НИНА РОЩИНА
Конспект НОД «Земля — живая планета» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Земля – живая планета»
подготовительная к школе группа
Цель. Формирование целостного представления о нашей планете Земля.
Задачи: Уточнить представление о Солнечной системе, обобщить знания детей о животных различных экологических ниш Земли, об экологических проблемах, возникающих по вине человека;
развивать память, внимание, связную речь
Публикация «Конспект НОД „Земля — живая планета“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Предварительная работа: Беседа о животных, чтение рассказов о животных разных экологических ниш, рассматривание иллюстраций с животными.
Оборудование:
Ноутбук, экран, слайды экологических ниш Земли,
макет Солнечной системы, глобус, одежда для марсианина, музыкальное сопровождение (песня про белых медведей, мелодия «Зодиак», самолетик, телеграмма, карта, фигурки животных.
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в космическое путешествие к планетам солнечной системы и поговорим о нашей планете Земля.
Ребята отгадайте загадку:
Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает.
Дети: Солнце.
Что такое Солнце?
Дети:
Это огромный раскаленный шар, к нему невозможно приблизиться, он все сжигает.
Воспитатель:
Посмотрите на макет Солнечной системы. Солнечная система состоит из Солнца и небесных тел, обращающихся вокруг него, это 9 планет с их спутниками, а также астероиды, кометы и метеориты.
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними Юпитер, их всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
Обратите внимание, как по-разному удалены от Солнца планеты.
На Меркурии и Венере намного жарче, чем на Земле. Ребята, а как вы думаете, почему?
Дети: Потому что находятся рядом с Солнцем и на них попадает больше солнечного тепла.
Воспитатель: Как расположен Марс и Юпитер?
Дети: Далеко от Солнца и получают мало солнечного тепла. На этих планетах очень холодно.
Воспитатель: А какие, планеты получают меньше тепла?
Дети: Уран, Нептун, Плутон.
Воспитатель: А где находится планета Земля?
Дети: Эта планета находится на таком расстоянии от Солнца, что на ней достаточно тепла и нет невыносимой жары. На планете может быть холодно, но не так, как на других планетах.
Воспитатель: Какая она по счету от Солнца? (3)
Стук в дверь.
(Почтальон принес телеграмму).
Воспитатель:
- Ребята, что это? А это телеграмма к нам пришла: неизвестное существо прилетело на НЛО, хотят посетить детский сад, просит помочь ему устроится на Земле.
Поможем?
Звучит мелодия «Зодиак»
Воспитатель: (Приходит гость) Здравствуйте! Ты кто такой?
Марсианин: Я марсианин, прилетел с планеты Марс. На нашей планете очень холодно, нет воздуха и воды жить совсем невозможно, поэтому я решил переселиться на какую-нибудь другую планету.
-А как называется ваша планета?
Дети: Земля.
Марсианин: А вы кто такие?
Дети: Земляне.
Марсианин: Это живая планета?
Дети: Да, на ней живут растения, животные и много людей. Для животных и людей здесь есть все условия для жизни: есть воздух, им можно дышать, есть пресная вода ее можно пить, есть, чем питаться, не так жарко и не так холодно.
Воспитатель: А давайте мы с вами расскажем инопланетянину о нашей планете, познакомим с животными, которые живут на Земле? Согласны?
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
На ноге стоит одной,
Кружит – вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
Глобус – это модель Земли (воспитатель демонстрирует глобус)
Дети, наша Земля очень красива! Об этом говорили космонавты, которые видели ее из космоса в иллюминаторы космического корабля, посмотрите на слайд.
Такой сверкающий голубой шар. Ребята, объясните инопланетянину, почему голубой?
Дети: Голубой, потому что большая часть планеты занята океанами и морями. (Показывает воспитатель)
Воспитатель: Белый цвет на глобусе это что, ребята?
Дети – это снег и лед.
Воспитатель: Да, это Антарктида и Арктика.
Воспитатель: Коричневый цвет что это?
Дети – это горы.
Воспитатель: Желтый это…
Дети: Пустыни.
Воспитатель: Зеленый
Дети: Равнины, леса.
Воспитатель: На нашей планете живут разные люди и, чтобы не было войны, они должны жить мирно, любить друг друга. Дети нашего детского сада дружелюбные.
Марсианин: Да, когда я кружил над Землей в летающей тарелке, то слышал, как вы играете в игру, в которой есть слова, что вы любите друг друга. Покажите эту игру.
Игра «Дрозд».
Дети распределяются по парам. Игра сопровождается текстом: «Я — дрозд, ты — дрозд, у меня — нос, у тебя — нос (каждый указывает сначала на свой нос, затем на нос партнера, у меня — гладкие, у тебя — гладкие (указываются щеки, у меня — сладкие, у тебя — сладкие (указываются губы, я — твой друг и ты — мой друг. Мы любим друг друга!» Все обнимаются. Затем пары меняются.
Воспитатель: А сейчас сядем на самолет и облетим всю Землю и выясним кто, как живет, а затем марсианин сам себе выберет место для жизни. Ребята, пристегните ремни, приготовились, полетели. (Ребенок, держа в руках самолет, облетает глобус.
Внимание! Внимание! Начнём наше путешествие с самой крайней точки Земли Наш самолет держит путь в Арктику.
(Музыка «Где-то на белом свете»)
. Прикрепляет на глобус картинку самолёта.
Слайд №2
Воспитатель: Где мы находимся?
Дети: В Арктике.
Воспитатель: - А как ещё называют эту природную зону?
Дети: Царство льда и снега.
Воспитатель: Почему она получила такое название?
Дети: Вечная мерзлота, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние, 6 месяцев – ночь, 6 месяцев – день, люди там постоянно не живут.
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5
-
- Как приспособились животные к суровому климату Арктики?
Дети: Густой мех, толстый слой жира.
Слайд № 6
Воспитатель: А кто скажет, что такое заповедник?
Ответы детей (заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные).
Воспитатель: – Куда вносят наиболее охраняемых животных и растений, которые могут исчезнуть?
Дети: В Красную Книгу.
Воспитатель: - Почему она красного цвета?
Дети: Красный цвет знак тревоги и опасности. Книгу так назвали, чтобы привлечь внимание людей и остановить их.
Воспитатель:– А теперь давайте посмотрим несколько слайдов об арктической пустыне.
Слайды № 7
Рассказ детей о белых медведях)
Слайд № 8
Рассказ детей о ките
Воспитатель: – Итак, наше «путешествие» продолжается. А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после, того, как прослушаете следующие стихотворные строки.
«Белый мох на скале, а в расщелине лед. Старый снег залежался, не тает».
– Что это за природная зона?
Дети: Тундра.
Воспитатель: - Что указывает на то, что это тундра?
Слайд № 9
Дети: Очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти нее греет землю, много болот.
Слайд № 10.
Воспитатель: - Как приспособились животные и растения к климатическим условиям?
Дети: Олень копытами разгребает снег и достаёт мох-ягель, олени помогают песцам и куропаткам найти себе корм, волки преследуют стада оленей. У них густой мех и густое оперение, растения невысокие, растут близко к земле. Так они спасаются от холодного ветра.
- А какие экологические проблемы есть в этом краю?
Слайд № 11
Воспитатель: Отправляемся путешествовать дальше.
«Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица?»
- Кто догадался, где мы находимся?
Дети: В зоне лесов.
Слайд № 18
Воспитатель: Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, это лес.
- Какое значение для человека и животных имеет лес?
Дети: Дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ.
Воспитатель: Назовите экологические проблемы леса.
Дети: Пожары, вырубка лесов.
Воспитатель: – А какие правила поведения должен соблюдать человек в лесу?
Ответы детей.
Слайд № 12
-
Слайд №13
Рассказ детей о буром медведе.
Слайд № 14
Рассказ детей о зайце.
Воспитатель: Как помогает зайцу выжить маскировочная окраска шерсти?
Ответы детей.
Дети: А еще заяц может петлять, следы путать, задними ногами сильно отбиваться. Летом заяц ест траву, листья, молодые побеги, зимой – грызет кору деревьев да ветки с кустов. Особенно любит заяц осину.
Слайд №15
Воспитатель: – Как связаны между собой осина, заяц, волк?
Дети: Цепочкой питания.
Слайд № 16
Слайд № 17
Слайд № 18
Слайд № 19
Воспитатель: Степь – обширное безлесое пространство, покрытое травянистой растительностью. Большая часть Краснодарского края - степь. Кубань моя – степная дочь России.
Слайд № 20
Воспитатель: Сейчас степь распахана, растет пшеница, подсолнечник. сахарная свекла.
Слайд № 21
- Воспитатель: Из-за отсутствия растительности преобладают низкорослые животные в основном грызуны, много насекомых.
Отправляемся дальше. Куда ни глянь – один песок и небо, ярко светит солнце. Как называется эта природная зона?
Дети: Пустыня.
Слайд № 22
Слайд № 23
Воспитатель: Как приспособились растения к жизни в пустыне?
Дети: У растений вместо листьев колючки, мелкие листья, длинные корни.
- Почему в пустыне редко встречаются растения?
Дети: Мало воды.
Слайд № 24
Воспитатель:- Где скрываются животные от жары?
Дети: В норах, в тени камней.
Слайд № 25
Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрим на горы. Кто из вас видел горы? У подножья гор какая температура летом? Будем забираться на гору. Какой лес мы сначала встретим?
Дети: Лиственный.
Воспитатель: А затем?
Дети: Смешанный.
Воспитатель: Да, и хвойные деревья и лиственные. Еще выше поднимемся на гору. Какой лес у нас на пути?
Дети: Хвойный.
Воспитатель: Далее тундра. А на самой вершине горы, что мы увидим?
Дети: Снег, ледники, потому что там холодно.
Воспитатель:- Вот и закончилось наше путешествие, много интересного мы поведали.
– Молодцы ребята! Понравилось вам путешествовать? Спасибо!
- У нас осталось с вами еще одно задание, в котором мы подведем итог нашего путешествия. Подойдите к столу. Здесь лежат картинки животных природных зон. Вы в выбранную природную зону помещаете, те животные, которые им соответствуют.
Воспитатель: Земля - единственная Планета в Солнечной системе, где есть все условия для жизни людей, животных, растений. Такой жизни нет ни на одной другой планете.
Земля самая прекрасная планета. Мы все должны любить и беречь ее.
За что вы любите Землю?
Дети: За красоту природы.
Воспитатель: Что нам дает природа?
Дети: Она нас кормит, поит, одевает
Слайд № 26
Вертится, крутится шар голубой –
Это Земля, где живем мы с тобой!
Синее - реки, моря, океаны.
Горы, равнины, густые туманы.
Ну, а зеленый - луга и поля!
Пестрая наша планета - Земля!
Белые шапки на полюсе - льдины,
В желтый окрашены зноя пустыни.
Выглядит хрупкой, маленькой крошкой,
И у тебя поместилась в ладошках!
(стихи Людмилы Гаврилиной)
Воспитатель: Ребята, молодцы, вы правильно расселили животных.
Пришелец: Спасибо вам, Ваша Земля прекрасна! И я рад буду здесь остаться! Воспитатель: Марсианин, а где ты хочешь поселиться?
Марсианин: В Краснодарском крае в г. Тимашевске.
Воспитатель: Почему?
Марсианин: Здесь тепло и красиво, много садов.
ь активизировать словарный запас детей;
воспитывать любовь к своей планете, экологическое сознание; Предварительная работа: Беседа о животных, чтение рассказов о животных разных экологических ниш, рассматривание иллюстраций с животными.