гуашь зеленого, желтого и красного цветов, емкости с водой, кисти.
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия
3. Актуализация новых знаний, погружение в занятие
-беседа: «Хохлома-центр народного художественного промысла». (рассказ сопровождается показом презентации)
4. Техника исполнения элементов Хохломы
- показ воспитателем приемов хохломского письма
-цветовая гамма хохломской росписи
5. Творческая работа детей
- роспись изделия (ложки и тарелочки)
-физминутка
6. Проверка воспитателем выполненных работ.
-самооценка качества выполнения росписи изделия.
7. Подведение итогов занятия
8. Уборка рабочего места
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей занятия
Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
Вот посмотрите!
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварёшке.
Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета: чёрный, красный, золотой.
Вот посуда для кашки – окрошки, чудо – блюдо, чашки да ложки.
Вся посуда хороша, так и радуется душа!
Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
Гости дорогие, подходите, поглядите,
Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,
Для красы и для души!
Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши!
Воспитатель. Ребята! Перед вами изделия одного из видов народных промыслов. По какому материалу выполнена эта роспись?
Дети. По дереву.
ВОСП. : Да, ребята, вы правы. Все предметы, украшенные этой росписью, сделаны из дерева. А какие это предметы?
Дети: Посуда.
ВОСП. : Может быть, кто-то из вас знает, как называется эта роспись?
Дети. : Хохломская роспись.
ВОСП. : Правильно. Сегодня вы познакомитесь с этим видом народного художественного промысла и даже научитесь украшать хохломской росписью готовые изделия – например ложки и тарелочки, которые я вам приготовила.
3. Знакомство с росписью (просмотр презентации)
ВОСП. : Посмотрите внимательно и сравните хохломские изделия с другими предметами. Чем они различаются?
ДЕТИ: Цветом, красками и элементами узора.
ВОСП. : Правильно. Хохломская роспись различается цветовой гаммой и элементами узора. Какими цветами выполнен узор на хохломских изделиях?
ДЕТИ: Золотым, желтым, красным, черным и зеленым.
ВОСП. : Какие цвета взяли народные мастера за основу?
ДЕТИ: Черный, красный и золотой.
ВОСП. : Хохломские изделия проходят специальную обработку, после которой все цвета на черном фоне кажутся яркими.
Дети самостоятельно разбирают изделия. Пока дети работают, воспитатель ходит по группе и помогает советом тем, кому это необходимо.
– Ha прошлых занятиях мы с вами учились рисовать элементы растительного узора. Посмотрите, какие из них вы видите на хохломских изделиях?
ДЕТИ: травку, кустики, завитки, ягодки, гроздья.
ВОСП. : Откуда народные мастера берут эти элементы узора?
ДЕТИ: Списывают с деревьев, цветов, трав.
ВОСП. : Это так называемый растительный орнамент.
ВОСП. : Какой тип орнамента применяют хохломские мастера?
ДЕТИ: Растительный.
ВОСП. : Что является основой растительного хохломского узора?
ДЕТИ: Извивающийся стебель.
ВОСП. : Правильно. Народные мастера называют его «криуль». Значит, весь узор вы будете составлять вокруг этого стебля. На нем располагаются главные элементы узора – ягоды. Затем рисуем листики. После выполнения ягод и листиков по обе стороны криуля мастер располагает осочки и завитки, травинки, усики и капельки. Красный, черный и золотой цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание.
4. По ходу рассказа воспитатель знакомит детей с этапами выполнения узоров.
Физкультминутка.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
5. Самостоятельная творческая работа
ВОСП. : А теперь – внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете учиться росписи предметов. Представьте, что вы находитесь в цехе хохломской росписи, что вы мастера, которые должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор. Этим узором вы должны украсить изделие. Только сперва вспомним, как нужно правильно рисовать детали.
ВОСП. : Приступайте к работе.
Звучит музыка. Дети работают самостоятельно. При необходимости воспитатель помогает деткам, испытывающим затруднения.
Пальчиковая гимнастика
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
6. Итог работы
ВОСП. : Молодцы! Закончили свою работу. Пока подсыхает краска, вспомним еще раз: с каким народным промыслом вы сегодня познакомились?
ДЕТИ: С хохломской росписью.
ВОСП. : Какой тип орнамента применяют мастера?
ДЕТИ: Растительный.
ВОСП. : Как называется изгибающийся стебель, вокруг которого рисуют элементы узора?
ДЕТИ: Криуль.
ВОСП. : А теперь давайте рассмотрим, что же у вас получилось.
7. Молодцы, ребята! По работам видно, что все вы очень старались. Поэтому за лучшие работы я присваиваю звание «народный мастер» следующим ребятам.
8. Всем спасибо! Не забудьте убрать свое рабочее место.
Список используемой литературы:
1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
2. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.
3. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.
4. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
5. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
6. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
8. Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 1998.
9. Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. Пермь. Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002.
10. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.