Динара Валеева
Конспект НОД по реализации национального компонента «Путешествие по сказочным страницам»
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. О. педагога, должность Валеева Динара Исмагиловна,
воспитатель
Место работы (наименование дошкольного образовательного учреждения) МБДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида «Веселая Карусель» Чистопольского муниципального района РТ
Возрастная группа Подготовительная группа (6-7 лет)
Интеграция образовательных областей Познание:
Цель: приобщать детей к прошлому и настоящему национальной и мировой культур, познакомить с жизнью и творчеством выдающихся деятелей литературы и искусства Республики Татарстан
Публикация «Конспект НОД по реализации национального компонента „Путешествие по сказочным страницам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Социализация:
Цель: способствовать воспитанию чувства патриотизма, осознанию себя как гражданина родного края, уважительно и гордостью относящегося к истории и культуре своего народа;
Художественное творчество:
Цель: учить понимать замысел произведения, его содержание; подвести к пониманию того, что искусство отражает мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление.
Коммуникация:
Цель: формировать умение детей ясно выражать свои мысли, вести беседу непринужденно
Музыка
Цель: обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.
Тип занятия Интегрированное
Тема занятия «Путешествие по сказочным страницам»
Цель занятия
Систематизировать знания детей о творчестве выдающихся деятелей культуры Татарстана
Задачи занятия Образовательные:
- продолжать знакомить детей с творчеством писателя Г. Тукая и художника– иллюстратора Байназара Альменова;
-учить понимать замысел произведения, его содержание, подвести к пониманию, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление.
Развивающие:
-развивать художественное видение, фантазию, воображение, умение рассказывать об увиденном на картине, выражать свои чувства в рисунке.
Воспитательные:
-воспитывать желание внимательно рассматривать книжные иллюстрации, радоваться и удивляться интересным и выразительным рисункам художника, вызвать эмоциональный отклик на ее содержание, настроение героев, сопереживание им;
- воспитывать чувство гордости, любви и уважения к истории и культуре родного края.
Образовательная программа «Региональная программа дошкольного образования
Р. К. Шаехова, Казань 2012г.
Предварительная работа с воспитанниками Чтение детям сказки Г. Тукая «Шурале», рассматривание картин и иллюстраций к сказке различных художников; прослушивание музыкальных произведений
Беседа по картинам и иллюстрациям к сказке.
Словарная работа Иллюстрация, художник, иллюстратор.
Дидактическое обеспечение занятия
Демонстрационный материал :
Книжки с иллюстрациями художников, отрывки из балета Ф. Яруллина «Шурале»
Раздаточный материал:
Атрибуты художника- кисти, краски, карандаши, бумага.
Структура занятия
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в увлекательный мир книг, где нас ждут удивительные приключения. А поможет нам в этом волшебный колокольчик. Закройте глаза!
(воспитатель звонит в колокольчик)
Воспитатель: А теперь откройте глаза, посмотрите как много здесь книг.
II. Основная часть (20 мин)
Воспитатель: Ребята, а вы любите книги?
Предполагаемые ответы детей:
-Я люблю книги, потому что в них написано много интересных сказок, рассказов;
-Я люблю рассматривать картинки в книжках.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто создает рисунки в книжках?
Предполагаемые ответы детей:
- Рисунки в книжках рисуют художники.
Воспитатель: Правильно, рисунки в книгах создают художники, а называются эти рисунки иллюстрациями, а как вы думаете, для чего художники создают в книге иллюстрации для нас?
Предполагаемые ответы детей:
- Иллюстрации помогают нам понять содержание книжки (о чем рассказывается, рассказывают о том, какие герои, как они поступают.
Воспитатель: Ребята, вы, наверное заметили, что здесь собрано много книг по сказке Габдуллы Тукая «Шурале».
С иллюстрациями этих книг мы с вами знакомились, а сегодня мы с вами познакомимся поближе с иллюстрациями, которые нарисовал художник – иллюстратор – Байназар Альменов.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, на первой странице книги Байназар Альменов нарисовал портрет писателя, написавшего сказку Шурале – Габдуллу Тукая
- А вот следующая иллюстрация. Чтобы вам было лучше видено, вы можете рассмотреть иллюстрацию в увеличенном виде. Здесь художник Байназар Альменов изобразил деревню, где жил поэт Г. Тукай.
Послушайте, как описывает свою деревню поэт:
«Со всех сторон той деревни – лес стоял.
Там луга и зелень трав одеялом были из бархата»
Воспитатель: Ребята, художник изобразил на первом плане лес, деревья (березки, зеленые луга, цветочную поляну с разноцветными красивыми цветами.
- А как вы думаете, куда ведет дорога, идущая из леса?
Предполагаемые ответы детей:
Дорога ведет в деревню. Через деревню протекает речка, через речку проложен мостик, в деревне также стоит мельница.
Воспитатель:
- Наше путешествие по книге продолжается. Вот еще одна иллюстрация к этой книге.
- Какой эпизод из сказки изображен?
Предполагаемые ответы детей:
На этой картине художник Байназар Альменов изобразил Шурале с Былтыром.
Воспитатель: Где происходит их встреча?
Предполагаемые ответы детей:
В лесу.
Воспитатель: Как вы думаете, какая картина по настроению?
Предполагаемые ответы детей:
-Эта картина настораживающая, так как неожиданно из - за деревьев появляется Шурале, как «чудовище» - страшное. ;
-Если бы я такого встретил в лесу, то наверное, сразу бы испугался.
Воспитатель: Каким художник Байназар Альменов изобразил главного героя сказки – Шурале? (что вы можете рассказать о его внешнем виде?
Предполагаемые ответы детей:
-На лбу у Шурале длинный рог.
-Пальцы – длинные, прямые
-Нос кривой – как изогнутый крючок, глаза сверкают.
-Шурале немного чем – то похож на человека, но очень высокий.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, каким образом наделен герой сказки Былтыр?
Предполагаемые ответы детей:
Батыра художник изобразил храбрым. Он совсем не испугался встречи с лесным Шурале, а наоборот. Стоит прямо, гордо, мужественно, а в руках у него топор.
Воспитатель: Какие краски выбрал художник для изображения леса?
Предполагаемые ответы детей:
-Синевато – зеленые.
Воспитатель: Каким изображен лес на картине?
Предполагаемые ответы детей:
-Лес густой, темный, там растут величавые дубы, также мы не можем не заметить огромный пень срубленного старого дуба, а возле него растут цветущие белые цветы.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что сказки можно написать и в прозах, и в стихах, и в мультфильмах;
художники - иллюстраторы могут представить сказку в произведениях живописи. Также сказочный образ можно передать в музыкальном произведении.
- Вот и к сказке Габдуллы Тукая «Шурале» было написано музыкальное произведение татарским композитором Фанисом Яруллиным, это музыка к балету.
(Включается запись из балета Шурале)
Физминутка
Воспитатель:
- Давайте, ребята, споем песенку про Шурале.
Кто такой сидит сердитый с виду,
Под деревьями сидит,
Не таи на нас обиду,
и навстречу выходи
Эй, Шурале, Шурале,
Будь поближе к нам ђле!
С нами смех твой разольется
По твоей обители!
Воспитатель:
-Немножко отдохнули? А сейчас продолжаем наше путешествие по книге.
Воспитатель: Дети, что рассказывает вам эта картина? Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Предполагаемые ответы детей:
- Жалко Шурале. Эта жалостливая картина.
Воспитатель: Каким изображен Шурале на картине?
Предполагаемые ответы детей:
Беспомощным, обманутым, перехитренным Былтыром, плачущим.
Воспитатель: В какой позе находится Шурале?
Предполагаемые ответы детей:
Сидящем у бревна.
Воспитатель: Как, глядя на картину, художник дает нам понять, что он ревет, ему плохо?
Предполагаемые ответы детей:
-У него широко открыт рот, он кричит, зовет на помощь, у него закрыты от боли глаза, одна рука у него в щели бревна, другая держит голову.
Воспитатель: Кого еще можем видеть на картине возле Шурале?
Предполагаемые ответы детей:
-Художник изобразил возле Шурале его лесных друзей.
Воспитатель: Что они делают?
Предполагаемые ответы детей:
-Шурале сильно ругает его, грозит пальцем, остальные смеются над его словами: «Прищемленный прошлым годом, разве нынешним орет!»
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, помогли ли Шурале его лесные друзья?
Предполагаемые ответы детей:
- Нет, не помогли, они над ним только посмеялись и ушли.
-А я думаю, что они выручили, спасли его.
Воспитатель:
А давайте, ребята, придумаем свой конец сказки! Мне кажется, его лесные друзья, такие же, как Шурале, сначала так смеялись над ним, а потом пожалели и помогли ему вытащить пальцы из щели.
- И тогда Шурале очень обрадовался и решил их отблагодарить. Он позвал своих друзей к себе в гости на любимую «Лесную поляну» где их ждали угощения.
(Демонстрируется картина с изображением Шурале на поляне)
Воспитатель: Вот такого довольного, веселого Шурале я нарисовала, а сейчас я предлагаю каждому представить своего Шурале и нарисовать его.
(Самостоятельная работа детей)
Воспитатель: Молодцы ребята! Все старались. Какие интересные работы получились. А теперь давайте расположим своих Шурале на нашей поляне.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: А наше увлекательное путешествие по книге подошло к концу. Ребята вам понравилось? А что больше всего запомнилось? Что было самым трудным?
А сейчас снова при помощи волшебного колокольчика вернемся в детский сад!
(воспитатель звонит в колокольчик)
Варианты организации НОД в режимных моментах
Игры на образное ощущение колорита: «Если бы я был художником», «Подбери цвет»(.-Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями живописи,стр21.)
Рассматривание картин и иллюстраций к сказке различных художников,беседа по картинам и иллюстрациям к сказке.
Взаимодействие с родителями Посещения музея, выставок с репродукциями картин известных художников.
Используемая литература Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями живописи,под ред С. Ю. Беляева, В. Н. Поливина.