Светлана Храмова
Конспект НОД в младшей группе «В гости к нам пришла Матрёшка. Украсим платочки для Матрёшек»
Программное содержание: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой «матрёшка», с нетрадиционными техниками рисования пальчиками на заданном пространстве; закреплять умение различать предметы по величине «большая», «маленькая»; закреплять умение собирать матрешку из частей по способу мозаики; способствовать развитию мышления и восприятия. Активизировать и обогащать описательную речь; развивать мелкую моторику, двигательную активность, танцевальные движения под музыку; развивать основные движения, слуховое восприятие, мышление, память, координацию движений рук; формировать интерес и любовь к народному творчеству; воспитывать у детей чувство прекрасного; воспитывать нежное, заботливое отношение к игрушке, радоваться результату своей работы.
Публикация «Конспект НОД в младшей группе „В гости к нам пришла Матрёшка, Украсим платочки для Матрёшек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Материал: расписная большая матрешка, вмещающая еще 1 матрешку; расписная большая матрешка, вмещающая разноцветные платочки; д/и «Собери матрёшку»; заготовки из альбомного листа в форме косынки; гуашь красного, синего, желтого и зеленого цвета, разведенная водой; запись русской народной мелодии; разноцветные платочки.
Предварительная работа: беседа о русской народной игрушке «матрёшка»; чтение стихов В. Берестова «Матрёшечка», «Матрёшкины потешки»; рассматривание русской народной игрушки «матрёшка».
Организация пространства:
Разделение группового пространства на две рабочие зоны. 1 – зона рассматривания: 7 стульчиков полукругом перед столом воспитателя. 2 – зона практической деятельности: 3 стола вместе, за ними 7 стульев для детей и один стул (посередине) для воспитателя.
Образовательные области: социализация, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.
Содержание организованной деятельности.
Воспитатель: (держит в руках двух больших матрёшек)
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
Воспитатель: (говорит от лица матрёшки)
Я – матрёшка, к вам пришла
И гостинцы принесла.
Я к вам в гости собиралась,
Долго – долго наряжалась
Поиграть хочу немножко!
Воспитатель: Ребята, вы хотите поиграть с матрёшкой? Проходите в группу к стульчикам, которые стоят на ковре.
Дети рассаживаются. Воспитатель занимает своё место за столом напротив детей.
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришёл. Это матрёшка.
С этими словами взрослый торжественно ставит на стол большую матрёшку и обращает внимание малышей на её красоту.
Воспитатель: Посмотрите, какая красавица к нам пришла. Это матрёшка расписная, русская игрушка. Её зовут Матрёша. Давайте с ней поздороваемся. Здравствуй, Матрёшка. (хоровой и 2-3 индивидуальных ответа).
Воспитатель: Посмотрите внимательно на Матрёшку. Что одето у неё на голове? Платочек. Что одето у Матрёши на туловище? Сарафан. А впереди что подвязала на сарафан Матрёша? Фартук. Что нарисовано на фартуке? Цветы. (На все вопросы индивидуальные ответы детей. Помочь ответить каждому ребёнку. И обобщённый хоровой ответ). Посмотрите, какая наша Матрёшка красавица. На лице у неё (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ) глазки. Чёрные глазки. Брови – чёрные брови. Губки – алые губки. Цветной сарафан и расписной фартук с цветами. Что-то наша Матрёшка тяжелая, может быть, у неё внутри что-нибудь есть? (Трясёт матрёшку). Давайте посмотрим, что там гремит? (Пробует открыть матрёшку, а она не открывается). Помогите мне дети. Нужно попросить нашу матрёшку открыться. Матрёшка – матрёшка, откройся немножко! Воспитатель просит повторить просьбу, для матрёшки, детей. Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней ещё одну, взрослый удивляется.
Воспитатель: Ой, здесь ещё одна матрёшка! (ставит матрёшек рядом и обращает внимание детей на то, что одна матрёшка большая, а другая маленькая). Воспитатель: Покажите, ребята, какая матрешка большая (поднимают вверх руки, а маленькая? (дети приседают).
Воспитатель вместе с детьми любуется матрёшками:
Воспитатель: Вот какие наши матрёшки хорошенькие. Посмотрите, они похожи друг на друга, как подружки. Обращая внимание детей на сходство матрёшек (лица, наряды), взрослый подчёркивает и их различие по размеру:
Воспитатель: Вот самая большая матрёшка – её зовут Матрёна, а вот матрёшка маленькая – её подружка. При сравнении матрёшек стимулировать детей к договариванию ваших фраз или к прямым ответам. Затем воспитатель предлагает посмотреть, не спрятался ли в маленькой матрёшке ещё кто-нибудь. С теми же словами:
Воспитатель: Матрёшка – матрёшка, откройся немножко. Открывает матрёшку и показывает, что там пусто.
Воспитатель: Маленькая матрёшка пустая! Закрепить данное понятие индивидуальными и хоровыми ответами детей.
Д/и «Собери матрёшку»
Воспитатель: А вот эти матрешки рассыпались, помогите мне их собрать. (Дети складывают изображение матрешки из двух—четырех частей.)
Физкультминутка «Мы веселые матрешки».
Мы веселые матрешки
(руки согнуты в локтях, ладошки к щечкам)
Ладушки, ладушки
(хлопки в ладоши)
На ногах у нас сапожки
(показываем на ноги)
Ладушки, ладушки
(хлопки в ладоши)
В сарафанах наших пестрых
(руки в стороны за юбочку)
Ладушки, ладушки
(хлопки в ладоши)
Мы похожи словно сестры
(руки согнуты в локтях, ладошки к щечкам).
Рисование «Украсим платочки для матрешек».
Воспитатель: Вот какие веселые матрешки! Посмотрите, какие матрешки у нас красивые, нарядные! Может сделаем матрешкам подарок? Давайте подарим им новые платочки.
Дети с воспитателем подходят к столу, где приготовлены заготовки в форме косынок, баночки с краской. Они выбирают цвет, которым будут рисовать, окунают пальчик в краску и оставляют отпечатки на косынках.
Воспитатель: Посмотрите, матрешки, какие платочки вам ребята нарисовали!
После того как дети выполнили задание, матрешки рассматривают рисунки, хвалят и благодарят детей, как красиво нарисовали им платочки.
Воспитатель: Большая матрешка приготовила для вас сюрприз. Открывает матрёшку и находят платочки. Матрешки приглашают детей танцевать. Звучит музыка.
Дети становятся в кружок с цветными платочками в руках и танцуют.
Пляска: «С платочками»
У кого в руках платочек,
Тот пойдёт со мной в кружочек.
Он платочек свой покажет,
Весело помашет.
Мы возьмем за уголочки
Наши яркие платочки
И поднимем выше, выше,
Выше наших ребятишек!
Как похожи на цветочки
Наши яркие платочки!
И ребятки наши тоже
На цветочки все похожи!
Воспитатель: (от лица матрёшки)
Спасибо. Теперь нам пора домой.
Воспитатель: Спасибо, что пришли к нам в гости. До свидания!
Литература:
1. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 144 с. – (Ранний возраст)
2. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. О. П. Власенко и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 262 с.
3. Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром: Кн. Для работников дошк. Учреждений. – М. : Просвещение, 1987. – 224 с.