Елена Горина
Конспект НОД с использованием ИКТ «Семейное рукоделие «Кукла-закрутка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с использованием ИКТ
Пояснительная записка.
В современном обществе огромную ценность представляет собой наша русская самобытная, родная культура.
Важнейшей задачей для нас, как педагогов, наполнить мир дошкольника в первую очередь образами культуры того народа, наследником традиций которого ребенок является.
Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей.
Публикация «Конспект НОД с использованием ИКТ „Семейное рукоделие „Кукла-закрутка“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
В конце ХХ века, в нашей стране произошел ряд перемен, который привел к: тому, что утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия, забыты семейно-бытовые традиции, обычаи, уважение и почтение старших, секреты передачи наследия своей культуры.
Только изучая культуру своей страны, возрождая исконно русские традиции, вплетая их в быт семьи, мы сможем открыть возможность культурного единения с народом, а также возможность стать частью той страны, в которой мы живем. Только восстановление преемственности поколений в восприятии и освоении традиционной культуры своего Отечества содействует формированию основ национального самосознания и любви к Родине.
Самой важной целью нашего занятия является знакомство детей с русскими семейными традициями через совместное творчество детей и взрослых.
Предмет (направленность) : Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».
Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Место проведения: групповая комната.
Цель занятия: познакомить детей и их родителей с традицией семейного рукоделия через совместное творчество детей и взрослых.
Программные задачи:
- познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;
- научить пользоваться тряпичной куклой как игрушкой, как предметом культуры своего народа;
- развивать познавательный интерес к истории русского народа; прививать навыки делать дело вместе, выполняя свою часть работы.
- воспитывать любовь к русской культуре.
Оборудование:
• ММ доска
• Атрибуты для оформления горницы (русская печь, прялка, деревянный сундук, самовар, чугунок, кувшин, деревянная посуда, каравай, самотканые коврики, и т. д.)
• Красивые рукодельные вещи из ткани : шитье, вязание, вышивка, кружева.
• Нарядные тряпичные куклы для рассматривания.
• Материалы для изготовления простейшей куклы-закрутки : светлые лоскутки льняной или хлопчатобумажной ткани, квадратные отрезки белой ткани, много пестрых лоскутков, белые суровые нитки, ножницы.
Предварительная работа.
- Просмотр ММ презентации «Путешествие по Руси».
- Беседа «Семьи большие и семьи малые».
- Чтение и рассказывание русских народных сказок.
- Слушание и разучивание народных мелодий (хороводных, плясовых)
- Рассматривание посуды хохломских мастеров.
-Рассматривание предметов быта: чугунок, кринка, кувшин, посуда из дерева.
Сюрпризный момент в группе.
Воспитатель говорит: «Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю».
Дети кланяются, прижав руку к сердцу.
Воспитатель: «Ребята, скоро будет праздник, к которому мы с вами долго готовились. Какой это праздник?» (день мамы).
Воспитатель: «А вы знаете, что раньше на Руси не было детских садов. Семьи были большие и мамы были для своих деток первыми воспитателями. Мамочка учила детей всему тому что сама умела. Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к хозяйке дома русской избы. А вот чтобы нам дорогу найди, да с пути не сбиться нужно отгадать загадку.
Возле бабушкиных ног
Прыгал белый колобок.
Он скакал, мелькал, крутился
И в носок вдруг превратился. (клубок ниток)
В группу вкатывается клубочек ниток.
Воспитатель: А теперь нам нужно произнести волшебные слова, а гости нам помогут. Повторяйте за мной:
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи
Клубочек катиться – а дети идут следом за ним и попадают в русскую избу, в гости к хозяюшке.
Хозяюшка встречает гостей в русской горнице.
Под музыку( «Горница узорница») дети с гостями входят в зал, воспитатель встречает детей в русском народном костюме. Зал оформлен в стиле горницы. Слайд№1
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие. Милости прошу ко мне в дом! Заходите, детушки милые, гостюшки мои. Гость на гость – хозяину радость. Проходите. Я рада видеть вас у себя. Красному гостю – красное место. А живу я в настоящей русской избе. Проходите, посмотрите га мою избу. А я ждала вас с нетерпением. Пирогов к празднику напекла, скатерти самые праздничные расстелила.
Дорогие гости проходите на места, а мы, ребята с вами пройдем по моей избе. Изба у меня деревянная, теплая. Слайд №2. (деревянная изба).
Ребята, из чего на Руси строили избы? (из бревен, из сосны или ели).
А вы почувствовали чем пахнет в моей избе? (елочкой (сосной). Если дети затрудняются ответить, спросить у гостей.
Воспитатель: Правильно пахнет елью или сосной, потому что на Руси избы делали из настоящих деревьев. Сосны, иль ели.
Сегодня мы с вами поговорим о русской старине, о том, как жили не тужили наши прабабушки, прадедушки. Как детей обучали разному мастерству. Чтобы старые традиции не ушли безвозвратно, их надо знать и беречь.
В старину перед встречей гостей, хозяюшки всегда пекли праздничный пирог и встречали гостей хлебом да солью. Вот и я сегодня испекла такой праздничный пирог, румяный, с золотистой корочкой. Ребята, а как называется он? (каравай).
Ребята, посмотрите вокруг. Какая комната у меня красивая, какая светлая, просторная. А кто мне скажет, как называется комната, в которой мы находимся? (Горница)
Воспитатель: Верно, самая светлая, самая красивая комната в избе, называется горницей.
Ребята, а как вы думаете, почему горницу еще называют узорницей (потому что здесь красиво, все вокруг сделано руками хозяев и т. п. ….)
Воспитатель: молодцы.
Практически все, что вы здесь видите, русские люди делали своими руками. А каждая женщина старалась украсить свое жилище по-своему. Стремилась создать уют. На Руси считали, что украшением горницы были вышитые гладью или крестиком картины да рушники. Ребята, обратите внимание какие красивые у нас рушники, вышитые полотенца.
Чаще всего мастерицы вышивали узоры связанные с природой. Потому что русская природа самая красивая. Это и цветочки и листики, и деревья, и ягодки…
Ребята, а что же было обязательным в каждой избе? (печь).Слайд №3.
В старину так и говорили: «Печь всему голова». А, интересно, наши гости знают, почему так говорили? (греет, кормит, лечит).
Воспитатель: В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать.
Посмотрите какая у меня печь. А вот это лежанка, где спали. А вот и чугунок в котором готовили еду.
А посмотрите - это утюг. Какой он большой. Вот сюда закладывали угольки, утюг разогревался и хозяйки утюжили белье. А угольки доставали из печи при помощи кочерги. Вот она посмотрите.
У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках – расшитые белые полотенца, на полу коврики плетеные.
По диагонали от печи в избе находился красный угол. Слайд№4. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Обратите внимание какими расшитыми рушниками украшена икона в красном углу.
По традиции стол ставили неподалеку от красного угла. Ребята, а вы знаете почему делали такие большие столы (Потому что семьи были большие).
В старые добрые времена, когда работы на полях уже были закончены, урожай весь собран, вечерами в горнице чаще собирались женщины, дети. Взрослые вышивали, пряли, вязали. И приучали к этому своих детушек.
Ребята, но в горнице люди собирались не только для того чтобы рукодельничать… русские люди очень любили праздники. В праздничные дни они ходили друг к другу в гости и веселились, делились своими шутками, прибаутками. А давайте-ка мы тоже немного повеселимся. Слайд №5.
Ну- ка, дружный народ, собирайся хоровод. Гости дорогие, не стесняйтесь, становитесь в наш дружный хоровод.
Хоровод: «На горе-то калина».
После хоровода дети присаживаются на стульчики в первом ряду, а гости во втором.
Воспитатель:
Горница у меня большая,
Да красивая какая!
Теплый дух идет от печки,
А в углу сундук стоит,
Много он добра хранит!
Посмотрите, ребята, какой у меня стоит сундук. Воспитатель берет сундук. Ой, какой тяжелый. Сейчас я вам поближе покажу. А помните, ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили, какое добро хранили в сундуках? (вещи, посуду).
А вы знаете ребята, что в сундуках хранили не только посуду и вещи, там еще хранили игрушки.
Воспитатель: а какие раньше были игрушки? (куколки, свистульки)
Воспитатель: Верно, молодцы. А я вам покажу какие игрушки хранятся в моем сундуке. Ребята, Владик и Матвей помогите мне пожалуйста сундук открыть.
Вот посмотрите, первой игрушкой малыша была куколка, которая называлась пеленашкой. Слайд№ 6. Родная мама делала ее еще, будучи беременной. Она отрезала кусочек ткани от своего передника и изготавливала куколку. Русские женщины верили, что такая кукла пеленашка сможет защитить ребенка от несчастий. Еще ее называли оберегом.
А вот эта куколка изготавливалась специально для девочек. Слайд№7. И называлась она хороводница. Она предназначена для игры, обязательно для нее делали парную куклу, ведь в хоровод не играют в одиночку. (дать девочкам куколку, чтобы они посмотрели).
Девочки прокручивали в руках палочку, на которой крепиться куколка и казалось, что она кружится в хороводе. Мальчикам таких кукол не давали.
А для мальчиков изготавливали других кукол: кукол-борцов. Слайд №7. В руках кукол мешочек, в который заматывали камешек и мальчишки устраивали потешную битву такими куколками. Девочкам в руки их не давали. (дать мальчикам подержать кукол).
На Руси все дети любили играть в куколки : и девочки и мальчики, даже маленькие цари с удовольствием играли в кукол. И сами учились их делать, начиная с пяти лет. Вместе с мамами крутили кукол из лоскутков. Самая первая кукла, которую делали мамы вместе с детьми называли закруткой. Слайд №8.
Ребята, как вы думаете из чего сделаны все эти куколки? (из лоскутков, тряпочек, ниточек).
Воспитатель: Верно, эти куколки делали из ткани. В русской семье никогда не выбрасывали лоскутки, ниточки, остатки лент. Все берегли, потому что купить все это было очень дорого. И девочки и мальчики очень бережно относились к своим куколкам, потому что знали, если она испортится, новую сделать будет трудно. А часто их передавали по наследству. От матери к дочери, от сестры к сестре. от брата к брату.
Ребята, а вы хотите научиться делать таких кукол?
Воспитатель: А наши гости?
Я открою вам небольшой секрет: куколка закрутка изготавливается без использования иголки. На Руси считали, что колкая иголка может принести боль кукле.
Я, как настоящая рукодельница научу вас делать куколку закрутку. Слайд№9. Смотрите. Воспитатель берет стол с заготовками и делает куклу и коментирует.