Яна Гурова
Конспект НОД «Путешествие по сказам дедушки Бажова» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 60 «Золотой ключик»
Конспект НОД
«Путешествие по сказам дедушки Бажова»
.
Составлено
воспитателем
Гуровой Я. Н.
Березники, 2015г.
Задачи:
1. Познакомить детей с биографией П. П. Бажова.
2. Развивать интерес к жанру - сказ, к литературному наследию П. Бажова.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по сказам дедушки Бажова“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
3. Способствовать передаче духовного опыта предков, который учит добру, щедрости, трудолюбию.
4. Пробуждать интерес и любовь к богатой природе Урала.
5. Воспитывать уважение к людям труда.
Предварительная работа:
Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков;
Рассматривание иллюстраций.
Организация развивающей среды: иллюстрации к сказам; портрет П. П. Бажова, мультимедийный проектор.
Ход НОД
Воспитатель: Мы с вами познакомились с некоторыми сказами Бажова, а сегодня я хочу вас познакомить с их автором - сказочником Павлом Петровичем Бажовым. Показ портрета писателя.
Рассказ сопровождается демонстрацией презентации
Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство прошло в городке Сысерти и на Полевском заводе, недалеко от Екатеринбурга. Отец его в ту пору был горнозаводским мастером, мать - искусной кружевницей. Павел рано начал сознавать себя ответственным членом семьи: пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес - принести ягод и грибов.
Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими. Вечерами, после тяжёлого трудового дня, заводская детвора собиралась у сторожил завода и слушали «тайные сказы» - народные предания о тяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которых говорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых «тайной силой» - Малахитницей. Слышал эти горняцкие сказы и Павел Бажов.
У П. П. Бажова рано проявились способности к учебе, он легко запоминал стихи. Закончил 4-классную поселковую школу. Друзья отца советовали дать мальчику хорошее образование. Но на гимназию для сына у родителей денег не было. Пришлось везти десятилетнего Пашу в Екатеринбург, устраивать в бесплатное духовное училище с общежитием.
После его окончания Бажов работал учителем в начальной школе. В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи.
Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь. В 1939 г. (когда П. П. Бажову уже было 60 лет) выходит самое знаменитое произведение - сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. Сказы были так хороши, что "Малахитовую шкатулку" послали на Международную выставку в Нью-Йорк (1939! Книге сделали специальный переплет на знаменитой свердловской гранильной фабрике. На серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и с изумрудными глазами. "Малахитовую шкатулку" перевели на 80 языков мира!
В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа. С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала. Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. Трудно отделить сказы Бажова о наших земляках-южноуральцах, от сказов о мастерах всего Урала. О камнерезах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.
Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки. В Копейске есть поселок его имени. По Волге ходит пароход «Павел Бажов». В Екатеринбурге на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову.
В Сысерти и Екатеринбурге сохранились дома, где жил писатель. Теперь это музеи.
Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера «Каменный цветок») .
По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.
Художники любят создавать иллюстрации к сказам Бажова.
Воспитатель: Сейчас я вас приглашаю в картинную галерею. Сегодня в ней представлена экспозиция по сказам Бажова.
В нашей галерее находятся иллюстрации к сказам. Как вы считаете, сможете вы узнать сказ по иллюстрациям? Проверим.
(Картины показываются по - порядку. Дети рассматривают, называют сказ, по возможности пересказывают изображенный сюжет.)
1. «Серебряное копытце» : «Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.»
2. «Малахитовая шкатулка» : «Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…»
4. «Синюшкин колодец» : «Хотел на ноги подняться, а не может. Отполз всё же таки сажени две ко взгорочку, шапку под голову. Да растянулся. Глядит – а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платишко на ней синее, платок на голове синий, и сама вся синёхонька, …
5. «Голубая змейка» : «одно показалось им непривычным: идёт, как плывёт, совсем, ребята разглядели – ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнутся. И то углядели, что с правой стороны от неё золотое облачко колышется, с левой – чёрное.»
6. «Серебряное копытце» : «Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит – старик весёлый да ласковый. Она и говорит: - Пойду. Только ты эту кошку Мурё нку тоже возьми: гляди, какая хорошая.»
7. «Малахитовая шкатулка» : «Как выдался такой часок, Танюшка и позвала ту женщину в голубец. Достала Танюшка шкатулку, показывает, а женщина поглядела маленько, да и говорит: - Наденько на себя – виднее будет.»
- Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили сюжеты. Какие из иллюстраций вам понравились больше и почему?
Воспитатель: Теперь очередь загадок. Уверена, вы легко ответите на них.
1. Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка …
(Дарёнка)
2. Шапочка Лейка
Говорит: «Смелей-ка,
С горки катится на нас
(Золотая Змейка)
3. Круглое окошко, - как в ключе, водица.
Возле той водицы старушонка злится.
Синенькая, тощая: дунь - и нет её,
Охраняет старая сокровище своё.
(Синюшкин колодец)
«Из какого сказа эти строки?»
1. «Змейка всё же их перехитрила – меж ног у ребят прокатила. У каждого одна штанина золочёной оказалась, другая как дёгтем вымазана.» («Голубая змейка»)
2. «Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку.» («Синюшкин колодец»)
3. «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.» («Серебряное копытце»)
4. «Потом, когда подросла Танюша, она и сама стала шкатулку доставать. Уедет мать со старшими парнишечками на покос или ещё куда, Танюшка останется домовничать» («Малахитовая шкатулка»)
5. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)
6. Чьи это слова: «Пр-равильно говоришь, пр-равильно.» (Кошка Мурёнка)
Воспитатель: Ребята, так о ком и о чем рассказывал П. Бажов в своих сказах? (про уральских мастеров, про верность и дружбу, о красоте родной природы)
Порадовали вы меня своими знаниями. Предлагаю вечером нарисовать иллюстрацию к сказу, который вам больше всего понравился, а я постараюсь его угадать.