Елена Смирнова
Конспект НОД «В гостях у дедушки Краеведушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомство с русскими народными традициями и народным фольклором
Задачи:
Обобщить сведения детей о русских народных традициях (зимние посиделки).
Развивать интерес к событиям прошлого, умение ритмично двигаться под музыку.
Воспитывать интерес к прошлому своей страны и ее культуре.
Ход НОД
Под русскую народную музыку дети проходят в группу.
Воспитатель (хозяйка) :
Красны девицы да добры молодцы, а согласны ли вы пойти в гости к дедушке Краеведушке?
Собирайтесь, наряжайтесь,
Да в дорогу отправляйтесь!
Упражнение (речь с движением) «Мороз»
Публикация «Конспект НОД „В гостях у дедушки Краеведушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
1. Ой, мороз, мороз, мороз!
Снегом ветки все занес!
А мы не боимся,
А мы веселимся!
2. Ой, мороз, мороз, мороз!
Он хватает нас за нос
А мы не боимся,
А мы веселимся!
3. Ой, мороз, мороз, мороз!
Щиплет щеки он до слез
А мы не боимся,
А мы веселимся!
4. Ой, мороз, мороз, мороз!
Щиплет уши нам до слез
А мы не боимся,
А мы веселимся!
Воспитатель (в гостях у дедушки Краеведушки) :
Проходите, гости дорогие, усаживайтесь.
Сядем рядком, поговорим ладком.
Сядем потеснее, будет веселее.
Пригласил нас дедушка Краеведушка на зимние посиделки в свою избу. А вы что-нибудь знаете о том, как проходили посиделки в давние времена на Руси?
Ответы детей
Воспитатель:
В давние-давние времена долгими зимними вечерами, когда дома переделана вся работа по хозяйству, собирались стар и млад в какой-нибудь избе на посиделки. Хранит тепло русская печка. Разные люди сидят на лавочках вдоль бревенчатых стен, и вместе им хорошо и уютно.
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки,
Пожилых и молодых…
Да не просто так сидели, а каждый своим делом был занят: кто прял, кто вышивал, кто что-то мастерил…
А чтобы сидеть не скучно было, кто-нибудь из стариков начинал загадывать загадки.
Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадку,
Кто смышленей погляжу.
1-ая загадка
Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают. (Язык, глаза, уши).
2-ая загадка
Пять мальчиков,
Пять амбарчиков.
У каждого мальчика
Свой амбарчик. (Перчатки)
3-ая загадка
Новая посудина,
А вся в дырках (Сито)
4-ая загадка
В небо дыра,
В землю дыра,
А в середине огонь
Огонь да вода (Самовар)
Воспитатель:
Ну и молодежь не отставала и тоже загадывала загадки. А вы знаете загадки, загадайте мне.
Дети загадывают загадки.
Воспитатель:
На посиделках еще песни пели, небылицы рассказывали.
- Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло, на печи в шубе терпеть можно.
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Велика ли дыра?
- Один ворот остался.
Воспитатель:
А еще соревновались между собой парни и девушки, кто из них лучше исполнит песню.
Дети с ложками
Тюшки-тютюшки,
Веселые все душки!
Подыми Егорку
На крутую горку.
Бух! Покатился –
С горки свалился.
Дети с колокольчиками
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется,
Кто кружится, вертится,
Тот заметелица.
В давние времена народ примечал любые изменения в поведении животных, птиц и мог предсказать, какая будет погода в ближайшее время. Например: свернулась кошка клубком – жди на завтра мороза.
Если вороны сидят на верхних ветках – жди мороза, а если на нижних, то будет ветер.
А вы знаете какие-нибудь приметы?
Дети рассказывают о своих наблюдениях.
Воспитатель:
Изба маленькая, а поиграть хочется.
Стук в окошко (появляется козел)
Козел
Собирайся, народ!
Вас много интересного ждет!
Много песен, много шуток
И веселых прибауток.
Воспитатель:
Не сбегать ли нам на улицу, поиграть?
Дети имитируют одевание на улицу.
Козел
Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись, народ!
Открываются ворота, выходи, кому охота,
А кому неохота, тоже выходи!
Воспитатель:
На Руси был обычай наряжаться в козла, как символ плодородия и богатства.
В народе говорили «Где коза рогом – там жито стогом»
Козел:
Приглашаю поиграть со мной.
Хоровод «Шел козел дорогою»
Шел козел дорогою,
Дорогою широкою.
Нашел козу безрогую
Безрогую козу.
Пойдем, коза, потопаем,
потопаем, потопаем,
и ручками похлопаем,
одною и другой!
Пойдем, коза, поплаваем,
поплаваем, поплаваем,
помашем ножкой правою
и левою рукой!
Пойдем, коза, полазаем,
полазаем, полазаем,
придем обратно грязные
и полные песку!
Пойдем, коза, попрыгаем,
попрыгаем, попрыгаем.
Тоску-печаль размыкаем
Размыкаем тоску!
Воспитатель:
А козел-то любит капусту, давайте поиграем в такую игру.
Игра «Капуста»
Рисуется круг – «огород». На середину круга играющие складывают шапки, варежки, шарфы, платки и прочее, обозначающее одежду капусты. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят выбирается «Хозяином» огорода. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин», изображая движениями воображаемую работу, поет:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки держу.
Мелки колышки держу,
Огород свой горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и куница,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Дети стараются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого «Хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Игрок, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.
Воспитатель:
А заканчивались посиделки угощением.
Что есть в печи – на стол мечи!
(дети угощаются баранками и пряниками).
Звучит русская народная музыка.