Громоляк Ирина Стефановна
Конспект НОД по экологии с проблемными ситуациями для детей подготовительной к школе группы «Юные экологи спешат на помощь»
▼ Скачать + Заказать документы
с проблемными ситуациями для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Юные экологи спешат на помощь»
Программное содержание:
- познакомить детей с новым понятием – «Экологические катастрофы»
(большой вред, который наносится природе по вине человека, «Экологи»
Публикация «Конспект НОД по экологии с проблемными ситуациями для детей подготовительной к школе группы „Юные экологи спешат на помощь“» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
(люди, которые помогают природе);
- расширять кругозор детей за счет усвоения представлений об окружающем
мире;
- уточнить представление о перелетных и зимующих птицах;
- развивать познавательный интерес детей к жизни птиц, умение решать
проблемные ситуации;
- обогащать представление о взаимосвязи животных с окружающей средой;
- формировать практические природоохранные умения;
- способствовать воспитанию гуманного отношения к животным на основе
понимания связи каждого живого организма с окружающей средой;
- развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие,
зрительное сосредоточение, зрительную память;
- воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям;
- воспитывать умение слушать педагога и сверстников,
получать удовлетворение от проделанной работы;
- ввести в словарный запас детей слова «эколог», «экологическая
катастрофа».
Материал: план – схема; игрушка белка; модель «Живое»; карточки с изображением птиц; иллюстрации (перелетные и зимующие птицы); муляжи обитателей водоемов; мольберт; ткань синего цвета (река); бросовый материал (коробки, проволока); ножницы.
Проектор, экран, аудиозапись шума воды в реке, пения птиц.
Галстуки зеленого цвета.
Ход занятия.
Воспитатель приносит в группу конверт, в котором находится письмо и план – схема.
Педагог читает: «Дорогие ребята, я приглашаю вас в путешествие. Дорогу вам укажет план – схема. Вас ожидают интересные встречи и решение непростых проблем и ситуаций. Знания и смекалка вам очень пригодятся. Белочка».
Дети знакомятся с планом – схемой, на которой обозначен маршрут путешествия с отмеченными остановками «Речка», «Лес», «Лаборатория, «мастерская».
Первая остановка – «Речка».
Педагог предлагает отправиться в путешествие.
Детей встречает белочка и рассказывает о том, что с ней произошло: «Один мальчик увидел меня в лесу, подкрался тихонько и поймал. Принес меня сюда и бросил. Я осмотрелась по сторонам и увидела, что это не мой дом. Здесь вода, земля, незнакомые растения… Я очень хочу домой, но мне интересно: где я, что вокруг меня. Расскажите мне, пожалуйста».
Педагог обращает внимание детей на экран, где изображена река.
Рассказ детей. Это река, в реке течет вода, у реки есть два берега.
Воспитатель. Расскажите, ребята, кто живет в речке.
Рассказ детей. В речке живут рыбы, раки, насекомые, растения; к реке приходят животные напиться воды, в реках живут бобры.
(Рассказ сопровождается показом иллюстраций, игрушек).
Воспитатель. Все обитатели реки, животные и растения – живые. А вы, ребята, знаете, что значит – живые? Давайте рассмотрим модель «живое» и расскажем белочке все, что мы знаем. Научим ее определять, где живой объект, а где неживой.
Работа с моделью «Живое».
Дети по очереди берут схемы и рассказывают: все живые существа дышат, растут, питаются, двигаются, размножаются.
(Рассказ сопровождается выкладыванием модели «живое»).
- Молодцы, справились с заданием!
В мире огромном,
В мире прекрасном,
В маленькой речке
Под солнышком ясным
Рыбы и раки,
Жуки – плавуны
Просто не могут без чистой воды!
Воспитатель обращает внимание детей на выложенную на полу речку (в ней находится много мусора).
- Что это в нашей реке? (Ответы детей).
- Ребята, когда природу загрязняют, это называется экологическая
катастрофа.
- Что нам делать, как нам быть? (Ответы детей).
- Правильно, речку от мусора нужно спасти, собрать его в пакет и выбросить
в мусорный контейнер. У меня есть пакеты для мусора. Кто – то из вас
будет держать пакеты, а кто – то наденет перчатки и соберет мусор.
(Дети собирают мусор в пакеты).
Воспитатель. Молодцы, ребята, помогли речке, освободили ее от мусора. А вы знаете, как называют людей, которые помогают природе? Их называют экологами. Вы сегодня стали юными экологами. Я поздравляю вас и хочу повязать вам специальные галстуки. А как вы думаете, почему галстуки зеленого цвета? (Рассуждения детей).
Теперь все будут знать, что вы оберегаете природу, заботитесь о ней.
Слышится шум воды (аудиозапись).
Воспитатель. Ребята, что вы слышите? Это речка благодарит вас за помощь. Теперь вы можете вернуть обитателей в чистую воду.
(Дети берут муляжи обитателей реки, называют их и возвращают в водоем).
Воспитатель. Нам еще нужно помочь белочке вернуться домой. А где живет белка? Расскажите об этом.
(Рассказы детей).
Давайте внимательно посмотрим на схему и отправимся дальше по нашему маршруту.
Дети идут в уголок леса.
Воспитатель. Белочка, тебе эти места знакомы. Ребята, какое теперь время года по календарю? (Поздняя осень). А по календарю ненцев уже наступила зима: снег лег и не тает, по нему можно ездить на нартах, запряженных в оленью упряжку. Реки начинают замерзать и покрываются льдом. Как вы думаете, белка готова к зиме? Расскажите об этом. (Ответы детей).
На экране появляется изображение белки в зимней серой «шубке».
- Теперь мы можем ее оставить здесь – пусть лакомится орешками и грибами.
- Птичьих голосов в лесу стало меньше – куда они подевались? Расскажите.
- Правильно, многие птицы улетели в теплые края. Как называют этих птиц?
(Перелетные). Почему они улетели? (Ответы детей)
- Но некоторые птицы остались зимовать в наших краях. Птицы пугливы и прячутся среди веток деревьев.
(На экране появляется изображения птиц на зашумленном фоне).
- Посмотрите внимательно и назовите птиц, которых вы узнали.
- Правильно, зимуют у нас воробьи, синицы, вороны, дятлы, клесты, совы.
А почему эти птицы не улетают в теплые края?
Дети делают заключение, что для этих птиц зимой есть корм.
Зрительная гимнастика.
Птичка крылышки сложила, Движения глаз вверх – вниз.
Птичка перышки помыла,
Птичка клювом повела, Движения глаз вправо – влево.
Птичка зернышко нашла.
Птичка зернышко поела, Круговые движения глаз.
Наша птичка улетела.
Воспитатель. Ребята, я надеюсь, что юные экологи хорошо запомнили зимующих птиц. Пойдем в нашу «Лабораторию» и там поработаем.
Вспомните птиц, которых вы видели в лесу, и обведите их изображения на своих листах.
(Воспитатель проверяет выполнение задания).
- А сейчас проверим ваше внимание. Проведем игру «Кто лишний?» Я назову несколько птиц, а вы на слух определите ту, которая не подходит к остальным. (Игра проводится в быстром темпе).
- Давайте, ребята, проверим, хорошо ли вы запомнили, по каким признакам отличают живое от не живого. Возьмите по две карточки, внимательно посмотрите и определите, к какой природе относится то, что нарисовано.
(Дети раскладывают карточки по соответствующим карманам и объясняют свое решение).
На экране появляется изображение воробья.
Воспитатель. Настоящие экологи даже понимают голоса птиц. Кто из вас догадается, о чем сообщает воробей?
Ребенок читает стихотворение.
Я – маленький воробей,
Я гибну. Дети, спасите,
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтоб сторож ворон с огорода гонял.
Пожалуйста, помогите!
Второй ребенок читает стихотворение.
Я – дятел, пестрый такой,
Я гибну. Дети, спасите…
Все лето я клювом стволы долбил,
Тьму вредных букашек истребил,
Пожалуйста, помогите!
- О какой помощи просят птицы? Что нам делать? Как нам быть?
(Ответы детей).
Давайте посмотрим на план – схему, нет ли там следующей остановки.
Дети читают название следующей остановки «Мастерская» и идут делать кормушки.
Воспитатель. Ребята, что находится у вас на столе? Сегодня мы попробуем ненужные молочные пакеты превратить в полезные вещи. Сделаем из пакетов кормушки для птиц.
Прежде, чем приступить к работе, рассмотрим алгоритм изготовления необычной кормушки.
(На экране показаны этапы работы. Дети рассказывают о последовательности действий при изготовлении кормушки).
Изготовление детьми кормушек из пакетов от сока и молока.
(Дети ножницами вырезают отверстие в пакете и прикрепляют проволоку).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед.
Воспитатель. На прогулке мы повесим наши кормушки на деревья и насыплем в них корм. Так спасем птиц от зимнего голода.
Вот и закончилось наше путешествие. Что вам больше всего понравилось в нем? Кому мы помогли? Теперь вы знаете, как оберегать природу и помогать обитателям водоемов и лесов. А на память о нашей встрече я предлагаю всем вместе сфотографироваться.
Дети фотографируются на фоне леса. На прогулке развешивают кормушки с кормом для птиц.