Виолетта Казмалы
«Друзья идут на помощь». Конспект НОД в средней группе с использованием современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые развивающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология моделирования, здоровьесберегающая технология (физминутки).
Друзья идут на помощь.
Цель: развитие логического мышления дошкольников на основе использования специально созданных игровых ситуаций.
Задачи:
1. Развивать алгоритмическую культуру мышления.
2. Развивать способность кодировать и декодировать информацию на основе анализа и синтеза свойств предметов.
Публикация «„Друзья идут на помощь“, Конспект НОД в средней группе с использованием современных образовательных технологий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
3. Формировать умения планировать свою деятельность и предвидеть результат своих действий.
4. Воспитывать инициативность, самостоятельность при достижении поставленной цели.
Предварительная работа: прогулка к попугаям в кабинет экологии, выбор подарка попугаям, чтение отрывка из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», образовательные ситуации «Как Буратино нашел друзей», «Волшебные слова», беседы о дружбе.
Материалы и оборудование: блоки Дьенеша на каждого ребенка, схемы к блокам; палочки Кюизенера на каждого ребенка, схемы к палочкам, кубики Никитина «Сложи узор», схемы к кубикам; интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация к занятию со звуковыми и визуальными эффектами, коврограф (В. В. Воскобович) со схемами, слова пароля, угощение для попугаев, угощение для детей.
Ход НОД:
Воспитатель: «Ребята, вы не забыли, что сегодня у наших попугаев день рождения, и мы собирались их поздравить? Берите лакомство, которое мы приготовили для попугаев и пойдемте!».
Вдруг заходит педагог-эколог: «Ребята, случилось ужасное происшествие! Злая волшебница Бастинда унесла попугаев в свой заколдованный лес! Как же теперь быть, я не знаю?.
Ответы детей.
Воспитатель: «Мы обязательно спасем наших друзей! Ко мне попало послание от волшебницы Бастинды, где она пишет, что попугаи смогут вернуться обратно в садик, только тогда, когда будет угадан пароль. Но Бастинда постарается сделать все для того, чтобы этого никогда не произошло. Ведь если это вдруг случится, то ее заколдованный лес превратится в мыльные пузыри! А Бастинде очень этого не хочется! Что же мы теперь должны сделать, как вы думаете?.
Ответы детей.
Воспитатель выслушивает предположения детей, затем подводит их к тому, что нужно разгадать пароль.
Воспитатель: «Чтобы разгадать пароль, который состоит из нескольких слов, необходимо выполнить несколько заданий и только выполнив их правильно, мы сможем спасти попугаев!».
Воспитатель вешает на коврограф задания, которые нужно выполнить, задания изображены схематично, от одного задания к другому проведена стрелка.
Воспитатель: «Ребята, давайте вместе разгадаем эти задания. Согласны?». Ответы детей.
Воспитатель: «Вижу загадку: в скале есть место для меня, живу, богатства я храня! Что это? Как вы думаете?».Ответы детей.
1. Задание. Воспитатель: «Обозначена пещера. Внутри ее геометрические фигуры, стрелка от пещеры к окружности. Что могут обозначать геометрические фигуры?».
Ответы детей.
Воспитатель: «Это драгоценные камни. Что может обозначать круг?».
Ответы детей.
Воспитатель: «Это колодец. А что обозначает эта стрелка?».
Ответы детей.
Воспитатель: «Стрелка обозначает то, что мы должны все богатства из пещеры разложить по своим колодцам».
2. Задание. На листе изображены пять овалов. Воспитатель: «Что обозначают эти овалы, как вы думаете?».
Ответы детей.
Воспитатель: «Это реки, которые нам нужно преодолеть, а как мы можем с вами это сделать?». Ответы детей.
Воспитатель: «Да, мы можем построить мосты через реку».
3. Задание. Нарисован зачеркнутый лес, стрелка, вопросительный знак. Воспитатель: «Что обозначают эти знаки, как вы думаете?».
Ответы детей.
Воспитатель: «Это обозначает то, что мы не можем попасть в лес, пока не решим занимательные задачки».
4. Задание. Изображено высокое дерево, а на нем клетка.
Воспитатель: «Что обозначает эта картинка. Как вы думаете?».
Ответы детей.
Воспитатель: «Здесь изображено дерево, на котором спрятаны наши друзья! Что нужно сделать, чтобы достать попугаев, как вы думаете?».
Ответы детей.
Воспитатель: «Да, правильно, можно построить лесенку. Вот такой план мы с вами сегодня должны выполнить, чтобы спасти Кешу и Ксюшу! Вперед друзья. Время не ждет!».
Дети вместе с воспитателем встают друг за другом и делают «поезд», продвигаясь вперед, повторяют слова:
«Наш поезд бежит, колёса стучат!
А в поезде нашем ребята сидят!
Чух,чух,чух! Чух, чух,чух!
Бежит паровоз! Далеко, далеко ребят он повез!
Но вот остановка! Пора нам слезать!
Попугаев, ребята, бежим выручать!».
Воспитатель: «Кто напомнит всем нам, какое первое задание нам нужно выполнить?».
Дети отвечают.
Воспитатель: «Действительно, в первом задании нам нужно все драгоценные камни из пещеры разложить по колодцам. Подходите и выбирайте себе стол и начинайте выполнять задание. Посмотрите внимательно, какой камень и куда нужно складывать, на каждом колодце нарисована картинка».
У каждого ребенка на столе стоит коробка с блоками Дьенеша и по три листа с изображением круга. На каждом листе схематично изображены знаки-символы, которые обозначают признаки блоков. В первый круг дети должны собрать блоки все толстые треугольные, во второй круг дети должны собрать все большие круглые блоки, на третий круг дети должны собрать все прямоугольные тонкие блоки.
Воспитатель: «Молодцы! Первое задание выполнено! Посмотрите, вот и открылось первое слово в нашем пароле. Это слово «Бороться». Мы стали немного ближе к спасению наших попугаев!». Воспитатель вешает слово «Бороться» на коврограф.
Дети с воспитателем снова встают друг за другом, продвигаются вперед, читая стихотворение И. Токмаковой, имитируют игрушки из стихотворения:
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке - пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт
Самолёт летит,
В нё м мотор гудит:
У-у-у!
Воспитатель: «Вот мы и прибыли с вами к месту выполнения следующего задания! Кто напомнит нам, о том, какое же второе задание, посмотрите на наш план».
Дети отвечают.
Воспитатель: «Правильно, ребята. Перед нами реки, построим мостик через них, чтобы быстрее поспешить на выручку попугаям!»
На столе разложены листы со схемами пяти «рек» - овалами разного размера, расположенных по мере возрастания и стоят коробки с палочками Кьюзенера. Дети должны на глаз выбрать палочку нужного размера и наложить на овал, чтобы «мостик» подошел к «реке».
Воспитатель: «Молодцы! Все старались и справились с заданием! Еще ближе мы стали к спасению наших Ксюши и Кеши! А вот второе слово из волшебного пароля, слово «Искать»!».
Вдруг на экране появляется заколдованный лес, звучит таинственная сказочная, музыка со звуками леса.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, вот мы и добрались до леса, но мы не сможем туда пройти, ветки закрывают нам проход. Что же делать? Дети отвечают. Да, действительно, нас ждет следующее задание. Напомните, пожалуйста, какое это задание? Не забывайте о нашем плане».
Ответы детей.
Воспитатель: «Молодцы! А теперь нужно решить несколько занимательных задач! Вам нужно внимательно послушать задачки, «включить» смекалку и хорошо подумать!
Воспитатель читает занимательные задачи.
• Сколько лап у медвежонка? А сколько лап у его папы?
Ответы детей.
• Пять веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди
Ответы детей.
• Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь!
Ответы детей.
• Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису
Скажите мне скорей, друзья,
Скольких зверей видала я?
Ответы детей.
Воспитатель: «Какие вы внимательные и как ловко решаете задачи! А это значит что?».
Дети отвечают.
Воспитатель: «Да, вы правы! Вы выполнили третье задание, и мы почти у цели! Ксюша и Кеша, ждите нас! Мы уже рядом! Мы вас спасем! Появилось третье слово из пароля, который нам нужно разгадать. Это слово «Найти»». Воспитатель прикрепляет слово «Найти» на коврограф.
Воспитатель вместе с детьми «идет» по лесу, исполняя физкультминутку.
Раз грибок, два грибок
По тропинке леший шёл,
На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания — руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперёд прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперёд и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)
(Автор физкультминутки Ковалько В. И.)
На экране интерактивной доски появляется высокое дерево, а на самой верхушке висит клетка с попугаями, слышны звуки, которые издают попугаи.
Воспитатель: «Послушайте, где-то недалеко раздаются голоса наших попугаев. Что дальше по нашему плану, ребята?».
Ответы детей.
Воспитатель: «Да, вы правы. Осталось выполнить последнее задание. Снять клетку с попугаями с волшебного дерева. Мы с вами должны сделать волшебную лесенку».
На столах стоят коробки с кубиками Никитина «Сложи узор» и лежит цветная схема лесенки, дети должны сложить лесенку, используя схему.
Воспитатель: «Вот какие волшебные лесенки вы сумели сложить из кубиков! Молодцы! Посмотрите ребята, появилось последнее слово из нашего пароля, слово «Не сдаваться!». Теперь я прочту весь пароль, а потом повторим все вместе! «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Дети повторяют.
Воспитатель: «Я предлагаю этот пароль сделать девизом нашей группы. Согласны. Кто может сказать, что может обозначать этот девиз?".
Ответ детей.
Воспитатель: «Это значит – поставить цель перед собой и идти к ней, преодолевая трудности и препятствия, а потом, достигнув этой цели, вам станет хорошо и весело. Этот девиз означает, то, что мы сегодня с вами сделали, что мы сделали?».
Ответы детей: «Мы сегодня спасли Ксюшу и Кешу от злой волшебницы, расколдовали лес!».
На экране заколдованный лес исчезает, появляется красивый весенний лес с летающими разноцветными мыльными пузырями, появляются пузыри и в группе (помощник производит пузыри на специальном генераторе, звучит песня Пляцковского М., Савельева Б. «Друг в беде не бросит», помощник заносит в группу клетку с Ксюшей и Кешей. Все хлопают и радуются.
Воспитатель: «Ребята, вы хорошо поборолись за освобождение наших друзей, не испугались волшебницу Бастинду и заколдованного леса и смотрите, наши друзья с нами! А скажите, пожалуйста, трудно было выполнять задания? Какое самое трудное задание? Какое самое легкое задание?". Ответы детей.
Вопитатель: "Что нам помогало в поисках наших друзей?».
Ответы детей.
Воспитатель: «Нам помогла наша цель – спасение попугаев, наш план – задания и наш девиз! А еще – дружба!»
Педагог-эколог вместе с Ксюшей и Кешей благодарит ребят за чудесное спасение и приглашает всех отпраздновать день рождения попугаев. Дети дарят подарок попугаям, а попугаи угощают детей мармеладками.