Жанслу Аяганова
Конспект НОД «Прогулка по родному городу» на тему «Тюмень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Прогулка по родному городу»
Задачи:
Образовательные:
-Способствовать формированию представлений о том, что планета Земля – это громадный шар, на котором обитает много живых существ.
-Формирование у детей представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей родной стране, закрепить название «Россия».
-Продолжать знакомить детей с родным городом Тюмень, его достопримечательностями. Поддерживать и развивать стремление детей узнавать о городе как можно больше.
Темочки:
-Обобщить знания детей о разных временах года, их признаках, последовательности.
-Продолжать учить детей читать стихи громко и выразительно.
-Активизация словаря по теме.
Развивающие:
-Способствовать развитию любознательности внимания, мышления, воображения.
-Развивать интерес к охране природы.
Воспитательные:
-Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу, гордость за него.
-Воспитать экологически грамотное поведение в природе.
-Воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к ней;
-Воспитывать любознательность, сочувствие.
Оборудование:
-Презентация к занятию; карта России.
-Аудиозапись песни «Тюмень, моя Тюмень», стук дятла, чириканье воробья.
-Игрушка белочки, платок, конверт с заданием для квест-игры "Белочка".
Предварительная работа
-Знакомство с глобусом, рисование на тему : «Земля – наш дом».
-Беседы о родном городе, рассматривание фотографий, иллюстраций природы, чтение стихов.
-Беседы на темы: "Времена года", "Лесные жители", "Что происходит с природой в разные времена года" и др.
-Рассматривание иллюстраций, репродукций картин о временах года.
-Чтение художественной литературы, русских народных песенок, сказок, закличек на тематику по временам года.
-Загадывание загадок про животных, птиц, времена года.
-Прослушивание аудиокассет "Голоса природы", "Природа, птицы и природа",
"Звуки окружающего мира".
-Дидактические, подвижные игры, пальчиковая гимнастика по теме.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация».
Материал к занятию:
Силуэты птиц (снегирь, синичка, воробей, сорока, корзины с фруктами, грибами, овощами; наборы «Монгольская игра» (работа в парах)., игрушка белки, платок, конверт с заданиями для квест-игры "Белочка".
Ход НОД:
1). Организационный момент:(дети свободно стоят на ковре)
-Ребята, я предлагаю начать день с "песенки- приветствия"
(пение сопровождается жестами и движениями)
-Здравствуй, солнце золотое, соединили перед собой раскрытые ладошки
-Здравствуй, небо голубое, тянут руки вверх
-Здравствуй, вольный ветерок, качают из стороны в сторону поднятые руки
-Здравствуй, маленький дубок, соединяют руки, ладошки в стороны, имитируя
дерево
-Здравствуй утро, здравствуй день, разводят поочередно руки в стороны
-Нам здороваться не лень! показывают на себя и делают низкий поклон.
– Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с вами.
2). Основная часть
а)Сведения о планете
Посмотрите, ребята, что это такое? .(Воспитатель обращает внимание на экран) :
(наша планета Земля.)
Наша Земля (воспитатель читает стих-е)
_Это шар голубой,
Где посчастливилось
Жить нам с тобой.
Реки и горы, леса и моря-
Всё подарила нам наша Земля!
Показ слайдов с изображением природы, животных.
– Почему нашу планету называют «голубой планетой»?
(Потому, что на ней много воды.)
-Да, из космоса она выглядит как голубая планета потому, что на ней много морей, озер, рек.
-А еще ее называют «зеленой планетой». Почему?
(Потому, на ней много растений.)
-Благодаря деревьям, кустарникам, травам Земля и получила зеленый цвет - цвет природы и жизни. Только на планете Земля существует жизнь: здесь живут люди, животные, птицы, рыбы, растения и все они связаны друг с другом и им должно быть хорошо вместе, а человек должен заботиться о живой природе, учиться у нее мудрости и красоте.
б)Сведения о Родине.
Воспитатель:
- У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Родина - значит родная, как мама и папа. Родина у каждого человека одна. Как называется наша Родина? Давайте произнесем его хором: Россия. Мы все россияне и мы горячо любим свою Родину.
-Посмотрите, как выглядит на карте наша Родина.
(Ребёнок читает стихотворение) :
Слышишь песенку Ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина - Это тоже Родина.
(М. Пляцковский.)
-в)Путешествие по Тюмени
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в одном из красивейших городов России. Как он называется? Посмотрите, какой он красивый! Сколько в нем больших домов, широких площадей, прямых улиц, тенистых скверов и парков. О нашем городе даже сложили много песен. Послушаем одну из них.
Показ слайдов с изображением достопримечательностей Тюмени.
Звучит песня про Тюмень. (Г. Клещев "Тюмень, моя Тюмень)
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы отправимся в увлекательное путешествие по красивым местам Тюмени и побываем там в разное время года.
В какое время года мы попали, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Пришла девица красная И листья обсыпает. А как она зовется, Кто, дети, угадает? - осень -
Желтой краской крашу я Поле, лес, долины. И люблю я шум дождя, Назови-ка ты меня! (осень) Показ слайдов (осенние пейзажи сквера Н. М. Немцова)
Посмотрите, какая она нарядная.
Осень очень постаралась: так красиво разрисовала, украсила наш сквер.
Все деревья одеты в яркий, золотистый, желто-красный наряд. Как много лежит листвы на земле! Когда листья падают с деревьев, как это называется? (листопад)
– Вы узнали, где мы находимся?
Да, это сквер Немцова, названный в честь советского революционера Николая Михайловича Немцова. Любимое место отдыха жителей Тюмени.
-Ребята, как нужно вести себя в сквере. парке? (тихо, спокойно.)- показ схем-картинок о правилах поведения в лесу.
Здесь летом тюменцы любят посидеть в тенёчке, подышать чистым воздухом. А осенью,любуются красотой осенних деревьев и не только.
Как вы думаете,а еще почему горожане приходят сюда?
С кем хотят повидаться? За кем понаблюдать?
(На столе стоит игрушка-белка, накрытая платком.)
Воспитатель читает загадку:
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
Дети: Белка.
-
Воспитатель:
- Посмотрим, кто у нас тут прячется?
(Открывает накрытую белочку, которая держит в лапах конверт).
-Как она здесь оказалась?
Она здесь живет, у нее просторный дом. Тюменцы любят ее, приносят гостинцы.
-Ребята, скажите, можно ли кормить белочку той пищей, которую мы с вами едим: конфеты, печенье, тортики, колбаски? (нет). -Почему?
-А что она любит? (грибочки, шишки)
- Ребята, с белочкой произошла грустная история. Зайчишки-плутишки подшутили над ней и спрятали ее корзинку с запасами, которые она собирала на зиму для своей семьи. Давайте поможем белочке найти корзинку. Зайцы оставили подсказки, по которым мы будем искать место, где спрятаны ее запасы.
Квест - игра "Белочка"
Из конверта достаем листок с изображением заштрихованной книги, делаем вывод, что идти надо к книжному уголку.
Дети должны найти там следующий конверт. В нем находится разрезанная на части картинка с нарисованным орехом.
На одной из частей изображен мячик. Переходим в физкультурный уголок; в ящике с мячами находится листок с заданием «Четвертый лишний» (белка, заяц, ежик, барабан).
В музыкальном уголке дети находят барабан, к которому прикреплен листок с математическим примером 1+1+1+1+1=?
Нужно правильно решить пример и найти изображение цифры 5 в игровой комнате (на дверце шкафчика).
За ней стоят 3 корзинки: одна с фруктами, вторая с овощами, третья с шишками, орехами и грибами. Детям надо определить, какая из корзинок принадлежит белке.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Вы нашли запасы белочки и спасли ее семью от голода.
А теперь скажите, какую подсказку оказалось разгадать труднее всего?
Ну а с чем вы справились очень быстро?
Какое задание было самым интересным для вас?
- А нам пора прощатся с белочкой. До свидания, белочка, и мы продолжаем свое путешествие.
Воспитатель читает загадку про зиму:
Снег идёт,
Под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята
- Снова к нам пришла.
(Зима.)
Показ слайдов (зимние пейзажи "Цветного бульвара").
- Посмотрите как зимой красиво, все деревья, земля, дома укутаны белым снегом. Помните, как мы радовались, когда пришла зима, как весело играли со снегом. А скажите, какой был снег?
(Белый, пушистый, холодный, мягкий, липкий, мокрый.)
-Узнали, куда мы с вами попали?
Зто-же «Цветной бульвар». Его посещают все жители нашего города "от мала, до велика". А зимой особенно. Всем нравится ледяные городки, горки, свежий воздух. Это любимое место отдыха и детей и взрослых.
-Нас встречают два веселых снеговика, поиграем с ними "Чем снеговики отличаются?"
(дети находят отличия м/у снеговиками).
Звукозапись " Голоса птиц:стук дятла, чирикание воробья ".
-Кто это к нам пожаловал? ( На доске 10 птиц: снегирь, синичка, голубь, воробей,сорока, скворец, ласточка, галка, грач, лебедь, журавль)
-Здесь ребята, что-то не так.
-Все ли птицы являются зимующими? (часть -перелетные).
-Ребята, все перелетные птицы должны улететь в теплые края, а то они погибнут.
Дидактическая игра «Перелётные и зимующие птицы»
Воспитатель:
Разместим птиц в «свои домики» : перелетных и зимующих.
Сначала выберем перелетных птиц:
(Дети выбирают перелётную птицу,перемещают где изображен юг- пальма и солнце. Действие повторяется со всеми птицами. Аналогичные действия проводят с зимующими птицами, на изображена -сугробы, голое дерево
Воспитатель:
Зимующие птицы остаются зимовать. Чем же они питаются? (Ответы детей)
-Да, правильно. а где-же кормушка?
Динамическая пауза
(Дети подходят к воспитателю в центр группы)
Ребята дощечки пилили, пилили (пилящие движения ребром ладони)
И дружно кормушку для птиц мастерили (постукивание кулачками друг по другу)
В неё мы насыплем для птиц угощенье (имитация движения кормления)
А чтобы на птичий обед посмотреть
Чуть–чуть отойдём и не будем шуметь.
(Отходим назад и подносим указательный палец к губам)
А кто что ест?» (Дети садятся на ковер)
Пальчик. игра-гимнастика "Зимующие птицы"
Прилетайте, птички! "зовущие" движения пальцев
Сала дам синичке "режущие" движенияодной ладони по другой-4 раза
Приготовлю крошки, пальцы щепоткой- "крошим" хлеб
хлебушка немножко
Эти крошки - голубям вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью
Эти крошки воробьям то-же левой рукой
Галки да вороны- ешьте макароны! тереть ладонью о ладонь, "катая"
из хлеба макароны.
Воспитатель: Рады птички, сыты; а теперь хотят поиграть
Наши птицы взлетели, высоко сели, видны только их тени.
Дидактическая игра «Узнай зимующих птиц по тени (силуэту)»
(Дети по силуэту на экране и голосу узнают птицу, если узнали, силуэт становится красочным)
Эти птицы морозов не боятся. Как мы их называем? (Зимующие).
Ну, вот всех мы птиц накормили,поиграли, скажем птицам до свидания. А мы продолжаем свое путешествие.
Воспитатель читает загадку про весну:
Солнце ярче светит,
Дует теплый ветер,
Птицы с юга прилетели,
звонко капают капели,
вот и кончилась зима,
к нам опять пришла … (Весна.)
Слайды –(весенние пейзажи лесопарка имени Ю. Гагарина).
- Вы узнали где мы находимся?
Лесопарк им. Гагарина находится в Заречной части г. Тюмени. До 2004 года назывался "Мысовская дача" Это излюбленное место отдыха всех горожан.
А как нужно вести себя в лесах, парках?
(не шуметь, не кричать, не рвать цветы, а только любоваться.)
- Почему?
Ребенок: Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Т. Собакина.
Игра «Какой цветок лишний». (дети называют 3 варианта ответа)
Воспитатель: читает загадку про лето.
Зеленеют луга,
В небе — радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовет купаться. (Лето.)
Слайды -(набережная реки Туры)
И мы с вами оказались на набережной р. Туры. Узнаете это место?
Набережная реки Туры- одно из излюбленных мест отдыха жителей и гостей Тюмени.
Это место которое распологает к спокойным прогулкам вдоль реки и отдыху.
Это единственная четырехуровневая набережная в России.
Ёе общая высота составляет 24 метра, а протяженность -4 км.
На набережной нас встречает Гулливер, он предлогает составить фигуру танцующего человека (по схеме).
Головоломка "Монгольская игра" (работа в парах)
- Из каких геометрических фигур состоит туловище, голова, ноги?
- Сколько всего квадратов, треугольников, прямоугольников?
(Ответы детей.)
Рефлексия:
- Вот и закончилось наша прогулка по родному городу Тюмени.
- Где мы с вами побывали? -Кого встретили?
-Что можно сказать о нашем городе? -Какой он?
(Красивый, большой, чистый, веселый, зеленый.)
-Кто делает его таким красивым, чистым, зеленым?
- Когда вы вырастите, кто будет заботиться о красоте и чистоте нашего города?
Да вы станете строителями, врачами, пожарными и будете трудиться на благо нашего города, беречь его, заботиться о его красоте.