МААМ-картинки

Конспект НОД по реализации национального компонента «Путешествие по сказочным страницам» (2 фото)

Динара Валеева
Конспект НОД по реализации национального компонента «Путешествие по сказочным страницам»

Ф. И. О. педагога, должность Валеева Динара Исмагиловна,

воспитатель

Место работы (наименование дошкольного образовательного учреждения) МБДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида «Веселая Карусель» Чистопольского муниципального района РТ

Возрастная группа Подготовительная группа (6-7 лет)

Интеграция образовательных областей Познание:

Цель: приобщать детей к прошлому и настоящему национальной и мировой культур, познакомить с жизнью и творчеством выдающихся деятелей литературы и искусства Республики Татарстан

Публикация «Конспект НОД по реализации национального компонента „Путешествие по сказочным страницам“» размещена в разделах

Социализация:

Цель: способствовать воспитанию чувства патриотизма, осознанию себя как гражданина родного края, уважительно и гордостью относящегося к истории и культуре своего народа;

Художественное творчество:

Цель: учить понимать замысел произведения, его содержание; подвести к пониманию того, что искусство отражает мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление.

Коммуникация:

Цель: формировать умение детей ясно выражать свои мысли, вести беседу непринужденно

Музыка

Цель: обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.

Тип занятия Интегрированное

Тема занятия «Путешествие по сказочным страницам»

Цель занятия

Систематизировать знания детей о творчестве выдающихся деятелей культуры Татарстана

Задачи занятия Образовательные:

- продолжать знакомить детей с творчеством писателя Г. Тукая и художника– иллюстратора Байназара Альменова;

-учить понимать замысел произведения, его содержание, подвести к пониманию, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление.

Развивающие:

-развивать художественное видение, фантазию, воображение, умение рассказывать об увиденном на картине, выражать свои чувства в рисунке.

Воспитательные:

-воспитывать желание внимательно рассматривать книжные иллюстрации, радоваться и удивляться интересным и выразительным рисункам художника, вызвать эмоциональный отклик на ее содержание, настроение героев, сопереживание им;

- воспитывать чувство гордости, любви и уважения к истории и культуре родного края.

Образовательная программа «Региональная программа дошкольного образования

Р. К. Шаехова, Казань 2012г.

Предварительная работа с воспитанниками Чтение детям сказки Г. Тукая «Шурале», рассматривание картин и иллюстраций к сказке различных художников; прослушивание музыкальных произведений

Беседа по картинам и иллюстрациям к сказке.

Словарная работа Иллюстрация, художник, иллюстратор.

Дидактическое обеспечение занятия

Демонстрационный материал :

Книжки с иллюстрациями художников, отрывки из балета Ф. Яруллина «Шурале»

Раздаточный материал:

Атрибуты художника- кисти, краски, карандаши, бумага.

Структура занятия

I. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в увлекательный мир книг, где нас ждут удивительные приключения. А поможет нам в этом волшебный колокольчик. Закройте глаза!

(воспитатель звонит в колокольчик)

Воспитатель: А теперь откройте глаза, посмотрите как много здесь книг.

II. Основная часть (20 мин)

Воспитатель: Ребята, а вы любите книги?

Предполагаемые ответы детей:

-Я люблю книги, потому что в них написано много интересных сказок, рассказов;

-Я люблю рассматривать картинки в книжках.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто создает рисунки в книжках?

Предполагаемые ответы детей:

- Рисунки в книжках рисуют художники.

Воспитатель: Правильно, рисунки в книгах создают художники, а называются эти рисунки иллюстрациями, а как вы думаете, для чего художники создают в книге иллюстрации для нас?

Предполагаемые ответы детей:

- Иллюстрации помогают нам понять содержание книжки (о чем рассказывается, рассказывают о том, какие герои, как они поступают.

Воспитатель: Ребята, вы, наверное заметили, что здесь собрано много книг по сказке Габдуллы Тукая «Шурале».

С иллюстрациями этих книг мы с вами знакомились, а сегодня мы с вами познакомимся поближе с иллюстрациями, которые нарисовал художник – иллюстратор – Байназар Альменов.

Воспитатель:

- Посмотрите, ребята, на первой странице книги Байназар Альменов нарисовал портрет писателя, написавшего сказку Шурале – Габдуллу Тукая

- А вот следующая иллюстрация. Чтобы вам было лучше видено, вы можете рассмотреть иллюстрацию в увеличенном виде. Здесь художник Байназар Альменов изобразил деревню, где жил поэт Г. Тукай.

Послушайте, как описывает свою деревню поэт:

«Со всех сторон той деревни – лес стоял.

Там луга и зелень трав одеялом были из бархата»

Воспитатель: Ребята, художник изобразил на первом плане лес, деревья (березки, зеленые луга, цветочную поляну с разноцветными красивыми цветами.

- А как вы думаете, куда ведет дорога, идущая из леса?

Предполагаемые ответы детей:

Дорога ведет в деревню. Через деревню протекает речка, через речку проложен мостик, в деревне также стоит мельница.

Воспитатель:

- Наше путешествие по книге продолжается. Вот еще одна иллюстрация к этой книге.

- Какой эпизод из сказки изображен?

Предполагаемые ответы детей:

На этой картине художник Байназар Альменов изобразил Шурале с Былтыром.

Воспитатель: Где происходит их встреча?

Предполагаемые ответы детей:

В лесу.

Воспитатель: Как вы думаете, какая картина по настроению?

Предполагаемые ответы детей:

-Эта картина настораживающая, так как неожиданно из - за деревьев появляется Шурале, как «чудовище» - страшное. ;

-Если бы я такого встретил в лесу, то наверное, сразу бы испугался.

Воспитатель: Каким художник Байназар Альменов изобразил главного героя сказки – Шурале? (что вы можете рассказать о его внешнем виде?

Предполагаемые ответы детей:

-На лбу у Шурале длинный рог.

-Пальцы – длинные, прямые

-Нос кривой – как изогнутый крючок, глаза сверкают.

-Шурале немного чем – то похож на человека, но очень высокий.

Воспитатель: Посмотрите и скажите, каким образом наделен герой сказки Былтыр?

Предполагаемые ответы детей:

Батыра художник изобразил храбрым. Он совсем не испугался встречи с лесным Шурале, а наоборот. Стоит прямо, гордо, мужественно, а в руках у него топор.

Воспитатель: Какие краски выбрал художник для изображения леса?

Предполагаемые ответы детей:

-Синевато – зеленые.

Воспитатель: Каким изображен лес на картине?

Предполагаемые ответы детей:

-Лес густой, темный, там растут величавые дубы, также мы не можем не заметить огромный пень срубленного старого дуба, а возле него растут цветущие белые цветы.

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что сказки можно написать и в прозах, и в стихах, и в мультфильмах;

художники - иллюстраторы могут представить сказку в произведениях живописи. Также сказочный образ можно передать в музыкальном произведении.

- Вот и к сказке Габдуллы Тукая «Шурале» было написано музыкальное произведение татарским композитором Фанисом Яруллиным, это музыка к балету.

(Включается запись из балета Шурале)

Физминутка

Воспитатель:

- Давайте, ребята, споем песенку про Шурале.

Кто такой сидит сердитый с виду,

Под деревьями сидит,

Не таи на нас обиду,

и навстречу выходи

Эй, Шурале, Шурале,

Будь поближе к нам ђле!

С нами смех твой разольется

По твоей обители!

Воспитатель:

-Немножко отдохнули? А сейчас продолжаем наше путешествие по книге.

Воспитатель: Дети, что рассказывает вам эта картина? Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Предполагаемые ответы детей:

- Жалко Шурале. Эта жалостливая картина.

Воспитатель: Каким изображен Шурале на картине?

Предполагаемые ответы детей:

Беспомощным, обманутым, перехитренным Былтыром, плачущим.

Воспитатель: В какой позе находится Шурале?

Предполагаемые ответы детей:

Сидящем у бревна.

Воспитатель: Как, глядя на картину, художник дает нам понять, что он ревет, ему плохо?

Предполагаемые ответы детей:

-У него широко открыт рот, он кричит, зовет на помощь, у него закрыты от боли глаза, одна рука у него в щели бревна, другая держит голову.

Воспитатель: Кого еще можем видеть на картине возле Шурале?

Предполагаемые ответы детей:

-Художник изобразил возле Шурале его лесных друзей.

Воспитатель: Что они делают?

Предполагаемые ответы детей:

-Шурале сильно ругает его, грозит пальцем, остальные смеются над его словами: «Прищемленный прошлым годом, разве нынешним орет!»

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, помогли ли Шурале его лесные друзья?

Предполагаемые ответы детей:

- Нет, не помогли, они над ним только посмеялись и ушли.

-А я думаю, что они выручили, спасли его.

Воспитатель:

А давайте, ребята, придумаем свой конец сказки! Мне кажется, его лесные друзья, такие же, как Шурале, сначала так смеялись над ним, а потом пожалели и помогли ему вытащить пальцы из щели.

- И тогда Шурале очень обрадовался и решил их отблагодарить. Он позвал своих друзей к себе в гости на любимую «Лесную поляну» где их ждали угощения.

(Демонстрируется картина с изображением Шурале на поляне)

Воспитатель: Вот такого довольного, веселого Шурале я нарисовала, а сейчас я предлагаю каждому представить своего Шурале и нарисовать его.

(Самостоятельная работа детей)

Воспитатель: Молодцы ребята! Все старались. Какие интересные работы получились. А теперь давайте расположим своих Шурале на нашей поляне.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: А наше увлекательное путешествие по книге подошло к концу. Ребята вам понравилось? А что больше всего запомнилось? Что было самым трудным?

А сейчас снова при помощи волшебного колокольчика вернемся в детский сад!

(воспитатель звонит в колокольчик)

Варианты организации НОД в режимных моментах

Игры на образное ощущение колорита: «Если бы я был художником», «Подбери цвет»(.-Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями живописи,стр21.)

Рассматривание картин и иллюстраций к сказке различных художников,беседа по картинам и иллюстрациям к сказке.

Взаимодействие с родителями Посещения музея, выставок с репродукциями картин известных художников.

Используемая литература Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями живописи,под ред С. Ю. Беляева, В. Н. Поливина.

Конспект НОД по реализации национального компонента «Путешествие по сказочным страницам»
Фото «Путешествие по сказочным страницам»
Публикации по теме:

Презентация к конспекту занятия «Путешествие в хантыйскую сказку» младшая группа. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение,.

Визитная карточка ДОУ Визитная карточка муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» города.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по реализации национального компонента «Путешествие по сказочным страницам»
Опубликовано: 24 марта 2014 в 22:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по реализации национального компонента «Путешествие по сказочным страницам»» (включая файлы) размещена пользователем Динара Валеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД