Свиридюк Наталья Васильевна
Конспект НОД в разновозрастной группе «Широкая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в разновозрастной группе «Широкая Масленица»
Цель: Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности
Задачи:
Образовательные: Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица». Возрождать интерес к обрядовым русским праздника.
Публикация «Конспект НОД в разновозрастной группе „Широкая Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
Развивающие: Обогащать и активировать словарь детей. Учить детей создавать солнечные образы пластическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения солнечных лучей
Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Предварительная работа:
Беседы на тему «Масленица», разучивание народных игр, потешек.
Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением празднования Масленицы, произведения декоративно-прикладного искусства с солнечными элементами декора: дымковский индюк, семёновская матрёшка, хохломская ложка. Пластилин, дощечки для пластилина, стеки, пластины-основы для лепки.
Ход занятия:
Воспитатель:
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Вопросы детям:
- О каком народном празднике говориться в стихотворении? (О Масленице)
- Что вы знаете о празднике Масленица? Когда он бывает? (Это праздник проводов зимы, длился всю неделю. Всю неделю устраивались игры, гулянья, потехи с ряжеными, скоморохами. Главное угощение праздника- блины).
-Почему блины были главным угощением? (Потому что блин- круглый, он напоминает солнце, такой же желтый, круглый и горячий. Земледелец как бы призывал солнце на помощь, ведь скоро сев).
Воспитатель обобщает рассказы детей. Праздник наступает тогда, когда мы прощаемся с зимой и встречаем весну. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни.
В народе недаром его величали широкой Масленицей. Девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.
Парни и девушки надевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. На Масленой неделе выпекались блины.
Как в пословице говорится:
«Блин не сноп, на вилы не наденешь».
«Без блинов не Масленица».
«Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце».
«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны».
«И самый хладнокровный человек любит горячие блины».
«Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают».
«Масленица идет, блин да мед несет».
«Масленица объедуха, деньгам приберуха».
«Масленица семь дней гуляет».
«На Масленой неделе повеселись, да блинком угостись».
«На горах покататься, в блинах поваляться».
«Не житье - бытье, а Масленица.
«Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить».
Физкультминутка (выполняется в парах).
Брынцы - брынцы, (ладушки)
Пеките блинцы! (хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее
Будет повкуснее! (поглаживают друг другу ладони)
Трын - трынца, (ладушки)
Подайте блинца! (протягивают руки вверх ладонями).
Воспитатель: Блин это символ солнышка: такой же горячий и круглый. Люди как бы обращались к солнцу, чтобы оно было к людям добрым: ведь если солнышко будет очень сильно печь, урожай сгорит, а если солнышко будет весной и летом мало, урожай не вызреет.
- Давайте встанем в круг и обратимся к солнышку.
Физкультминутка «Солнышко».
Ну-ка, Солнце, просыпайся,
В чисто небо выбирайся,
Будешь по небу ходить,
Песни петь и всем светить.
Солнышко, Солнышко,
Выгляни в окошко,
Солнышко, Солнышко,
Покажись немножко!
С давних - давних времен люди воспевают солнце в своих песнях и стихах, изображают в танцах (например, хоровод -это знак солнечного круга, изображают на своей одежде, посуде.
Воспитатель показывает детям несколько произведений декоративно - прикладного искусства обращает внимание детей на солнечные знаки. Показывает детям их декоративные варианты (круг, круг с точками, круг с завитками, круг с волнистыми линиями, круг с треугольниками).
Воспитатель предлагает детям слепить портрет солнышка, на приготовленных заранее основах – пластинах. Обращает внимание детей, что само солнышко можно слепить в виде круглого диска. Для этого из пластилина надо скатать шарик, а потом расплющить его между ладонями. Так же можно выложить солнечный круг из тонкого жгутика или «завить» жгутик спиралью по кругу. Воспитатель уточняет представление детей о том, какой формы могут быть декоративные лучики, ещё раз обращает внимание на декоративную таблицу. Красивые лучики прилепим вокруг солнечного круга. Они могут быть одинаковые или разные по размеру и форме, одноцветные или многоцветные.
В конце занятия устраивается выставка работ. Дети любуются солнышками. Делятся впечатлениями от работ.
Вы сегодня не ленились
Вы все вместе потрудились.
Крепче за руки возьмемся
В круг скорее соберемся
Будем Масленицу прославлять
Будем Масленицу восхвалять. (становятся в круг)
- Широкая наша Масленица
Мы тобою хвалимся
На горах катаемся
Блинами угощаемся.
Дети угощаются блинами.