Елена Комарова
«Савояры». Конспект НОД в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
. Конспект НОД в подготовительной к школе группе
Цели:
- Прививать любовь к классической музыке, поэзии, изобразительному искусству. Обогащать словарный запас, навыки выразительного пения. Развивать воображение, интеллектуальные способности детей, ассоциативное и образное мышление;
- на примере поэтического произведения Гёте «Сурок» и музыкальной пьесы Л. В. Бетховена показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии;
-знакомить с репродукциями картин художников XYIII – XIX веков, видами Савойи (горной Швейцарии) Швеции, Германии;
Публикация «„Савояры“, Конспект НОД в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
- через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания о савоярах, их жизни;
- развивать воображение, интеллектуальные способности детей, ассоциативное и образное мышление;
Живопись
Антуан Ватто. "Савояр с сурком". 1716 г.
Василий Григорьевич Перов. "Савояр". 1863 - 1864 гг.
Портреты
Йозеф Карл Штилер. "Иоганн Вольфганг фон Гете". 1828 г.
Йозеф Карл Штилер. "Людвиг ван Бетховен". 1820 г.
Музыка
Л. В. Бетховен, «И мой сурок со мною» в исполнении Большого детского хора.
Л. В. Бетховен, «И мой сурок со мною» в исполнении С. Я. Лемешева.
Мультимедиа для просмотра слайдов.
I часть
Ведущий. Друзья, сегодня вы познакомитесь со старинной песенкой, которая была написана о детях горной Швейцарии (Савойи) - есть такая страна.
Просмотр слайдов.
Называется она «И мой сурок со мною». Автор слов Гёте, музыку написал Л. В. Бетховен. Давайте послушаем её.
В записи звучит большой детский хор «И мой сурок со мною» сл. Гёте, муз. Л. В. Бетховена.
Ведущий. Дети, вы наверняка поняли, что в песне поется о мальчике и сурке – маленьком полевом зверке.
Просмотр слайдов.
Действие песенки разворачивается в Савойе и рассказывает о жизни детей, которые жили очень давно, когда еще не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах, и мальчишки играли не с машинками, а с деревянными лошадками на колёсиках. Девочкам дарили красивые куклы в длинных бальных платьях. Но это были дети богатых людей, а вот беднякам этой страны в старину приходилось голодать, а что уж говорить об их детях. У них не было не только игрушек, им просто нечего было есть. Забавой для детей бедняков были сурки – небольшие полевые грызуны, которых они дрессировали, чтобы заработать на кусок хлеба.
Просмотр слайдов.
Ведущий. Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах, на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами. Выступления часто сопровождались пением под шарманку.
Просмотр слайдов.
Ведущий. Именно эти дети послужили прообразом персонажа пьесы Гете. Наблюдая за выступлением детей, Гете был настолько очарован их сноровкой, что ввел в пьесу новый персонаж - крестьянского мальчика, выступавшего с танцующим сурком под песню "Ich komme schon durch manche Land. " (Прошел уже я много стран). Первоначально никакой песни не было вообще, и лишь спустя некоторое время, специально для этого текста Бетховен написал музыку (1792).
Портрет Л. В. Бетховена.
Ведущий. Так появилась песня, которая в русском языке известна как "И мой сурок со мною". Она рассказывает о бедных детях-скитальцах из горной Швейцарии (Савойи, которые бродяжничеством и попрошайничеством добывали себе средства на пропитание.
Дети слушают в записи Лемешева Сергея Яковлевича
песню «И мой сурок со мною»
Ведущий. Уличные дети и их танцующие зверьки нравились светским дамам, но рассчитывать уличные артисты могли лишь на мелкую монетку, выброшенную из окна. У художников заказывали картины, изображающие савояров. Даже сейчас, по прошествии большого количества времени, в Германии на некоторых блошиных рынках можно найти эти картины.
Просмотр слайдов с изображением савояров.
Ведущий. Но жизнь беспризорных детей была жестока. Дети жили на улице, и часто для выживания им приходилось объединяться в банды или бродить с нищими цыганами. Их гнали отовсюду, где бы они ни появлялись - никто не хотел видеть савояров. И дети были вынуждены двигаться дальше. Некоторые дети доходили даже до Швеции…
II часть
Разучивание песни.